РОЖДЕСТВО
Александр ГРЕФ,
театр «Бродячий Вертеп»
ВЕРТЕПНОЕ ДЕЙСТВО
Загадочное происхождение
Перед нами маленький двухэтажный
домик. У него нет передней стены, и мы видим на
верхнем этаже пещерку-вертеп, в глубине — ясли с
младенцем, склонившихся над младенцем Пресвятую
Богородицу и святого Иосифа, ослика, вола и
ягнят... Огонек свечи, колеблемый замирающим
дыханием зрителей… Плавно, будто чудесным
образом, на авансцену выплывает ангел и
возглашает радостную весть!.. Пастухи и волхвы
выходят из потаенной дверки поклониться
младенцу... На нижнем этаже грозный Ирод
повелевает убить дитя. Выходит смерть с косой и
отсекает голову царю. Трон рушится, и черт уносит
злодея в ад! И никто уже не скажет, что это сказка.
Так было, именно так все и было!..
Вертепное действо — удивительное
представление, которое бытует в России более
двухсот лет. Играли его на Святки от Рождества до
Крещения. Небольшой кукольный театрик с
изображением пещеры, в которой родился
Спаситель, обладает магической
притягательностью, возможно, оттого, что вертеп
— театр особого рода: он не знакомит нас с новыми
героями и необычными приключениями, но, напротив,
повествует историю, известную каждому с
младенчества, простую и трогательную. Вертеп
играли, переходя из дома в дом, повторяли игру с
песнями и колядками.
Вертепный ящик
Те, кто придумал этот особенный, очень
редкий вид театра кукол где-то на пороге XVIII в.,
были людьми просвещенными: они знали толк в
средневековой мистерии, видели кукольные
изображения Рождества, пошедшие от итальянских
«презеппе» по всему христианскому миру, были
знакомы и с механическими театрами своего
времени. Но они были и людьми простодушными,
поскольку, пытаясь воспроизвести завораживающую
пластику сложных механических кукол, изобрели
новый принцип кукольного театра, очевидно, сами
того не подозревая. В истории искусств такие вещи
случаются.
Вертеп возник как будто бы сразу в
законченном виде. Неизвестны промежуточные его
виды, так сказать, этапы становления. Напротив,
самые древние сохранившиеся вертепные театры XVIII
в., как говорят вертепники, — «ящики»,
одновременно и самые сложные по конструкции.
Но главное в загадочном происхождении
вертепа вот что: он возник в многоязыковой,
многоукладной среде, в которой разные культуры
жили бок о бок, соседствовали и не враждовали!
Именно поэтому вертепная драма почти в
неизменном виде существует и на Украине (вертеп),
и в Польше (шопка, по названию укрытия для скота, в
котором пряталась семья Спасителя), и в
Белоруссии (батлейка, от Бетлема (Вифлеема) —
места действия рождественских событий), и в
Великороссии (вертеп — «пещера» в переводе с
церковнославянского). И именно поэтому
невозможно точно указать родину вертепа, но лишь
район западных границ бывшей Российской империи,
где-то между Польшей и украинскими Карпатами.
В России вертеп игрался уже в XVIII в., и
не где-нибудь, а в Сибири, завезенный туда
выпускниками Киево-Могилянской духовной
академии. Играли его и в Смоленской губернии, и
даже по Волге. Но в России вертеп не стал
«крестьянским» театром, как на Украине и в
Белоруссии, а сделался зрелищем городских окраин
и ярмарок.
В СТАРИНУ И СЕГОДНЯ
Вертепные ящики в старину делали очень
большими: в два, даже в три этажа, со сложными
украшениями, и хранили как реликвии по многу лет.
Куклами управляли через специальные щели на дне
ящика.
Текст вертепного действа передавался
из уст в уста, за века в нем сплавились и языки, и
обычаи, и время. Но как дорого целомудрие, с
которым наши предки отнеслись к рождественской
истории! Никто не вложил слов в уста Пресвятой
Богородицы или младенца Христа. Сцена Рождества,
собственно вертеп, — лишь знак, картина, икона,
которая освящает все действо.
К 20-м годам прошлого века вертеп в
России практически забыли, но лет тридцать назад
снова стали потихоньку вспоминать об этом
уникальном явлении культуры. Сегодня же в стране
пять вертепных Рождественских фестивалей: в
Москве два, свои фестивали в Коломне,
Санкт-Петербурге, Владимире. И появятся еще, вот
увидите! Есть даже Гильдия вертепщиков,
помогающая хранить традиции.
Если вы решили сделать свой вертеп, то
знайте, что вертепный театр — прежде всего
конструкция. Символика вертепного действа
проста и точна: вверху — рай, внизу — ад. Никогда
живущие в раю: Святое семейство, ангелы — не
переходят вниз. Никогда жители ада: черт, смерть,
царь Ирод, его войско — не поднимутся наверх.
Литературы по вертепу сегодня немало.
Можно найти и тексты вертепной драмы, и картинки,
и музыку. Но как бы точно вы ни выучили текст
пьесы, в вертепе изображение все же важнее слов.
Замечательно готовить вертепное
действо всем вместе, всей семьей и показать в
Рождество близким! Вертеп нужно играть каждый
год, каждое Рождество, и потому действо можно
усложнять год от года. Все, что вы сделаете, будет
хорошо! Потому что без любви вы за дело не
возьметесь, а любовь и есть главное лицо этой
драмы.
Позволю себе замечание, не относящееся
собственно к вертепному действу, но касающееся
празднования Рождества и Святок. Без поста
праздника быть не может. А пост — это
серьезность, сосредоточенность. Попробуйте из
празднества убрать ожидание праздника — и все
распадется, праздника не будет. Так было заведено
не нами: перед Рождеством — сочельник, то есть
строгий пост.
СЦЕНЫ И КУКЛЫ
(Здесь приводится сокращенный
вариант вертепной драмы, и состав кукол сведен к
минимальному.)
Двухэтажный вертепный ящик — самая
традиционная и устойчивая составляющая
вертепного представления. Его сделать не так уж и
сложно, как может показаться, главное — решить и
взяться за работу. В полу верхнего и нижнего
этажей щели, по которым проводятся куклы, под
полом — скрытое от глаз зрителей пространство
для руки кукловода. На верхнем этаже ящика —
вертеп со Святым семейством, на нижнем — тронный
зал Ирода. Над вертепом сияет Вифлеемская звезда.
Все вертепное действо длится 15 или 20
минут в зависимости от текста, которым вы
пользуетесь, и музыкального сопровождения.
Изображение Святого семейства,
пастухов, яслей, животных, заглядывающих в окна,
то есть изображение рождественского вертепа,
позволяет проявить всю вашу любовь к этому
празднику. Существуют канонические изображения
Рождества, но в театре позволительно
фантазировать. Сделайте вертеп кукольным, а не
рисованным, это праздничнее!
Наверху разворачиваются первые сцены:
ангел возвещает радостную весть, пастухи и
волхвы приходят поклониться Святому младенцу.
Внутренние покои дворца Ирода —
нижняя сцена вертепного ящика.
Царский дворец обозначается троном, на
котором сидит царь Ирод. Во дворце Ирода
разворачивается основное действие пьесы.
Самое замечательное и интересное в
нижнем ярусе то, что конструкция его должна
позволить выскочить из-под трона черту и утащить
злодея Ирода в ад!
Вертепные куклы особого рода. Они
насажены на штырь, который уходит в щель под
сцену, отчего кажется, что движутся куклы по
поверхности сцены волшебным образом.
Размеры кукол зависят конечно же от
размеров сцены. Но в любом случае кукла должна
быть соразмерна руке: высотой в ладонь или чуть
больше. Тщательность проработки деталей: лица,
украшений одежды — зависит от вашего желания и
вкуса. Однако условное, символическое зрелище —
вертепная драма — допускает использование и
очень условных кукол: без ног, часто без рук, если
руки не действуют в сцене, без деталей лица —
достаточно лишь глаз, волос и бороды, которые
могут быть приклеены, нарисованы, пришиты, но в
целом лишь обозначены.
Ангел украшается серебряной и
золотой тканями. В руках — цветущая ветвь или
колокольчик. Выходит трижды: в первой и последней
сценах, открывая и завершая действо, во второй
сцене сообщает Рахили о том, что ее дитя взято на
небо.
Ангел
Пастух или пастухи, часто юноша
и старик. Овечек можно прикрепить к пастухам.
Пастух
Три царя, волхвы. Кукла очень
своеобразна: все три крепятся на одном пруте,
драпируются контрастными тканями. Выходят либо
только в начале действа, либо в начале и в конце —
на поклон младенцу. Волхвы могут сообщить Ироду о
рождении царя, не спускаясь вниз, во дворец.
Волхвы
Рахиль с младенцем может быть
одета, как и пастухи, в национальные одежды той
местности, где играется вертеп. Рахиль — мать
всех детей, погибших от рук злодеев. Она держит на
руках младенца. В сцене избиения младенцев
младенец вынимается из ее рук. Эта сцена одна из
ключевых.
Рахиль с младенцем
Смерть. Как правило, скелет, иногда
одетый в хламиду. Смерть держит в руках косу,
которой отсекает Ироду голову. Если коса
прикреплена к кукле неподвижно, то движение —
главное в сцене — выполняется всем телом. Смерть,
резко наклонившись, бьет косою Ирода под голову
так, чтобы снять голову со штыря. Голова слетает и
повисает на красной нитке.
Смерть
Царь Ирод. Самая большая и нарядная
кукла. По традиции, у Ирода съемная голова,
которая надевается на штырь, а срубленная висит
на красной нитке. Ирод должен, по возможности,
иметь грозное выражение лица. Ноги и руки Ирода в
пьесе не действуют и могут драпироваться
одеждой. Ирод сидит на троне почти все
представление. При появлении Смерти встает с
трона, трон под удары грома разваливается,
открывая врата ада, из которых выскакивает черт.
Царь Ирод
Черт. Ликом черен, с
огненно-красной пастью. В русской традиции черт
более противен, чем страшен, не грозный, а юркий и
«скользкий». Черт выходит на сцену по зову Смерти
и уносит тело Ирода в ад. «Уносит» условно —
достаточно прижать кукол друг к другу.
Черт
Воины. Одна или две куклы. Царь Ирод
обращается к воинам во множественном числе, но,
если воин один, — это вполне приемлемая
театральная условность. Воины — очень красочные
куклы: они могут быть в латах, как римские
легионеры, в кафтанах, как опричники… Однако
один из них должен обязательно держать в руках
пику, которой убивает младенца, вынимая его из
рук матери и унося. Воины выходят дважды: сначала
на зов Ирода, затем, конвоируя Рахиль.
Воин
ЛИТЕРАТУРА
Некрылова А.Ф., Савушкина Н.И. Народный
театр. Библиотека русского фольклора: Т. 10. — М.,
1991.
Греф А.Э. Театр кукол. — М.: ВЦХТ, 2003.
Сайт театра «Бродячий Вертеп»: http://booth.ru |