Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Наталия МАРКОВА

УРОК МУЗЫКИ

Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ. УРОК МУЗЫКИ

Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ
УРОК МУЗЫКИ
Ок. 1662—1664. Cобрание Ее Величества королевы Елизаветы II
Букингемский дворец, Лондон

Это одно из самых известных произведений Вермера на тему, связанную с музыкой. Композиция картины воздействует в первую очередь стремительно уходящей в глубину перспективой и подчеркнуто трехмерным ощущением пространства комнаты (недаром в старинных документах картины художника именуют просто «перспективами»). Чтобы достичь такого эффекта, он в данном случае скорее всего прибег к корректирующей помощи камеры-обскуры.

Просторный интерьер полон воздуха и света, проникающего из окон с узорными переплетами. Легко представить, как звонко падают в это пространство чистые, отрывистые, чуть металлические звуки вёрджинела. Четкий ритм вертикалей и горизонталей, равномерный шаг пространственных пауз (стол — стул — фигура у стены) сродни простым старинным мелодиям, которые композиторы и исполнители любили расцвечивать замысловатым музыкальным орнаментом (не хуже рисунка на ковровой скатерти) и завершать звучными аккордами, подобно тому, как художник стягивает в цветовой узел красочные доминанты картины. В этом полотне такой цветовой «аккорд» образуют группа из двух фигур и стул между ними: голубой, желтый, синий, красный, черный и белый выступают здесь в своем наиболее чистом и интенсивном виде.

Музыкальный инструмент, за которым стоит девушка — вёрджинел, разновидность клавесина, — был очень популярен в то время в патрицианских кругах для домашнего музицирования. Точность, с какой он изображен, позволила специалистам определить, что его изготовили в знаменитой на весь мир мастерской Рюкерсов в Антверпене. На крышке вёрджинела — надпись на латыни, гласящаяя: «Музыка — спутница радости и целительница в горестях».

Второй инструмент — виолу да гамба (предшественницу современной виолончели) — художник добавил на завершающей стадии работы над картиной, написав поверх края платья и мраморных плиток пола. И это не только дало глазу возможность еще раз остановиться на пути от переднего края картины в ее глубину, но и существенно изменило сюжетный мотив. Теперь есть инструмент и для кавалера, что предполагает ситуацию музыкального, а возможно, и любовного дуэта, поскольку музыкальная гармония была распространенной поэтической и эмблематической метафорой согласия любящих сердец. В этом ракурсе латинская надпись может быть истолкована как намек на превратности любви, ее радости и печали.

Воспроизведение картины с прочерченными линиями перспективы

Воспроизведение картины
с прочерченными линиями перспективы

Любуясь картиной, бросаем взгляд на зеркало — и, как в калейдоскопе, от одного легкого движения нам открывается новый смысловой пласт! Во-первых, женское лицо в зеркале обращено в сторону кавалера (чего не предполагал вид со спины), и между молчаливо разобщенными фигурами возникает контакт и возможность диалога. Но самое главное — у верхней рамы зеркала мы замечаем мольберт художника, и это сразу же решительно меняет композиционную и смысловую перспективу восприятия картины. Пространство комнаты чуть не вдвое увеличивается, расширяясь за спиной зрителя, а совершенный и замкнутый в себе мир этой комнаты оказывается одновременно выстроенной мизансценой, натурной постановкой, которую сейчас пишет художник!

Остроумное использование оптических приборов в композиционных и смысловых целях было присуще искусству старых мастеров. В связи с зеркалом Вермера приходят на память два других ярких примера — «Чета Арнольфини» Яна ван Эйка и «Менины» Веласкеса, в которых его роль столь же важна и почти символична.