АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Наталия МАРКОВА
Девушка, читающая письмо
у открытого окна
Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ
ДЕВУШКА, ЧИТАЮЩАЯ ПИСЬМО У ОТКРЫТОГО ОКНА
Ок. 1657. Государственные художественные собрания,
Галерея старых мастеров, Дрезден
Одно из ранних
полотен художника, в котором определились все
характерные особенности его творчества. Мотив
чрезвычайно прост (одинокая фигура в интерьере) и
так же лаконична композиция. Пространное
название исчерпывающе описывает сюжет. Но
живописно-пластическая тема картины не
совпадает с литературно-повествовательной.
Кисть художника рассказывает не о том, что это за
девушка и о чем письмо, какие чувства оно вызвало,
но о том, как поток света, льющийся из высокого
окна, преображает все, что встречает на пути:
обдает золотым сиянием женскую фигуру и рисует
на стекле ее отражение, заставляет вспыхнуть
рубином оконную драпировку и струить прохладу
зеленый шелк отдернутой занавески, зажигает
россыпью драгоценных камней узор ковра и
натюрморт из фруктов. Свет сообщает трепет жизни
и поэтическое очарование всему, чего касается.
Полотно говорит о красоте тихого домашнего дня, о
поэзии, таящейся в мгновениях повседневности.
Воспроизведение картины
с прочерченными линиями перспективы
Впрочем, поначалу художник дал зрителю
«ключик» к сюжету: на стене, над головой девушки,
была изображена (это можно увидеть в
рентгеновских лучах) картина «Купидон» Цезаря
ван Эвердингена — та же, что присутствует на
других полотнах Вермера: «Дама, стоящая за
вёрджинелом» (Национальная галерея, Лондон) и
«Прерванный концерт» (собрание Фрик, Нью-Йорк).
Присутствие купидона во всех случаях давало
понять зрителю, что девушка читает любовное
послание. Получение, чтение или писание письма —
частый сюжет картин Вермера, и обычно намеком на
любовное содержание служил прием «картина в
картине». Однако в окончательном варианте Вермер
отказался от всяких указаний на сюжетную
подоплеку и записал картину с купидоном как
лишний «информационный шум», мешающий цельности
и концентрированности художественного
воздействия, где главное — покой и
сосредоточенность.
Дама, стоящая за вёрджинелом
1673–1675. Национальная галерея, Лондон
Колорит картины построен на
рискованном сопоставлении контрастных зеленых и
красных цветов, и надо было обладать изощренным
глазом и живописной техникой, чтобы взять верные
оттенки и провести их через многие градации к
гармонии общего впечатления.
Подобно большинству произведений
Вермера, «Девушка, читающая письмо» утратила со
временем имя своего создателя, и, когда в 1742 г.
саксонский курфюрст Август III приобрел картину,
он искренне полагал, что стал обладателем еще
одного шедевра Рембрандта!
Прерванный концерт
Ок. 1660–1661. собрание Фрик, Нью-Йорк
|