Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №22/2007

УРОК МХК

УРОК  МХК

 

Елена СОКОЛОВА,
учитель МХК школы № 909,
Зеленоградский район, Москва

ШЕКСПИРОВСКИЙ ЭКРАН

Из опыта использования
художественных фильмов на уроках МХК

Наверное, для многих учителей МХК актуальной является проблема воспитания культурного человека, получающего эстетическое наслаждение от общения с искусством. Конечно, современные школьники не Митрофанушки, но обсуждение впечатлений от посещения театров, музеев, концертов серьезной музыки вряд ли привычно в подростковой среде, поэтому каждый учитель ищет свои пути в этом непростом деле. Наиболее перспективным направлением, на мой взгляд, может стать обращение на уроках МХК к художественному фильму. Уже сейчас накоплен огромный фонд кинопроизведений, который позволяет подобрать фильм на любую тему, о любой области науки и искусства.

РАВНОПРАВНОЕ УЧАСТИЕ

Считается, что кино — самый массовый и доступный для восприятия вид искусства. Эта кажущаяся доступность, отношение к кино как к объекту получения удовольствия и средству развлечения могут помочь учителю перекинуть мостик от кинематографа в мир, часто отвергаемый современным подростком. Да и само кино, являясь синтезом искусств, при особом педагогическом мастерстве обретает сложность, не утрачивая для молодых своей привлекательности.

Школьники, как правило, убеждены в том, что литература и МХК — не явления, тождественные жизни, а всего лишь учебные предметы, тогда как кино воспринимается ими как прямое продолжение жизни и оценивается с точки зрения сюжетной, событийной стороны. Привлечение кинематографических трактовок при изучении этих гуманитарных предметов помогает через элементы киноязыка, игру актеров, звуковую сторону фильма, понимание мировоззрения и духовных исканий кинорежиссера глубже осмысливать художественный кинематографический образ и художественный образ в других видах искусства.

Кино сделало актуальными «вечные» проблемы, поставленные мировой культурой. Это внесло существенный вклад в воспитание грамотного кинозрителя и художественно грамотного человека.

Без изучения специфики кинематографической образности невозможно воспользоваться экранным искусством в процессе литературного и художественного развития учеников. Эта задача облегчается благодаря наличию в школе телевизора, видеовоспроизводящей техники.

Уильям Шекспир
Уильям Шекспир

Существовавшие до настоящего времени в школьной практике модели взаимодействия разных видов искусств носили «центристский» характер. По отношению к киноискусству у преподавателей МХК закрепился термин «использование». Лично у меня возникает потребность в системе равноправного участия всей совокупности искусств и кинематографа в процессе МХК-образования. Эту потребность я и пытаюсь реализовать на своих уроках. Что из этого получается, мне хотелось бы показать на примере темы «Ромео и Джульетта» Шекспира: взгляд из настоящего» для 7-х и 9-х классов.

Обратиться к творчеству У. Шекспира можно, включив блок уроков о нем в любую тему: «Человек и эпоха», «История театрального искусства», «Культура Англии», «Европейское Возрождение».

Нет, наверное, в мире другого такого автора, чьи произведения так часто экранизируются. Одна из причин — глубокое родство его драматургии с самой природой кинематографа. Близость эта определена, прежде всего, таким художественным выразительным средством воздействия на зрителя, как монтаж. Немаловажным является и то, что кинематограф вместе с шекспировской драматургией вбирает в себя опыт и других искусств — живописи, графики, музыки. Расширяя свои жанровые границы, кинематограф создавал фильмы-балеты, фильмы-оперы, мюзиклы, прочитывая по-новому произведения великого английского драматурга. Он оказался автором удивительно динамичным, способным отвечать задачам кино на самых разных этапах его развития.

Шекспир всегда современен. Любовь и ненависть, преданность и предательство, духовность и цинизм, жертвенность и политические амбиции и многое другое нашли отражение в его пьесах. Великая сила шекспировских творений — в их чувстве истории, чувстве преемственности времен. «Ни одна эпоха не имела столько разнообразных знаний о человеке, как нынешняя… Ни одна эпоха не знала так мало о том, что такое человек, как нынешняя. Никогда человек не был до такой степени проблемой, как в нашу эпоху», — эти слова философа ХХ века Мартина Хайдеггера помогают понять то главное, чем так важен Шекспир для нас.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

Знакомить с личностью, творчеством, театром Шекспира на уроках МХК я начинаю в 7-м классе. Как в данном случае, так и при изучении любой другой темы, учитываются возрастные психологические особенности восприятия киноискусства учащимися.

У младших подростков 11–14 лет наиболее активной является образная фантазия и творческое образное созидание, сопровождаемые эстетическими и нравственными переживаниями и сопереживанием.

По отношению к кино ребенок к наивно-эстетическому, доверительному, добавляет наивно-аналитическое, реалистическое восприятие. Экран нужен подростку для понимания себя и практической ориентации в мире взрослых, для получения сведений о том, как устроена жизнь, особенно в тех областях, где семья и школа затрудняются просветить ребенка. Такое деловое отношение к кино, не изжитое к 13–14 годам, может превратиться в неразвитость восприятия и затруднить общение с искусством вообще.

Параллельно с практическим отношением к кино у подростка сильны мотивы избегания реальности. Требование развлекательности (при всей значительности проблем, волнующих подростка) достигает апогея. Отбирая фильмы с экзотическими, приключенческими, детективными, мелодраматическими сюжетами, подросток ищет утешительные модели жизни, которые решали бы реальные проблемы небудничными способами. В жанрово-тематическом аспекте очень высоко ценятся фильмы о любви, о сверстниках, утверждающих свое личное достоинство, взрослость. Поэтому выбор трагедии «Ромео и Джульетта» мне кажется оправданным.

ЗНАКОМСТВО С ТЕМОЙ

В летние каникулы ученикам было предложено прочитать трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта», повесть Г. Щербаковой «Вам и не снилось», посмотреть «Ромео и Джульетту» режиссера Франко Дзеффирелли и «Вам и не снилось» Ильи Фрэза. Для тех, кто не смог посмотреть фильмы, были организованы киносеансы во внеурочное время. Можно было также взять диски в кабинете МХК для домашнего просмотра.

Кадр из фильма «Вам и не снилось» Режиссер И. Фрэз. 1980

Кадр из фильма «Вам и не снилось»
Режиссер И. Фрэз. 1980

Знакомство с темой начинается с обзорного рассказа о культуре Англии XVI века, биографии Уильяма Шекспира. Затем я перехожу к разговору о появлении в Лондоне публичных общедоступных театров («Роза», «Глобус»), о специфике актерской игры (исполнение женских ролей юношами, умение удерживать внимание зрительного зала при непрерывном гуле голосов, отсутствии декораций и пр.). Ученики узнают о вкладе Шекспира в драматургию — создание многозначных, противоречивых характеров, а не деление персонажей на героев и злодеев, глубокий философский смысл пьес. В качестве иллюстрации я предлагаю посмотреть отрывки из художественных фильмов «Влюбленный Шекспир» режиссера Дж. Мэддена, «Красота по-английски» режиссера Р. Эйда.

Кадр из фильма «Вестсайдская история» Режиссер Р. Уайз. 1961

Кадр из фильма «Вестсайдская история»
Режиссер Р. Уайз. 1961

В первом случае мы видим устройство театра «Глобус», становимся свидетелями мук творчества драматурга, задумавшего написать «Ромео и Джульетту», узнаем о бытовых и материальных проблемах как самого театра, так и автора пьес. Во втором случае мы становимся зрителями в шекспировском театре, где актеры играют трагедию «Отелло».

Затем ученики обсуждают увиденное: сложилось ли у них представление о Шекспире как о личности, в каком из эпизодов помещение театра соответствует его историческому описанию, удачно ли подобран актер на роль драматурга, в чем особенности игры актеров того времени.

На следующем уроке учащимся предлагается разыграть сценку: съемки фильма «Один день из жизни шекспировского театра». Распределяются роли: режиссер, актеры, глашатай, зрители, покровители театра. Столы и стулья ставятся полукругом, класс превращается в театр. Глашатай проверяет погоду, поднимает флаг, сообщая таким образом о предстоящем спектакле. Зрители занимают места согласно статусу и цене билета. Актеры разыгрывают небольшой отрывок из пьесы Шекспира (в данном случае из «Ромео и Джульетты»). Зрители болтают и хохочут, перемещаются по залу, с опозданием приходят покровители театра, демонстрируя себя и наряды, рассаживаются на «сцене». Актеры своей игрой стремятся увлечь зрителей. Режиссер предлагает «переснять» несколько дублей.

Мостик Ромео и Джульетты. Венеция

Мостик Ромео и Джульетты. Венеция

По окончании «съемок» классу предлагаются вопросы для обсуждения:

• Удалось ли воссоздать атмосферу театра XVI века?

• В каком жанре можно было бы снять фильм, содержащий разыгранный учащимися отрывок?

• Сложно или легко было играть в шекспировском театре?

• Кому лучше всего удалась роль?

• Легко ли быть кинорежиссером?

• Помогли ли эпизоды из фильмов и инсценировка лучше понять и представить эпоху, увидеть изнутри театральное и киноискусство?

В результате использования кинематографических трактовок (наряду с другими методическими приемами работы на уроках) удается добиться погружения в театральную атмосферу шекспировской эпохи со всеми ее реалиями и особенностями, пробудить интерес к личности и творчеству Шекспира, познакомиться с этапами развития и становления театрального искусства.

НА БЛАГОДАТНОЙ ПОЧВЕ

Обобщив полученные знания и оценив положительно творческие проявления учащихся, мы переходим к конкретному произведению — трагедии «Ромео и Джульетта». Ученики готовят к уроку наизусть пролог из трагедии. На уроке обсуждается его роль в произведениях Шекспира. Затем я рассказываю семиклассникам историю создания пьесы (существует несколько версий), о прототипах главных героев. В качестве домашнего задания предлагаю описать или нарисовать главных героев. На следующем уроке мы оформляем галерею портретов и заслушиваем тех, кто делал работу письменно. Кроме ученических работ, представлены иллюстрации к трагедии, сделанные художниками С. Бродским и Д. Шмариновым. Затем мы знакомимся с главными героями фильма Франко Дзеффирелли.

М. Врубель. Ромео и Джульетта. 1895–1896

М. Врубель. Ромео и Джульетта. 1895–1896

Подводя итог увиденному и услышанному, дети размышляют над вопросами:

• Что такое художественный образ в литературе, кино, иллюстрации?

• От чего зависит выбор представлений о героях литературных произведений у художников, читателей и кинорежиссеров?

• Какие образы главных героев оказались вам ближе и почему?

Следующий урок посвящается сюжету трагедии «Ромео и Джульетта». Чтобы не дублировать темы филологов (к этому произведению ребята вернутся в 8-м классе на уроках литературы), я предлагаю им посмотреть на эту печальную историю под другим углом зрения: насколько тема трагедии современна и актуальна для нас.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается поразмышлять на тему: «Что привело к гибели героев, и могут ли подобные события произойти в наше время?»

На уроке мы смотрим отрывки из фильмов «Ромео и Джульетта» и «Вам и не снилось», которые нам помогают сравнить характеры юных влюбленных XVI и XX века. Проводя параллели между историями любви, школьники приходят к выводу, что во все времена может случиться подобная трагедия, если первые чувства неокрепших душ сталкиваются с непониманием и враждой окружающих. Вот почему очень важно бережное, тактичное, уважительное отношение к нежным порывам молодых.

Ребята также отмечают, что у Шекспира–Дзеффирелли Джульетта цельная, решительная натура, а Ромео — меланхоличный мечтатель, порывистый и восторженный. У Щербаковой–Фрэза не по-детски мудрый Ромка готов взять на себя ответственность за их с любимой будущее. Когда Юлька говорит: «Давай умрем вместе, в один день», — он отвечает: «Нет, я — мужчина, я должен быть первым». Была отмечена и особая роль музыки Н. Рота и А. Рыбникова к фильмам, которая создала атмосферу романтической печали.

П. Шимейнерс. Памятник У. Шекспиру. «Уголок поэтов» Вестминстерского аббатства. Вторая пол. XVIII в.
П. Шимейнерс. Памятник У. Шекспиру
«Уголок поэтов» Вестминстерского аббатства
Вторая пол. XVIII в.

Данные уроки, где рассматриваются иллюстрации, ученические творческие работы и, конечно, кинематографические трактовки трагедии Шекспира, помогают учащимся отойти от поверхностного восприятия событий и попытаться понять чувства героев трагедии.

Таким образом, наряду с приобщением к разным видам искусства, обогащающим и углубляющим одну общую тему, решаются и нравственные задачи. 13–14 лет — возраст пробуждения чувств, «выяснения отношений», часто с помощью кулаков, отвержения законов взрослых, растерянности и бравады перед жестокостью мира. Все это заставляет подростков всматриваться, вслушиваться, размышлять, сомневаться, задавать вопросы. Знакомство с творчеством Шекспира на уроках МХК является той благодатной почвой, на которой могут вырасти «прекрасные цветы» глубоких чувств, искренности и сострадания.

Что есть любовь, может ли она бороться с ненавистью? Что в человеческом характере слабость, а что — сила? Есть ли смысл идти против толпы или ей надо подчиниться? Можно посоветовать подростку поискать ответы на эти вопросы в произведениях Шекспира.

ПОИСК ОТВЕТОВ

В 9-м классе я опять возвращаюсь к творчеству Шекспира уже в связи с изучением темы «Искусство кино: экранизация как жанр, художественный образ в киноискусстве». Драматург предстает перед учениками как «знакомый незнакомец». Повзрослев и узнав о мире культуры много нового, они начинают понимать, что искусство чаще не отвечает на вопросы, а задает их и что поиск ответов, порой бесконечный, и есть самое интересное в искусстве.

Девятиклассники начинают стремиться к внутренней и внешней самостоятельности, к выработке собственных взглядов и целей, к осознанию себя в социуме. Основной формой взаимоотношения с миром становится суждение. Образное отношение к миру уступает место интеллектуальному, научному. Познание мира происходит при этом особенно активно через вживание в дело (в искусство — через художественную деятельность) и через выстраивание человеческих взаимоотношений. К началу юношеского возраста возникает интерес к психологии человека, к многомерному пониманию других людей, формируется система гражданских идеалов, что определяет возможности понимания психологической драмы и предпочтения реалистического повествования. 16–18-летний зритель составляет ядро массовой киноаудитории.

Кадр из фильма «Любовники из Вероны». Режиссер А. Кайатта. 1949

Кадр из фильма «Любовники из Вероны»
Режиссер А. Кайатта. 1949

Итак, рассказывая девятиклассникам о жанрах кино, останавливаемся на особенностях экранизации. Это позволяет вести разговор о синтезе искусств (литература как первоисточник, киноверсия, музыка, изобразительное искусство и др.).

В качестве примера берем творчество Шекспира и знакомую уже подросткам трагедию «Ромео и Джульетта». При выборе фильмов для показа на уроке к экранизации Ф. Дзеффирелли (1968) добавляется версия Б. Лурманна (1996). Это обусловлено участием во второй картине известного подросткам Леонардо Ди Каприо, хорошим художественным качеством обеих картин, а также временной дистанцией. Эта дистанция позволяет школьникам увидеть разницу в интерпретации, связанную не столько с открытием каких-то новых смыслов трагедии или с оригинальной трактовкой шекспировской пьесы, сколько с обновлением языка кинематографа. Яркие стилевые различия фильмов способствуют дальнейшему обогащению киноопыта школьников — они знакомятся с особенностями языка классического и современного кинематографа, обнаруживают символические детали в том и другом фильме.

Кадр из фильма «Ромео и Джульетта». Режиссер Б. Лурманн. 1996

Кадр из фильма «Ромео и Джульетта»
Режиссер Б. Лурманн. 1996

Наблюдая в экранизациях шекспировских трагедий игру актеров, мы видим те прекрасные возможности, которые открыл для них кинематограф: крупный план, закадровый монолог, различные ракурсы, сложнейшая звуковая партитура, атмосфера живой природы со всей ее подлинностью, изощренный киномонтаж.

Чтобы попытаться понять, чем руководствовались режиссеры при выборе актеров, на уроке проводятся «кинопробы» на роли Ромео и Джульетты. Для этого просматриваем фрагменты из обоих фильмов — «Первое появление Ромео» и «Знакомство с Джульеттой». Подростки сопоставляют образы, созданные Л. Уайтингом и Л. Ди Каприо, О. Хасси и К. Дэйнс. Затем смотрим эпизоды «Первая встреча Ромео и Джульетты на балу в доме Капулетти».

Афиша фильма «Ромео и Джульетта». Кадр из фильма «Ромео и Джульетта». Режиссер Ф. Дзеффирелли. 1968
Афиша фильма
Кадр из фильма
«Ромео и Джульетта». Режиссер Ф. Дзеффирелли. 1968

«Кинопробы» становятся первым шагом к индивидуализации образов героев драматического произведения и выработке критериев оценки экранных образов, что прокладывает путь к дальнейшему анализу литературных героев и «возвращению» учеников как читателей к книге. Сравнение же одинаковых в драматургическом отношении эпизодов фильмов является следующим этапом анализа образов героев и выходом на осмысление позиций режиссера. Это помогает учащимся обдуманно оценить экранизацию.

Внешняя красота и гармоничность пластики актеров фильма Дзеффирелли утверждает учащихся в мнении, что именно эти образы выражают сущность шекспировских Ромео и Джульетты, показывают их внутреннюю чистоту и поэтичность. Атмосфера же фильма Лурманна лучше, как им представляется, передает состояние враждебного героям мира. Они отмечают, что именно этот фильм привлек их внимание к произведениям Шекспира, заставил обратиться к другим постановкам этой трагедии в кино. Девочки считают, что клиповая эстетика и «заводная» музыка напоминают эксперимент (достаточно успешный) над вечной темой, но их больше «зацепила» киноверсия Дзеффирелли.

СНИМАЕТСЯ КИНО

Нельзя обойти вниманием еще одну экранизацию — это мюзикл Дж. Робинса и Р. Уайза «Вестсайдская история». Создатели перенесли действие шекспировской трагедии из окутанной романтической атмосферой Вероны на задворки современного Нью-Йорка. Девятиклассники увидели грязно-серый бетон, заплеванный асфальт, обшарпанные стены, стальные балки, решетки, черные трубы, торчащие на крышах. Они отметили, что, несмотря на жесткий реализм, авторы фильма смогли преодолеть обыденность окружающего мира, наполнить его красотой и трагической страстью через пение и танец. В танце выплескивается весь калейдоскоп человеческих проявлений: угроза, ненависть, надежда, радость, вызов, любовь, отчаяние. При этом он гармонично сливается со средой, атмосферой действия. Пение то имеет почти бытовое звучание, то поднимается до высокой трагедии. Именно музыка, преодолевая экранную условность, оказалась органически необходимой для воплощения кинотрагедии. Правда, главные герои воспринимаются учениками как немного «конфетные», «ненастоящие». Как удалось выяснить, это связано с непривычным для подростков жанром мюзикла.

В качестве итогового занятия по этой теме ребятам предлагается попробовать самим «экранизировать» отрывок из шекспировской трагедии. Для этого класс делится на две киносъемочные группы. Каждая самостоятельно выбирает эпизод для экранизации, распределяет роли, решает, кто будет режиссером-постановщиком, художником по костюмам, подбирает музыку и пр. После подготовки группа «снимает» свой эпизод (продолжительность — 5–7 мин.). Затем сообща обсуждают результаты: выбирают лучших актеров, режиссера, эскизы костюмов, построение мизансцен.

На таком уроке ученики демонстрируют свой скрытый творческий потенциал, погружаются в «кинопроцесс», больше узнают о кинопрофессиях.

Использование кинематографических трактовок трагедии Шекспира на уроках в 9-м классе создает проблемную ситуацию субъективного выбора и обоснования понравившегося варианта. Замечательно, если для отстаивания своей позиции старшеклассник решит обратиться к первоисточнику, то есть к книге, а также к другим произведениям искусства на ту же тему (живопись, графика, музыка). Сопоставление киноинтерпретаций способствует поискам критериев оценки фильма, обогащению эмоционального мира и накоплению кинематографического и читательского опыта. Кроме того, сравнение авторских концепций писателя и режиссера открывает для учеников возможность выйти из-под актерского обаяния и выбирать фильм по мотивам, связанным с темой и жанром.

БЛЕСТЯЩИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

История кино по сравнению с тысячелетней историей музыки, живописи или театра коротка, но его влияние на умы и сердца молодежи огромно. В современном мире, насыщенном проблемами, связанными с ростом отчуждения между людьми, в мире, где культура уходит из искусства, а искусство находится под угрозой превращения в некую разновидность сферы обслуживания, роль кино значительна. Киноискусство, являясь синтезом многих искусств, позволяет учителю приоткрыть ученику секреты творчества. Обращение к фильму может, порой самым парадоксальным образом, подвести учеников к пониманию живописи, музыки, поэзии, дизайна, позволить увидеть их в непривычном ракурсе.

Рассматривая шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта» сквозь призму разных искусств, дети начинают осознавать, насколько богат и разнообразен мир культуры и мир человеческой души. Это побуждает их не ограничивать себя крупицами знаний, а стремиться расширять и приумножать их. Как радует факт, что после подобных уроков дети «записываются в очередь», чтобы взять из кабинета домой посмотреть или послушать диски с фильмом или музыкой, что они приносят на уроки рисунки, фильмы, книги по собственной инициативе, а не в качестве домашнего задания.

Благодаря использованию кинематографических трактовок литературного произведения (фильм-экранизация, фильм-балет, фильм-опера и др.), школьники отказываются от прочного убеждения, что фильм — это адекватный заменитель книги. Они начинают понимать, что в фильме, помимо содержания, есть и выразительная сторона, связанная с элементами киноязыка, игрой актера, звуком, с мировоззрением и духовными исканиями режиссера.

Я глубоко убеждена, что использование кинопроизведений на уроках предоставляет учителям огромные возможности для пробуждения интереса учеников к тому, что раньше казалось им скучным и привычным. Особенно если учитель любит кино…

ЛИТЕРАТУРА

Дорофеева М.Г. Влияние опыта кинозрителя на литературное развитие школьника. Автореферат дисс. … канд. пед. наук. — Санкт-Петербург, 2000.

Липков А.И. Шекспировский экран. — М.: Искусство, 1975.

Рыбак Л.А. Наедине с фильмом. Об искусстве быть кинозрителем: Кино и школа. — М.: Издательство БПСК, 1980.

Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дисс. … докт. пед. наук. — М., 1988.

Федоров А.В. Киноискусство в структуре современного российского художественного воспитания и образования. — Тагангрог: Издательство Таганрогского государственного педагогического института, 1999.