АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Наталия МАРКОВА
ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ
Ян Вермер ДЕЛФТСКИЙ
ИСКУССТВО ЖИВОПИСИ
Ок. 1666—1667. Музей истории искусства, Вена
На первый взгляд,
картина относится к популярному в Голландии
жанру «художник в мастерской», обычно
представлявшему явный или скрытый,
подразумеваемый, автопортрет художника среди
атрибутов его профессии. И в полотне Вермера
многое может рассказать о работе живописца. Мы
узнаем просторную комнату, не раз служившую
местом действия картин художника, но сейчас она
предстает в своем изначальном виде — как
творческая лаборатория мастера. На столе —
альбом с рисунками, гипсовая маска, книга,
красивые драпировочные ткани — предметы,
которые могут понадобиться художнику в работе.
Сам живописец сидит на низком табурете
перед треугольным мольбертом, где укреплен
натянутый на подрамник холст. Его поверхность
беловато-сероватая и гладкая оттого, что
затонирована специальным подготовительным
грунтом. Заглядывая через плечо художника, мы
различаем на холсте набросок фигуры, сделанный
белилами или белым мелом (это момент из личной
практики Вермера — наброски аналогичными,
редкими в этом качестве материалами встречаются
в картинах художника), и подмалевок, то есть
первоначальное, самое общее изображение голубой
краской лаврового венка на голове модели. Сделав
общий эскиз, художник подробно прорабатывает
один фрагмент, чтобы затем приняться за
следующий — так работали современники Вермера и
он сам. Опорой правой руке с кистью служит тонкая
длинная палочка — муштабель, чтобы рука не
уставала и не дрожала от напряжения, а наносила
краски тонкими и точными мазками.
Воспроизведение картины
с прочерченными линиями перспективы
Художник пишет с натуры, с позирующей
модели — эта практика, утвердившаяся в
итальянском ренессансном искусстве XV века, в
Голландии стала общепризнанной только в XVII.
Девушка позирует в образе музы истории Клио — об
этом говорят атрибуты: книга (скрижали истории),
труба (фанфары славы) и лавровый венок (знак
триумфа); иногда в этом образе видят более общую
аллегорию Славы. В ее фигуре объединены любимые
художником голубой и желтый (таким выглядит
освещенный солнцем белый пергамент фолианта).
На живописце костюм, напоминающий о
моде XVI века: такие во времена Вермера носили
актеры и художники, что подчеркивало
неординарность людей этих профессий. Его отчасти
затененная фигура рисуется черным силуэтом, но
тут же ярким контрастом вспыхивают чистый белый
и красный. Занавес, большая карта Голландии с
панорамами значительных городов по краям,
натюрморт и прочие детали развертывают все
богатство оттенков и переходов этих и других
основных тонов.
Картина находилась в доме художника
еще некоторое время после его смерти и в описи
имущества упоминается под названием «Искусство
живописи». Несомненно, так именовал ее сам
Вермер, придавая тем самым особое значение
полотну. Содержание картины глубже, чем жанровое
обозначение «мастерская живописца» или скрытый
и тем не менее явный автопортрет (художник
обращен спиной к зрителю). Тема картины — сам
процесс художественного творчества как
возвышенный акт искусства, преобразующий
реальность в художественный образ и в качестве
такового достойный быть увековеченным в истории
и увенчанным Славой.
Взгляд на живописца как на творца не
был общепризнанным в то время в Голландии, где на
художников все еще продолжали смотреть
преимущественно как на ремесленников.
Поразительно, как Вермеру удается воплотить эту
мысль естественно и просто, без пышной
изобразительной риторики. |