АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена МЕДКОВА
ГЕНИЙ МЕСТА
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ
В связи с тем что вопрос об учителях
Вермера крайне не прояснен, перечислять всех
кандидатов нет смысла. Можем остановиться на
личности Карела Фабрициуса, ученика Рембрандта,
в начале 1650-х гг. переселившегося в
Делфт и трагически погибшего при взрыве
порохового склада. В некрологе Вермер назван
учеником Фабрициуса в весьма поэтических
выражениях: «Так как погас этот феникс (К.
Фабрициус. – Е.М.), к нашему несчастию, в
расцвете своей славы он ушел из жизни. Но к
счастью, из пепла должен был подняться Вермер как
мастер, идущий по его стезе» (Карел Фабрициус
«Вид Делфта с лавкой продавца музыкальных
инструментов» (1).
Что же касается более правдоподобных
доказательств, то можно сравнить живописную
манеру раннего Вермера, в частности тот фрагмент
картины «У сводни» (2), в котором изображен
щеголь с бокалом, со стилистическими
особенностями портретов Рембрандта. Общность
можно почувствовать в обманной золотистой
атмосфере размытых полутонов света и тени,
скользящих по лицам. Обращение героя Вермера к
зрителю со здравицей отсылает к знаменитому
рембрандтовскому «Автопортрету с Саскией на
коленях» (3). Кстати, именно эта аналогия
позволяет выдвинуть гипотезу о том, что в картине
«У сводни» мы имеем единственный предполагаемый
автопортрет Вермера.
В дальнейшем Вермер откажется от
больших форматов, откровенно тревожной барочной
атмосферы противоборства света и тьмы, от идеи
создания индивидуального варианта библейской
образности. Барочный компонент уйдет глубоко
внутрь. О нем будет напоминать предельная
напряженность гармоний Вермера, продуманная
символическая драматургия затененных и
освещенных зон интерьера и аура
символико-аллегорического подтекста,
пропитывающая образность полотен Вермера. Здесь
же можно вспомнить и о концепции
провиденциальной связи миров посредством
внезапного и незапланированного прорыва
трансцендентального в реальность («Вид Делфта»).
Главное, что получит Вермер от своего
предполагаемого учителя, – это чувство большого
стиля и классической формы, восходящие к
идеальной пластике итальянского Ренессанса. На
протяжении всего ХVI века нидерландские мастера в
той или иной мере пытались овладеть
пространственно-пластическими обретениями юга и
решить проблему воссоединения ценностей
итальянского и Северного Возрождения, но удалось
это только Вермеру.
Дух классицизма стал тем основанием, в
лоне которого классическая форма и
математически правильная перспектива
итальянцев слились с одушевленной магией света и
цвета отца-основателя нидерландской
национальной школы Яна ван Эйка. Особенностью
«вермеровского классицизма» стало то, что он
осуществился в жанре «низком» с точки зрения
классицистической классификации, преобразовав
коренным образом формальную структуру картин
быта, в котором как раз воплотились идеальные
представления голландцев о совершенной модели
мироздания.
Библиография
Золотов Ю.К. Ян Вермер Делфтский. —
М., 1995.
Лазарев В.Н. Ян Вермеер. // В кн.: В.Н.
Лазарев. Старые европейские мастера. — М., 1974.
Ротенберг Е.И. Вермер. // В кн.: Е.И.
Ротенберг. Западноевропейская живопись XVII
века. Тематические принципы. — М., 1989.
Уилок А.К. Ян Вермер. — М., 1994. |