Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Наталия МАРКОВА

МОЛОЧНИЦА

Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ. МОЛОЧНИЦА

Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ
МОЛОЧНИЦА
Ок. 1658–1660. Государственный музей (Рейксмузеум), Амстердам

Внимательно следя за струйкой молока, кухарка привычным движением наливает молоко из кувшина в крынку. Удивительно, как из такого заурядного повседневного действия художник извлек столько красоты и поэзии! Простотой, уверенным спокойствием и природной силой веет от крепкой, ладной фигуры, привычных к труду рук, обветренного, загорелого лица. И эта связь с первозданным миром природы возвышает эту женщину над прозой будней, сообщает величие и монументальность, напомнившую одному из искусствоведов даже «мощь Микеланджеловских сивилл». С таким достоинством и величием будет писать в XIX веке своих крестьян Милле.

Под стать героине и натюрморт на столе, сложенный из таких же простых, изначальных вещей. Молоко и хлеб — дары природы, глиняная посуда — по сути, та же сформованная и обожженная «земля». Восхитительно мастерство Вермера в передаче фактуры предметов! Скользя взглядом по кувшину, корзинке и аппетитному хлебу, мы ощущаем прохладную гладь керамики и шершавый край плетенки на ладони, вкус румяной булочки на языке. Художник накладывает краску густым слоем, он почти лепит кистью, как будто заново воссоздавая предметы, но не из теста или глины, а из красочной массы. Особенно внимательно, во всех пластических нюансах вылеплены лицо, головной убор и одежда служанки, а молочная струя передана рельефным мазком белил.

Такие же изначальные цвета объединены в одежде молочницы: желтый, синий и красный — основные цвета спектра. (Следует отметить, что эти цвета считались «благородными» и не характерными для одежды простолюдинов, в которой преобладали серый и коричневый.) Впервые в этой картине Вермер нашел свое любимое созвучие интенсивного желтого и синего. Характерный для живописи Вермера прием цветных теней и рефлексов особенно хорошо виден в складках рукавов кофты, а его своеобразный «пуантилизм» — в изображении хлебов.

«Молочница» Вермера не имеет равных в голландском искусстве по правдивости и убедительности изображения человека из народа. Созданный художником уникальный образ уже с XVIII века стал восприниматься как олицетворение Голландии.