Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2007

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Наталия МАРКОВА

ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ

Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ. ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ

Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ
ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ
Ок. 1666—1667. Музей истории искусства, Вена

На первый взгляд, картина относится к популярному в Голландии жанру «художник в мастерской», обычно представлявшему явный или скрытый, подразумеваемый, автопортрет художника среди атрибутов его профессии. И в полотне Вермера многое может рассказать о работе живописца. Мы узнаем просторную комнату, не раз служившую местом действия картин художника, но сейчас она предстает в своем изначальном виде — как творческая лаборатория мастера. На столе — альбом с рисунками, гипсовая маска, книга, красивые драпировочные ткани — предметы, которые могут понадобиться художнику в работе.

Сам живописец сидит на низком табурете перед треугольным мольбертом, где укреплен натянутый на подрамник холст. Его поверхность беловато-сероватая и гладкая оттого, что затонирована специальным подготовительным грунтом. Заглядывая через плечо художника, мы различаем на холсте набросок фигуры, сделанный белилами или белым мелом (это момент из личной практики Вермера — наброски аналогичными, редкими в этом качестве материалами встречаются в картинах художника), и подмалевок, то есть первоначальное, самое общее изображение голубой краской лаврового венка на голове модели. Сделав общий эскиз, художник подробно прорабатывает один фрагмент, чтобы затем приняться за следующий — так работали современники Вермера и он сам. Опорой правой руке с кистью служит тонкая длинная палочка — муштабель, чтобы рука не уставала и не дрожала от напряжения, а наносила краски тонкими и точными мазками.

Воспроизведение картины
с прочерченными линиями перспективы

Художник пишет с натуры, с позирующей модели — эта практика, утвердившаяся в итальянском ренессансном искусстве XV века, в Голландии стала общепризнанной только в XVII. Девушка позирует в образе музы истории Клио — об этом говорят атрибуты: книга (скрижали истории), труба (фанфары славы) и лавровый венок (знак триумфа); иногда в этом образе видят более общую аллегорию Славы. В ее фигуре объединены любимые художником голубой и желтый (таким выглядит освещенный солнцем белый пергамент фолианта).

На живописце костюм, напоминающий о моде XVI века: такие во времена Вермера носили актеры и художники, что подчеркивало неординарность людей этих профессий. Его отчасти затененная фигура рисуется черным силуэтом, но тут же ярким контрастом вспыхивают чистый белый и красный. Занавес, большая карта Голландии с панорамами значительных городов по краям, натюрморт и прочие детали развертывают все богатство оттенков и переходов этих и других основных тонов.

Картина находилась в доме художника еще некоторое время после его смерти и в описи имущества упоминается под названием «Искусство живописи». Несомненно, так именовал ее сам Вермер, придавая тем самым особое значение полотну. Содержание картины глубже, чем жанровое обозначение «мастерская живописца» или скрытый и тем не менее явный автопортрет (художник обращен спиной к зрителю). Тема картины — сам процесс художественного творчества как возвышенный акт искусства, преобразующий реальность в художественный образ и в качестве такового достойный быть увековеченным в истории и увенчанным Славой.

Взгляд на живописца как на творца не был общепризнанным в то время в Голландии, где на художников все еще продолжали смотреть преимущественно как на ремесленников. Поразительно, как Вермеру удается воплотить эту мысль естественно и просто, без пышной изобразительной риторики.