АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Наталия МАРКОВА
МОЛОЧНИЦА
Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ
МОЛОЧНИЦА
Ок. 1658–1660. Государственный музей (Рейксмузеум),
Амстердам
Внимательно
следя за струйкой молока, кухарка привычным
движением наливает молоко из кувшина в крынку.
Удивительно, как из такого заурядного
повседневного действия художник извлек столько
красоты и поэзии! Простотой, уверенным
спокойствием и природной силой веет от крепкой,
ладной фигуры, привычных к труду рук,
обветренного, загорелого лица. И эта связь с
первозданным миром природы возвышает эту
женщину над прозой будней, сообщает величие и
монументальность, напомнившую одному из
искусствоведов даже «мощь Микеланджеловских
сивилл». С таким достоинством и величием будет
писать в XIX веке своих крестьян Милле.
Под стать героине и натюрморт на столе,
сложенный из таких же простых, изначальных вещей.
Молоко и хлеб — дары природы, глиняная посуда —
по сути, та же сформованная и обожженная «земля».
Восхитительно мастерство Вермера в передаче
фактуры предметов! Скользя взглядом по кувшину,
корзинке и аппетитному хлебу, мы ощущаем
прохладную гладь керамики и шершавый край
плетенки на ладони, вкус румяной булочки на
языке. Художник накладывает краску густым слоем,
он почти лепит кистью, как будто заново
воссоздавая предметы, но не из теста или глины, а
из красочной массы. Особенно внимательно, во всех
пластических нюансах вылеплены лицо, головной
убор и одежда служанки, а молочная струя передана
рельефным мазком белил.
Такие же изначальные цвета объединены
в одежде молочницы: желтый, синий и красный —
основные цвета спектра. (Следует отметить, что
эти цвета считались «благородными» и не
характерными для одежды простолюдинов, в которой
преобладали серый и коричневый.) Впервые в этой
картине Вермер нашел свое любимое созвучие
интенсивного желтого и синего. Характерный для
живописи Вермера прием цветных теней и рефлексов
особенно хорошо виден в складках рукавов кофты, а
его своеобразный «пуантилизм» — в изображении
хлебов.
«Молочница» Вермера не имеет равных в
голландском искусстве по правдивости и
убедительности изображения человека из народа.
Созданный художником уникальный образ уже с XVIII
века стал восприниматься как олицетворение
Голландии. |