НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Странствия Виктора Уфимцева
Открытием
незнакомого широкому зрителю художника —
сибирского живописца, поэта — стала выставка «Мы
называли себя новаторами. Виктор Уфимцев. 1899–1964»
в Выставочном зале в Толмачах, новом
экспозиционном пространстве Третьяковки.
Творческая жизнь В. Уфимцева была
удивительно яркой и насыщенной, наполненной
постоянными экспериментами и увлекательными
путешествиями. Он работал в разных техниках и
жанрах: от афиш, плакатов, коллажей, линогравюр,
эскизов костюмов до книжных обложек и больших
холстов. Куда только судьба не заносила Уфимцева!
География его путешествий обширна: Омск, Средняя
Азия, Алтай, Владивосток, Тунис, Париж… В 1925 году
он работал главным художником в Омском городском
театре и оформлял спектакли («Принцесса
Турандот»). А в 1929-м Уфимцев уже во Владивостоке,
где его особенно поразил китайский театр, в
котором он уловил сходство с театром
авангардистским. Художник использовал эти
впечатления, когда работал впоследствии в театре
в Ташкенте.
Крыши парижа. 1960–1961
Родившийся на Южном Урале, Уфимцев
после переезда семьи в 1908 г. в Омск окончил
коммерческое училище, затем курсы рисования и
живописи. В конце 1910-х гг. Омск становится крупным
художественным центром, где оказались Л. Бруни, Л.
Мительман — участники петроградских выставок
«Союза молодежи». На курсах живописи и рисования
Уфимцев попал в класс И. Кортакова, ученика
Константина Коровина. Но решительный поворот в
его творчестве произошел в 1919 г., когда в Омск с
лекциями и демонстрацией произведений
художников-авангардистов, в том числе и
собственных, приехал Давид Бурлюк. Он
рассказывал о новом искусстве, читал стихи
Хлебникова, Маяковского, Северянина,
пропагандировал футуризм. В действе участвовали
и глава сибирских футуристов Давид Виленский, и
сибирский поэт-футурист Евгений Спасский. Бурлюк
оказал огромное влияние на развитие
футуристического движения в Омске.
В 1920 г. в Омске была основана группа
«Червонная тройка», по аналогии со знаменитым
«Бубновым валетом». Под влиянием Давида Бурлюка
Уфимцев сразу и бесповоротно превратился в
футуриста и начал создавать работы
футуристические по духу, с использованием
новаторских пластических приемов. Он нашел свой
вариант футуризма с сопоставлениями
геометрических форм, деформацией, сдвигами
планов («Линейные композиции», 1921). В немногих
сохранившихся вещах короткого авангардного
периода есть особое обаяние, острота,
непосредственность. Художник свободно
интерпретировал достижения авангардистов,
отдавая дань и супрематизму, и примитивизму, и
кубизму, и экспрессионизму. Он бывал в Москве,
встречался с Мейерхольдом и Маяковским.
Линейная композиция. 1921
С 1924 г. начинается новый период в
творчестве Уфимцева. Он оказывается в Ташкенте.
Его искусство обретает новые краски, восточный
колорит, обогащается новыми традициями. В его
полотнах ощущается влияние А. Волкова, М. Сарьяна.
Но экзотическую природу, восточную пряность,
архитектуру, быт, традиции народного восточного
искусства он синтезировал по-своему, создав
собственный оригинальный язык. Серия гуашей и
картин «Турксиб» (1931) — одна из лучших. В
автобиографии «Говори о себе» он с восторгом
писал: «Турксиб! Теперь передо мной еще
необкатанное полотно. И я вижу тебя, неведомый
край». Поезда, домики кажутся нереальными,
временными по сравнению с вечностью этих
необъятных гор и песков. В странно кадрированных,
лаконичных, стильных и органичных работах
выразительно зафиксировано пространство степей
и пустынь, безграничность которых не нарушает
вторгшаяся в них техника.
Приезд в Самарканд. 1924
С 1934 г. Уфимцев постоянно живет в
Ташкенте. Ему приходится овладеть жанром
исторической картины и создавать
соцреалистические полотна на соответствующую
тематику: «Акт о земле», «Рабочая крепость». И
здесь он наконец-то получает признание как
мастер историко-революционной картины.
Ну таки ех-ех. 1924
Как у многих советских художников,
творчество Уфимцева можно условно разделить на
две части: официальную и неофициальную. В 40–60-е
гг. он обратился к жанру пейзажа и натюрморта,
где, не отягченный социалистической идеологией,
с увлечением разрабатывает пластические задачи.
Цветущие деревья. 1939
Выставка Уфимцева в Толмачах в рамках
новой программы ГТГ, предусматривающей показ
широкому зрителю малоизвестных, незаслуженно
забытых художников, знакомит с творчеством
яркого, самобытного мастера. |