Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2007

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Странствия Виктора Уфимцева

Открытием незнакомого широкому зрителю художника — сибирского живописца, поэта — стала выставка «Мы называли себя новаторами. Виктор Уфимцев. 1899–1964» в Выставочном зале в Толмачах, новом экспозиционном пространстве Третьяковки.

Творческая жизнь В. Уфимцева была удивительно яркой и насыщенной, наполненной постоянными экспериментами и увлекательными путешествиями. Он работал в разных техниках и жанрах: от афиш, плакатов, коллажей, линогравюр, эскизов костюмов до книжных обложек и больших холстов. Куда только судьба не заносила Уфимцева! География его путешествий обширна: Омск, Средняя Азия, Алтай, Владивосток, Тунис, Париж… В 1925 году он работал главным художником в Омском городском театре и оформлял спектакли («Принцесса Турандот»). А в 1929-м Уфимцев уже во Владивостоке, где его особенно поразил китайский театр, в котором он уловил сходство с театром авангардистским. Художник использовал эти впечатления, когда работал впоследствии в театре в Ташкенте.

Крыши парижа. 1960–1961

Крыши парижа. 1960–1961

Родившийся на Южном Урале, Уфимцев после переезда семьи в 1908 г. в Омск окончил коммерческое училище, затем курсы рисования и живописи. В конце 1910-х гг. Омск становится крупным художественным центром, где оказались Л. Бруни, Л. Мительман — участники петроградских выставок «Союза молодежи». На курсах живописи и рисования Уфимцев попал в класс И. Кортакова, ученика Константина Коровина. Но решительный поворот в его творчестве произошел в 1919 г., когда в Омск с лекциями и демонстрацией произведений художников-авангардистов, в том числе и собственных, приехал Давид Бурлюк. Он рассказывал о новом искусстве, читал стихи Хлебникова, Маяковского, Северянина, пропагандировал футуризм. В действе участвовали и глава сибирских футуристов Давид Виленский, и сибирский поэт-футурист Евгений Спасский. Бурлюк оказал огромное влияние на развитие футуристического движения в Омске.

В 1920 г. в Омске была основана группа «Червонная тройка», по аналогии со знаменитым «Бубновым валетом». Под влиянием Давида Бурлюка Уфимцев сразу и бесповоротно превратился в футуриста и начал создавать работы футуристические по духу, с использованием новаторских пластических приемов. Он нашел свой вариант футуризма с сопоставлениями геометрических форм, деформацией, сдвигами планов («Линейные композиции», 1921). В немногих сохранившихся вещах короткого авангардного периода есть особое обаяние, острота, непосредственность. Художник свободно интерпретировал достижения авангардистов, отдавая дань и супрематизму, и примитивизму, и кубизму, и экспрессионизму. Он бывал в Москве, встречался с Мейерхольдом и Маяковским.

Линейная композиция. 1921

Линейная композиция. 1921

С 1924 г. начинается новый период в творчестве Уфимцева. Он оказывается в Ташкенте. Его искусство обретает новые краски, восточный колорит, обогащается новыми традициями. В его полотнах ощущается влияние А. Волкова, М. Сарьяна. Но экзотическую природу, восточную пряность, архитектуру, быт, традиции народного восточного искусства он синтезировал по-своему, создав собственный оригинальный язык. Серия гуашей и картин «Турксиб» (1931) — одна из лучших. В автобиографии «Говори о себе» он с восторгом писал: «Турксиб! Теперь передо мной еще необкатанное полотно. И я вижу тебя, неведомый край». Поезда, домики кажутся нереальными, временными по сравнению с вечностью этих необъятных гор и песков. В странно кадрированных, лаконичных, стильных и органичных работах выразительно зафиксировано пространство степей и пустынь, безграничность которых не нарушает вторгшаяся в них техника.

Приезд в Самарканд. 1924

Приезд в Самарканд. 1924

С 1934 г. Уфимцев постоянно живет в Ташкенте. Ему приходится овладеть жанром исторической картины и создавать соцреалистические полотна на соответствующую тематику: «Акт о земле», «Рабочая крепость». И здесь он наконец-то получает признание как мастер историко-революционной картины.

Ну таки ех-ех. 1924

Ну таки ех-ех. 1924

Как у многих советских художников, творчество Уфимцева можно условно разделить на две части: официальную и неофициальную. В 40–60-е гг. он обратился к жанру пейзажа и натюрморта, где, не отягченный социалистической идеологией, с увлечением разрабатывает пластические задачи.

Цветущие деревья. 1939

Цветущие деревья. 1939

Выставка Уфимцева в Толмачах в рамках новой программы ГТГ, предусматривающей показ широкому зрителю малоизвестных, незаслуженно забытых художников, знакомит с творчеством яркого, самобытного мастера.