АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Светлана КИРИЛЛОВА
«ЛУННАЯ» СОНАТА
Соната cis-moll
(ор. 27 № 2) — одна из самых популярных
фортепианных сонат Бетховена; быть может, самая
знаменитая в мире соната для фортепиано и
любимейшее произведение для домашнего
музицирования. Больше двух веков ее разучивают,
наигрывают, смягчают, приручают — как во все века
люди пытались смягчить и приручить смерть.
К. Фридрих. Монастырское кладбище в
снегу. 1819. Национальная галерея, Берлин
ЛОДКА НА ВОЛНАХ
Название «Лунная» не принадлежит
Бетховену — его ввел в оборот уже после смерти
композитора Генрих Фридрих Людвиг Рельштаб
(1799–1860), немецкий музыкальный критик, поэт и
либреттист, оставивший ряд записей в разговорных
тетрадях мастера. Рельштаб сравнил образы первой
части сонаты с движением лодки, плывущей под
луной вдоль Фирвальдштедского озера в Швейцарии.
У разных произведений Бетховена есть
много названий, которые понятны, как правило,
только в одной стране. Но прилагательное
«лунная» применительно к этой сонате стало
интернациональным.
Легковесное салонное название
прикоснулось к глубинам образа, из которого
вырастала музыка.
Сам Бетховен, склонный давать частям
своих произведений немного тяжеловесные
определения на итальянском языке, назвал две
свои сонаты — ор. 27 № 1 и 2 — quasi una fantasia —
«что-то вроде фантазии».
ЛЕГЕНДА
Возникновение сонаты романтическая
традиция связывает с очередным любовным
увлечением композитора — его ученицей, юной
Джульеттой Гвиччарди (1784–1856) (1), кузиной
Терезы (2) и Жозефины (3) Брунсвик, двух
сестер, которыми композитор был по очереди
увлечен в разные периоды своей жизни (Бетховен,
как и Моцарт, имел склонность влюбляться в целые
семейства).
Романтическая легенда включает четыре
пункта: страсть Бетховена, игру сонаты при луне,
предложение руки, отвергнутое бессердечными
родителями из-за сословных предрассудков, и,
наконец, замужество легкомысленной венки,
которая предпочла великому композитору богатого
молодого аристократа.
Увы, нет ничего подтверждающего, что
Бетховен когда-либо делал своей ученице
предложение (как он, с высокой степенью
вероятности, сделал его позднее Терезе Мальфатти
(4), кузине своего лечащего врача). Нет даже
свидетельств, что Бетховен был серьезно влюблен
в Джульетту. Он никому не говорил о своем чувстве
(как, впрочем, не говорил и о других своих
влюбленностях). Портрет Джульетты Гвиччарди был
найден после смерти композитора в запертом ящике
вместе с другими ценными документами — но… в
потайном ящике лежали несколько женских
портретов.
И, наконец, замуж за графа Венцеля
Роберта фон Галленберга, пожилого композитора,
сочинявшего балетную музыку, и архивариуса
музыкального театра, Джульетта вышла лишь пару
лет спустя после создания ор. 27 № 2 — в 1803 году.
Была ли счастлива в браке девушка,
которой когда-то был увлечен Бетховен, — другой
вопрос. Уже перед смертью глухой композитор
записал в одной из своих разговорных тетрадей,
что некоторое время назад Джульетта хотела с ним
встретиться, даже «плакала», но он отказал ей.
К. Фридрих. Женщина на закате. 1818.
Музей Фолькванг, Эссен
Бетховен не отталкивал от себя женщин,
в которых был когда-то влюблен, он даже писал им.
Возможно, в 1801 г. вспыльчивый композитор
поссорился со своей ученицей из-за какого-то
пустяка (как это случилось, например, с
исполнителем «Крейцеровой» сонаты скрипачом
Бриджтауэром), и даже много лет спустя ему стыдно
было об этом вспоминать.
ТАЙНЫ СЕРДЦА
Если в 1801 г. Бетховен страдал, то вовсе
не от несчастной любви. В это время он впервые
сообщил своим друзьям, что уже три года борется с
надвигающейся глухотой. 1 июня 1801 г. отчаянное
письмо получил его друг, скрипач и богослов Карл
Аменда (1771–1836) (5), которому Бетховен посвятил
свой прекрасный струнный квартет ор. 18 фа мажор. 29
июня Бетховен известил о своей болезни еще
одного друга — Франца Герхарда Вегелера: «Вот
уже два года я почти избегаю любого общества, так
как не могу сказать людям: «Я глухой!».
В 1802 г. в Хайлигенштадте (курортном
пригороде Вены) он напишет свое потрясающее
завещание: «О вы, люди, считающие или объявляющие
меня озлобленным, упрямым или мизантропом, как вы
несправедливы ко мне» — так начинается этот
знаменитый документ.
Образ «Лунной» сонаты прорастал
сквозь тяжелые думы и печальные мысли.
Луна в романтической поэзии
бетховенского времени — зловещее, мрачное
светило. Лишь десятилетия спустя ее образ в
салонной поэзии приобрел элегичность и стал
«светлеть». Эпитет «лунная» применительно к
музыкальному произведению конца XVIII – начала XIX
в. может означать иррациональность, жестокость и
мрачность.
Как бы ни была прекрасна легенда о
несчастной любви, трудно поверить, что Бетховен
мог посвятить такую сонату любимой девушке.
Ибо «Лунная» соната — это соната о
смерти.
КЛЮЧ
Ключ к загадочным триолям «Лунной»
сонаты, которыми открывается первая часть,
обнаружили Теодор Визева и Жорж де Сен-Фуа в
своем знаменитом труде о музыке Моцарта. Эти
триоли, которые сегодня с энтузиазмом пытается
наигрывать любой ребенок, допущенный к
родительскому фортепиано, — восходят к
бессмертному образу, созданному Моцартом в его
опере «Дон Жуан» (1787). Шедевр Моцарта, которым
Бетховен возмущался и восхищался, начинается с
бессмысленного убийства во мраке ночи. В тишине,
наступившей после взрыва в оркестре, на тихих и
глубоких триолях струнных всплывают один за
другим три голоса: дрожащий голос умирающего,
прерывистый голос его убийцы и бормотание
оцепеневшего слуги.
Этим отрешенным триольным движением
Моцарт создал эффект утекания жизни, уплывания
во мрак, когда тело уже цепенеет, а мерное
колыхание Леты уносит на своих волнах гаснущее
сознание.
У Моцарта на монотонный аккомпанемент
струнных накладываются хроматическая траурная
мелодия у духовых инструментов и поющие — пусть
прерывисто — мужские голоса.
У Бетховена в «Лунной» сонате то, что
должно было быть аккомпанементом, заглушило и
растворило в себе мелодию — голос
индивидуальности. Всплывающий над ними верхний
голос (связное проведение которого составляет
порой главную трудность для исполнителя) — это
уже почти не мелодия. Это иллюзия мелодии, за
которую можно ухватиться как за последнюю
надежду.
НА ПОРОГЕ ПРОЩАНИЯ
В первой части «Лунной» сонаты
Бетховен транспонирует запавшие ему в память
моцартовские триоли смерти на полтона ниже — в
более трепетный и романтический до-диез минор.
Это будет важная для него тональность — в ней он
напишет свой последний и великий квартет cis-moll.
У нескончаемых трезвучий «Лунной»
сонаты, переливающихся одно в другое, нет ни
конца ни начала. Бетховен с удивительной
точностью воспроизвел то чувство тоски, которую
навевают бесконечная игра гамм и трезвучий за
стеной — звуки, которые своим бесконечным
повторением способны отобрать у человека музыку.
Но всю эту скучную бессмыслицу Бетховен возводит
к обобщению космического порядка. Перед нами —
музыкальная ткань в чистом виде.
К началу ХХ в. и другие искусства
приблизились к уровню этого открытия Бетховена:
так, художники сделали героем своих полотен
чистый цвет.
То, что композитор делает в своем
произведении 1801 г., поразительно созвучно
поискам позднего Бетховена, с его последними
сонатами, в которых, по словам Томаса Манна, «сама
соната как жанр кончается, подводится к концу:
она исполнила свое предназначение, достигла
своей цели, дальше пути нет, и она растворяется,
преодолевает себя как форму, прощается с миром».
«Смерть ничто, — говорил сам Бетховен,
— живешь только в самые прекрасные мгновения. То
подлинное, что действительно существует в
человеке, то, что ему присуще, — вечно.
Преходящему же грош цена. Жизнь приобретает
красоту и значительность лишь благодаря
фантазии, этому цветку, который только там, в
заоблачных высях, пышно расцветает...»
Ц. Биненбаум. Портрет Л. ван
Бетховена. 1801
Вторая часть «Лунной» сонаты, которую
Ференц Лист назвал «благоуханным цветком,
выросшим между двумя безднами — бездной печали и
бездной отчаяния», — это кокетливое аллегретто,
похожее на легкую интермедию. Третью часть
современники композитора, привыкшие мыслить
образами романтической живописи, сравнивали с
ночной бурей на озере. Четыре волны звуков одна
за другой взмывают вверх, каждая завершается
двумя резкими ударами, словно волны ударяются о
скалу.
Сама музыкальная форма рвется наружу,
пытается разорвать рамки старой формы,
выплеснуть через край — но отступает.
Время еще не пришло. |