Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Наталия МАРКОВА

Девушка, читающая письмо
у открытого окна

Ян Вермер Делфтский. ДЕВУШКА, ЧИТАЮЩАЯ ПИСЬМО У ОТКРЫТОГО ОКНА

Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ
ДЕВУШКА, ЧИТАЮЩАЯ ПИСЬМО У ОТКРЫТОГО ОКНА
Ок. 1657. Государственные художественные собрания, Галерея старых мастеров, Дрезден

Одно из ранних полотен художника, в котором определились все характерные особенности его творчества. Мотив чрезвычайно прост (одинокая фигура в интерьере) и так же лаконична композиция. Пространное название исчерпывающе описывает сюжет. Но живописно-пластическая тема картины не совпадает с литературно-повествовательной. Кисть художника рассказывает не о том, что это за девушка и о чем письмо, какие чувства оно вызвало, но о том, как поток света, льющийся из высокого окна, преображает все, что встречает на пути: обдает золотым сиянием женскую фигуру и рисует на стекле ее отражение, заставляет вспыхнуть рубином оконную драпировку и струить прохладу зеленый шелк отдернутой занавески, зажигает россыпью драгоценных камней узор ковра и натюрморт из фруктов. Свет сообщает трепет жизни и поэтическое очарование всему, чего касается. Полотно говорит о красоте тихого домашнего дня, о поэзии, таящейся в мгновениях повседневности.

Воспроизведение картины с прочерченными линиями перспективы

Воспроизведение картины
с прочерченными линиями перспективы

Впрочем, поначалу художник дал зрителю «ключик» к сюжету: на стене, над головой девушки, была изображена (это можно увидеть в рентгеновских лучах) картина «Купидон» Цезаря ван Эвердингена — та же, что присутствует на других полотнах Вермера: «Дама, стоящая за вёрджинелом» (Национальная галерея, Лондон) и «Прерванный концерт» (собрание Фрик, Нью-Йорк). Присутствие купидона во всех случаях давало понять зрителю, что девушка читает любовное послание. Получение, чтение или писание письма — частый сюжет картин Вермера, и обычно намеком на любовное содержание служил прием «картина в картине». Однако в окончательном варианте Вермер отказался от всяких указаний на сюжетную подоплеку и записал картину с купидоном как лишний «информационный шум», мешающий цельности и концентрированности художественного воздействия, где главное — покой и сосредоточенность.

Дама, стоящая за вёрджинелом. 1673–1675. Национальная галерея, Лондон

Дама, стоящая за вёрджинелом
1673–1675. Национальная галерея, Лондон

Колорит картины построен на рискованном сопоставлении контрастных зеленых и красных цветов, и надо было обладать изощренным глазом и живописной техникой, чтобы взять верные оттенки и провести их через многие градации к гармонии общего впечатления.

Подобно большинству произведений Вермера, «Девушка, читающая письмо» утратила со временем имя своего создателя, и, когда в 1742 г. саксонский курфюрст Август III приобрел картину, он искренне полагал, что стал обладателем еще одного шедевра Рембрандта!

Прерванный концерт. Ок. 1660–1661. собрание Фрик, Нью-Йорк

Прерванный концерт
Ок. 1660–1661. собрание Фрик, Нью-Йорк