Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №23/2007

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

РОЖДЕСТВО

Венера МОЧАЛОВА,
г. Архангельск

СЦЕНАРИЙ
ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

Из цикла «мир народной культуры»

Ведущая, одетая в русский народный костюм, ведет разговор с детьми в форме диалога. Дети могут дополнять ее рассказ своими предположениями. Речь ведущей должна быть эмоционально окрашенной.

Зимушка-зима! Уж какие морозы да ветры она ни напускает, уж какими сугробами снежными ни засыпает, и солнышко красное зимой не согревает, но все равно зиму мы ждем и любим. Зимний декабрь — самый студеный, февраль — самый… правильно, короткий, а январь — самый… праздничный. К январю в России всегда относились почтительно, недаром его называли: «Месяц январь-батюшка».

Первый месяц календарного года получил свое название от имени древнеримского божества Януса (1) — мифологического хранителя дверей, входа и выхода, а по большому счету — всех начал. Янус изображался с двумя лицами: одно обращено в прошлое, другое — в будущее. На пальце его правой руки кольцо с числом 300, а на левой — с числом 65. В сумме сколько получится? Верно, 365 — количество дней в году.

С 1700 года по указу Петра I (2) в России Новый год стали отмечать, как и во всех европейских странах, 1 января. До этого Новый год встречали 1 сентября, а еще раньше на Руси Новый год наступал 1 марта.

Непременным участником новогоднего праздника является Дед Мороз (3), у которого в различных странах множество братьев. В Англии и Америке дети ждут прихода… Санта-Клауса (4) — святого Николая. Подарки французским ребятишкам приносит Пьер Ноэль. Итальянские дети ждут подарков от «бабушки Морозихи» — святой Епифании (5), которая приходит одетой в белую шубу и красную шапку.

В Швейцарии считалось, что подарки детям приносит сказочная тетушка Ария. В ночь перед Рождеством она спускается с гор с клюкой в руке в сопровождении осла, у которого на спине две тяжелые корзины, а на шее колокольчики. Старушка проникает в дом через замочную скважину или полуоткрытое окно, а иногда и через каминную трубу. Послушным детям она приносит сладости, а непослушным подбрасывает вместо подарков розги.

В Испании оставляет подарки на подоконниках святая Екатерина, в Колумбии — Папа Паскуале, в Панаме изнывает от жары Папа Ноэль, а в Финляндии роль Деда Мороза исполняет финский козел Йоулу Пукки (6).

Дед Мороз не так уж стар, как кажется. Еще в XIX веке в России подарки приносил белобородый святой чудотворец Николай Мирликийский (родом из г. Миры).

Ведущая демонстрирует икону Николая Чудотворца (7).

Как утверждает легенда, он спускался на землю 19 декабря, в день Николы Зимнего, и объезжал дома на белом коне. Однажды во время такой рождественской поездки святой выронил несколько золотых монет. Они провалились в дымовую трубу и попали в детский чулок, сушившийся у огня. С этого случая ведет свое начало обычай вывешивать на ночь «рождественские чулки» и оставлять у камина детские башмаки.

А еще непременным атрибутом Нового года и Рождества является ярко украшенная вечнозеленая елка, о которой сложено множество красивых легенд. Одна из них гласит, что близ пещеры, где родился Христос, росли маслина, пальма и ель. Когда все приносили младенцу дары, маслина одарила его своими золотистыми плодами, пальма предложила зеленый шатер для защиты от зноя и непогоды. Только ель тщетно старалась придумать, что бы ей подарить. Печально поникли ее ветви, прозрачной смолой закапали слезы… Но ангел (ведущая демонстрирует куклу ангела, с помощью которой продолжает свой рассказ) видел гордость пальмы и маслины и скромность елки. Ему стало жаль ее, и по своей ангельской доброте он захотел помочь ей. Взглянул ангел на небо, которое было усеяно сверкающими звездами, сделал знак, и одна за другой звездочки стали скатываться прямо на зеленые ветви ели. Скоро вся она засияла огоньками. И когда божественный младенец проснулся, то не благоухание в пещере, исходящее от маслины, и не роскошный веер пальмы привлекли его внимание, а сияющая елка. На нее взглянул он, улыбнулся и протянул к ней ручки.

Ангел увидел это и сказал:

— Ты доброе деревце, милая елка, и за это ты будешь вознаграждена. Каждый год ты будешь появляться в домах, где есть маленькие дети, и приносить им радость. А еще станешь ты знаменьем веселого рождественского праздника.

С тех давних пор, ставя в доме елку на Рождество, люди верят, что своими колючими иголками она прогонит злую нечистую силу. А так как ель вечнозеленое дерево, то она принесет домочадцам долгую жизнь и крепкое здоровье.

Сейчас на Новый год и рождественские праздники мама покупает вкусные конфеты, печет торт. А как вы думаете, о чем мечтали обычные дети сто лет назад? (Предположения детей.)

«Бел, как снег, в чести у всех и нравлюсь вам, да во вред зубам». Как думаете, о чем эта загадка?

Дети без труда отгадывают загадку, ведущая демонстрирует кусочек сахара.

Да, это простой сахар, не удивляйтесь. Это сейчас сахар кажется нам совсем не праздничным лакомством. А раньше его ели только по праздникам, а в богатых домах заказывали целые сахарные дворцы. А вот еще загадка. «Я на палочке сижу, жженым сахаром блещу».

После разгадки ведущая показывает леденец на палочке.

Сейчас можно купить различные цветные леденцы. А раньше леденцы были в основном только двух цветов — белые и цвета жженого сахара — темно-коричневые. Но у нас на Севере на Рождество было особенное лакомство — наши северные пряники — козули.

Ведущая демонстрирует козулю (8).

Название «козуля» связано с изображением рогатых животных. В народном искусстве они символизируют силы плодородия. Козуль надо было напечь много. Считалось, чем больше козуль на празднике, тем больше надежд на то, что Бог проявит милость к семье и отблагодарит людей хорошим урожаем. В деревнях часть козуль скармливали скоту: чем больше испечешь фигурок животных, тем больше и здоровей будет скот в доме. А в некоторых селениях на козулях могли и погадать. Каждая вытянутая козуля сопровождалась специальными приговорками. Хотите погадать?

Ведущая вызывает детей, которые по очереди вытягивают из мешка козули. В зависимости от того, какой формы пряник дети вытянули (котика, зайку, барана, козу, коня, птицу), ведущая произносит соответствующую приговорку, объясняя значение непонятных слов.

Котик-коток,
Кудрявенький лобок!
Сидит кот у ворот,
К себе милую ждет.
(К новому знакомству или гостям.)

Зайка бегат по болоту, наживат себе работу:
«Где бы хлебушка взять, где бы зайке погулять?»
(К труду.)

Ходит баран по крутым берегам.
Сорвал травку — положил на лавку.
Кто ее возьмет, тот замуж пойдет!
(К замужеству.)

Где козел ходит, там жито родит.
А где коза с рогом, там жито стогом!
(К урожаю, богатству.)

Козульные кони стоят на ладони,
Воду пьют, копытами бьют.
Просятся в поле землю пахать,
На вольной воле гривой махать.
(К веселью после работы.)

А вот жавороночки, кулики
Из-под теткиной руки.
Норовят взвиться,
Ай да птицы.
(К дороге, путешествию.)

С Рождеством связано много народных поверий и примет. Вот некоторые из них: по дню недели, на который приходится Рождество, прогнозировали, какую зиму ждать. «Случится Рождество в воскресенье — зима добра будет, весна и лето мокро». На Рождество ходили друг к другу в гости. Этот обычай завел Петр I. Кто первый в праздник Рождества отворит гостям дверь, тот будет счастлив весь год. Обычно дети кричали: «Мамушка, отворяй двери!» Будет счастлива мама, считали безгрешные, так и счастье у них будет. В период с Рождества до Масленицы заключали наибольшее количество зимних договоров, словесных и письменных. На Рождество надевали новую рубаху, иначе будет неурожай.

Ясный день в сочельник (6 января) — к хорошему урожаю. Небо усыпано звездами — ожидай много грибов и ягод в лесу, урожая гороха и богатого приплода домашнего скота. А чтобы уродилась хорошая капуста, в ночь на Рождество мотали пряжу в тугие мотки. Если иней на деревьях — к обильным хлебам, если метель — пчелы будут роиться. Трещат в печи поленья в день Рождества Христова — это, стало быть, к благополучию. Ходили на реку слушать воду: не шумит полынья — к ладу в семье, шумит — к раздору. Считалось многими, что сновидения, случающиеся в святочные дни, сбываются. Чтобы уйти от различных неприятностей и бедствий в будущем году, ведуны строго-настрого запрещали в сочельник и первый день Рождества подметать пол, выбрасывать мусор, заниматься шитьем и прядением. Все работы прекращались, иначе год пройдет в тяжких трудах без отдыха. И иногда приметы сбывались.

А. Рябушкин. Гадание девушек на святках

А. Рябушкин. Гадание девушек на Cвятках
1885. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Сочельник — вечер и ночь накануне Рождества. Название «сочельник» происходит от слова «сочень» — лепешка на конопляном масле, которой должны, по предписанию церкви, питаться верующие. В этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память о звезде Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол.

Еда обставлялась особыми символическими обрядами. Перед закатом солнца хозяин со всеми домочадцами становился на молитву. Потом он зажигал восковую свечу (ведущая зажигает свечу), прилеплял ее к одному из хлебов, лежащих на столе (ведущая вставляет свечу в хлеб), а сам уходил во двор и приносил вязанку соломы или сена, которыми застилал избу, лавки и стол как напоминание о месте рождения Христа и яслях, в которые он был положен при рождении.

Стол покрывали чистым полотенцем. Перед иконами ставили необмолоченный сноп ржи как символ нового урожая и кутью — кашу из рисовых и других цельных зерен, подливкой к которой была сыта — мед, растертый с намоченным маком и разведенный водой. Перед праздничной трапезой хозяин брал горшок с кутьей и трижды обходил с ним вокруг избы, затем выбрасывал несколько ложек кутьи через окно или дверь на улицу, символически угощая духов.

После этого семья снова становилась на молитву, и затем уже начиналась трапеза.

По окончании вечери часть оставшейся кутьи дети разносили по домам бедняков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью», и затем в деревнях начинались колядки.

С Рождества и вплоть до Крещения городской и крестьянский люд жили по «календарю веселья и забав». Эти недели называются Святками, и проводили их раньше основательно. Многие остроумные обычаи пошли по Руси именно из Поморья, от наших предков. Как правило, начинались Святки с наведения чистоты. Люди выбрасывали или сжигали старые вещи, огнем и дымом отгоняя злых духов, убирались дома, мылись сами, окропляли водой скот.

Во время Святок запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти. Все должны были делать друг другу только приятное.

Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи. Ее игрища, прибаутки, посиделки, вечеринки создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. И мы с вами поиграем в некоторые святочные игры.

Ведущая объясняет правила игры «Кто ударил?» и приглашает детей к участию в ней.

Игра «Кто ударил?»

Один из игроков стоит спиной к остальным. Кто-нибудь легонько ударяет его по плечу, спине или предплечью. Водящий быстро оборачивается и старается вызнать того, кто ударил. Если угадает, то ударивший заступает его место, если ошибся, то снова отворачивается.

Игра «Подкидыш»

Перед проведением игры «Подкидыш» ведущей следует предупредить детей об осторожности при перекидывании игроков с «венца» на «венец». Для страховки ведущая и учитель встают в разных концах «коридора».

Игроки выстраиваются в «коридор» парами, сцепившись руками «венцом». Один из игроков ложится на руки в конце «коридора», его перекидывают с «венца» на «венец» к началу «коридора».

Бывало, что добры молодцы изрядно бедокурили, и это в святочные вечера также считалось в порядке вещей. Кого-то они попугают от «имени нечистой силы», у кого-то приморозят, окатив водой, калитку, где-то умудрятся забраться на крышу и заглушить печную трубу… Словом,

По деревне мы пройдем,
Все поленья разберем,
Все заборы посшибаем,
Баб и девок напугаем.

Последние, что и говорить, этаких шалунов побаивались, удирали от них с визгом.

Согласно народной легенде, в ночь под старый Новый год (на 14 января) сонмы бесов выходят из преисподней и свободно расхаживают по земле, устраивая пакости православному люду, и потешаются над всеми, кто позабыл оградить свои дома крестом, начертанным на дверях жилых и нежилых помещений. В эти вечера Бог на радостях, что у него родился сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот черти, соскучившись в аду, придумали на погибель человеческого рода бесчисленное множество развлечений…

Гадать обычно начинали со второго святочного дня. Гадали у колодцев, в сарае и около него, в бане, в поле, у воды, на перекрестках дорог. Гадали на предметах обихода, на женских украшениях, пище, домашних животных и птицах… На Святках девушки гадали о своих суженых особенно много, ночи напролет. Замуж-то каждой выскочить не терпится. Не беда, что и не за богатого, лишь бы путевым оказался да работящим.

Ведущая предлагает детям провести несколько святочных гаданий. Гадание для девочек на кольцах, спрятанных в емкости с зерном. Ведущая объясняет значение гадания: если девочка нашла простое колечко — жених из бедных, серебряное — среднего достатка, золотое — богатей.

Гадание для мальчиков и девочек на предметах (клубок, хлебушек, сушка, монетка, шерстка, бумажка с ниткой), спрятанных под платком. Дети по очереди достают предметы. Ведущая объясняет значение гадания.

Клубок:

Клубок далеконько расстилается,
А сани в дорогу собираются.
(К путешествию.)

Кусочек хлебушка:

Как сын с отцом сеял рожь с овсом.
На печи им сидеть, поперек себя толстеть.
(К богатству.)

Сушка:

Мышь по горнице бежит,
Каравай к себе тащит.
(К подаркам.)

Монетка:

За рекой живут мужики богатые,
Они гребут жемчуга лопатами.
(К прибыли, к деньгам.)

Шерстка:

Ходит овечушка да по лавочке,
Водит котика да за лапочки.
(К дружку.)

Бумажка с ниткой:

Сидит кошечка у печурочки,
Да все с малыми, да с котятами.
(К большой дружной семье.)

Гадание на девичьей обуви

Для этого гадания приглашаются несколько девочек и один парень, которому необходимо завязать глаза. Каждая из девочек снимает с левой ноги обувку, и всё складывают в общую кучу. Парень с завязанными глазами расставляет обувь друг за дружкой в сторону дверей. По расстановке обуви ведущая вместе с детьми судят об очередности выхода девушек замуж.

Мужики, молодухи (молодые женщины, недавно вышедшие замуж) и особенно старики держали себя в эту пору благочестиво, «тише воды, ниже травы». И молитвенно обращались к Богу о ниспослании лучшей доли. Степенно беседовали за самоварами о погоде, о том, какого в новом году лета ждать, а больше всего — о ценах на хлеб.

Как бы то ни было, Святки были большими праздниками. И я желаю вам, нынешним горожанам, не забывать добрые и мудрые традиции своих предков. Давайте вместе воскрешать былое!