НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Иконы из Ярославля в Третьяковке
Уникальна
ярославская икона «Святой Иоанн Златоуст с
житием», с 52 клеймами (начало XVII в.). Такого
количества сцен с деяниями святого не
встречалось ранее в древнерусских иконах. Это
тщательный и подробный рассказ о жизни
святителя, которого очень почитали в ярославских
землях. На иконе, редкой по иконографии, клейма не
разграничены, как было принято, а переходят
свободно одно в другое, что делает повествование
более живым и назидательным. На полях иконы
имеются пояснения к житиям, выполненные
усложненной скорописью.
Это лишь одна из икон, представленных в
Третьяковской галерее на 29-й выставке проекта
«Золотая карта России». Выставка «101 икона из
Ярославля» (из Ярославского художественного
музея) стала новым открытием ярославской школы
иконописи XVII–XVIII вв. Нарядные, праздничные иконы
с доминированием чистых, звонких цветов,
ослепляющие золотым сиянием, являют феерическое
зрелище.
Неповторим стиль ярославских икон XVII
в. с характерным местным колоритом, который
сохранялся на протяжении нескольких столетий.
Икона «Богоматерь Корсунская» (1-я пол. XVII в.), с ее
тяготением к монументальности, является
примером классической иконы ярославской школы и
поражает умением иконописца сконцентрировать
внимание на ликах и жестах Богоматери и Младенца,
остро выразительных.
Богоматерь Корсунская. XVII в.
Важная особенность ярославской школы
иконописи — существование художественных
династий, что обеспечивало высокий уровень
исполнения икон, передачу навыков из поколения в
поколение. Ярославские мастера-иконописцы
выполняли заказы и для августейших особ.
Один из красивейших экспонатов на
выставке — изысканная икона «Спас на престоле с
припадающими» (сер. XVII в.): Христос с необычным
узким лицом и изоборожденным морщинами высоким
лбом. Его одежды с золотыми пробелами словно
распространяют вокруг сияние.
Экспрессивность, плавный и гибкий
рисунок, разнообразный колорит отличает
ярославские иконы зрелого стиля, для которых
мастера находили новые приемы и выразительные
средства. Особым совершенством пропорций,
композиционных, цветовых решений отличается
«Пророческий чин» (конец XVII в.), мастерски решены
облачения пророков с мелкими круглящимися
складками, хороши плотные золотые ассисты, а лики
словно озарены небесным светом.
Удивительной выверенностью
композиции, как в среднике, так и в клеймах,
красотой живописи выделяется икона «Преподобный
Дмитрий Прилуцкий» (3-я четв. XVII в.). В среднике
крупная фигура Преподобного словно парит на фоне
холмов, похожих на облачка.
Больше всего на выставке икон XVIII века.
Причем многие специально отреставрированы для
выставки в Москве и показываются впервые. В этих
иконах оригинально переработаны иноземные
влияния, рождая полнокровное, изобильное
искусство. В них все больше проявляются черты
стиля барокко. Это необычайно нарядные иконы с
доминированием торжественности, как, например,
«Богоматерь всех скорбящих Радость» (1-я пол. XVIII
в.), с изощренной игрой форм и линий — облака,
очертания холма, гибкий цветок, округлые складки
мафория Богоматери.
Богоматерь Всех Скорбящих
Радость. 1-я пол. XVIII в.
Возрастает число подписных икон
мастеров со своим неповторимым стилем: Лаврентий
Севастьянов, Тихон Филатьев, Федор Федоров. Вот
«Спас на престоле» (нач. XVIII в.) выдающегося
ярославского иконописца Тихона Филатьева, отец
которого был иконописцем Оружейной палаты:
гармоничная по композиционному решению икона с
эффектным барочным троном, с использованием
новых приемов.
В XVIII столетии появляются даже точно
датированные работы — например, «Спас Великий
Архиерей» (1747) Афанасия и Ивана Шустовых. На этой
редкой по иконографии иконе Христос изображен в
виде царя и первосвященника (на основе текстов
1-го Послания Апостола Павла к Тимофею). Вот еще
одна подписная икона — «Рождество Христово» (1786)
Степана Завязошникова, ярославского иконописца,
который выполнял фресковые росписи в Туле,
Костроме, Рыбинске.
Афанасий и Иван Шустовы. Спас Великий
Архиерей. 1747
В собрании Ярославского
художественного музея более двух тысяч икон XIII —
начала XX века. Лучше всего представлены иконы
XVII–XVIII вв., периода расцвета Ярославля, когда
«город церквей» играл огромную роль в жизни
русского государства, был крупным центром
внутренней и международной торговли.
Появление ярославского стиля
иконописи обусловлено многими причинами. В
немалой степени сохранение местного своеобразия
объяснялось и существованием художественных
династий. Это обеспечивало сохранение
профессионального мастерства. Вот почему иконы
ярославской школы поражают таким высоким
качеством исполнения, в чем можно убедиться на
выставке в Третьяковке.
В фондах ярославского музея более 60
тысяч произведений русского искусства разных
периодов. Но выбор организаторов для выставки
проекта «Золотая карта России» именно икон —
удачное решение. Это одна из лучших выставок
проекта. |