Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА

ГЕНИЙ МЕСТА

ПРЕДШЕСТВЕННИКИ

В связи с тем что вопрос об учителях Вермера крайне не прояснен, перечислять всех кандидатов нет смысла. Можем остановиться на личности Карела Фабрициуса, ученика Рембрандта, в начале 1650-х гг. переселившегося в Делфт и трагически погибшего при взрыве порохового склада. В некрологе Вермер назван учеником Фабрициуса в весьма поэтических выражениях: «Так как погас этот феникс (К. Фабрициус. – Е.М.), к нашему несчастию, в расцвете своей славы он ушел из жизни. Но к счастью, из пепла должен был подняться Вермер как мастер, идущий по его стезе» (Карел Фабрициус «Вид Делфта с лавкой продавца музыкальных инструментов» (1).

Что же касается более правдоподобных доказательств, то можно сравнить живописную манеру раннего Вермера, в частности тот фрагмент картины «У сводни» (2), в котором изображен щеголь с бокалом, со стилистическими особенностями портретов Рембрандта. Общность можно почувствовать в обманной золотистой атмосфере размытых полутонов света и тени, скользящих по лицам. Обращение героя Вермера к зрителю со здравицей отсылает к знаменитому рембрандтовскому «Автопортрету с Саскией на коленях» (3). Кстати, именно эта аналогия позволяет выдвинуть гипотезу о том, что в картине «У сводни» мы имеем единственный предполагаемый автопортрет Вермера.

В дальнейшем Вермер откажется от больших форматов, откровенно тревожной барочной атмосферы противоборства света и тьмы, от идеи создания индивидуального варианта библейской образности. Барочный компонент уйдет глубоко внутрь. О нем будет напоминать предельная напряженность гармоний Вермера, продуманная символическая драматургия затененных и освещенных зон интерьера и аура символико-аллегорического подтекста, пропитывающая образность полотен Вермера. Здесь же можно вспомнить и о концепции провиденциальной связи миров посредством внезапного и незапланированного прорыва трансцендентального в реальность («Вид Делфта»).

Главное, что получит Вермер от своего предполагаемого учителя, – это чувство большого стиля и классической формы, восходящие к идеальной пластике итальянского Ренессанса. На протяжении всего ХVI века нидерландские мастера в той или иной мере пытались овладеть пространственно-пластическими обретениями юга и решить проблему воссоединения ценностей итальянского и Северного Возрождения, но удалось это только Вермеру.

Дух классицизма стал тем основанием, в лоне которого классическая форма и математически правильная перспектива итальянцев слились с одушевленной магией света и цвета отца-основателя нидерландской национальной школы Яна ван Эйка. Особенностью «вермеровского классицизма» стало то, что он осуществился в жанре «низком» с точки зрения классицистической классификации, преобразовав коренным образом формальную структуру картин быта, в котором как раз воплотились идеальные представления голландцев о совершенной модели мироздания.

Библиография

Золотов Ю.К. Ян Вермер Делфтский. — М., 1995.

Лазарев В.Н. Ян Вермеер. // В кн.: В.Н. Лазарев. Старые европейские мастера. — М., 1974.

Ротенберг Е.И. Вермер. // В кн.: Е.И. Ротенберг. Западноевропейская живопись XVII века. Тематические принципы. — М., 1989.

Уилок А.К. Ян Вермер. — М., 1994.