АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена МЕДКОВА
ПОСЛАНИЕ ИЗДАЛЕКА
ПОСЛЕДОВАТЕЛИ
Вермеровская тематика одиночества и
отчужденности от внешнего мира заинтересовала
романтиков начала XIX века. Это особенно
чувствуется в картине К.Д. Фридриха «Женщина у
окна» (1), которая является своеобразным
полемическим откликом на полотна Вермера, в
которых трактуется драма женщины, томящейся в
замкнутом пространстве интерьера дома.
Несколько позднее, к середине века, был
открыт «реализм» Вермера. Французский политик и
публицист Э.Ж.Т. Торе обнаружил в бытовой
ориентированности полотен Вермера соответствие
платформе художников барбизонской школы и Г.
Курбе (2).
Затем в свете практики импрессионизма
были осмыслены сугубо живописные качества
манеры художника — его солнечный свет, создающий
впечатление пленэрного освещения, его система
лепки объемной формы с помощью наложения цветных
теней и, наконец, его почти абстрактная манера
наложения краски точками (результат применения
камеры-обскуры).
Геометрическая тектоника и
композиционный дар Вермера были по заслугам
оценены П. Сезанном (3). Высокие формальные
качества работ Вермера при притушенности
сюжетно-действенного начала позволили увидеть в
Вермере художника, для которого полностью отпал
«миф действия» и «впервые в истории искусства…
сюжет картины стал предметом видения». Последнее
было очень важным в глазах художников и
теоретиков авангардизма.
Магический сверхреализм манеры
Вермера, а также отчужденность его героев, их
бесстрастность и почти мистическая
изолированность неизменно влекли С. Дали. «Я
смотрю на картины Вермера, Леонардо и т.д. и
концентрирую внимание на загадочной стороне их
творчества (так же, как и на технике), которую нам
необходимо исследовать заново», — писал
художник. Анонимная фигура живописца из картины
«Мастерская художника» стала для испанского
сюрреалиста знаком загадки творческой личности
художника – «Призрак Вермера Делфтского,
способный послужить и столом»
(феноменологические исследования
«мебели-корма») (4).
Мотив благой вести письма,
сверхдостоверность живописной манеры Вермера,
его «солнечность» и ощущение драгоценности
бытия стали для представителя социалистического
реализма художника А.Лактионова знаком всеобщей
надежды советского народа на победу в
Отечественной войне, которую он воплотил в
картине «Письмо с фронта» (5). Об этом
прекрасно сказано в книге В. Турчина «Образы
двадцатого…»: «...бумага письма в руках
мальчугана светится, словно драгоценность
(каковой она и является)… Солнечный свет…
наполняется животворящим воздухом надежды.
Письмо читано десятки раз, и его слова
повторяются как молитва о сохранении жизни того,
кто в окопах. Пока оно читается, он будет жив.
Действие это ритуально по своему характеру, и
поэтому для верного восприятия картины перед ней
нужно предстоять, как перед алтарной иконой».
Разброс направлений, порой прямо
противоположных по идеологическим и формальным
установкам, адепты которых обращались к
творчеству Вермера, говорит сам за себя о
богатстве заложенных в исходном образце
возможностей. |