Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2007

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

А. ВОРОНИНА,
учитель английского языка,
школа № 368, Санкт-Петербург

ТАЙНЫЙ УРОК В ЭРМИТАЖЕ

Не могу не откликнуться на статью Л. Ванюшкиной и Е. Коробковой «Музей и школа: шаг навстречу» (газета «Искусство», № 17/2007). Как говорится, задело за живое. Такие же проблемы возникли и в моей педагогической деятельности, поскольку я являюсь учителем английского языка, и в курсе обучения мы обсуждаем тему «Искусство» и проводим уроки по истории Санкт-Петербурга. Столкнувшись с тем, что дети не очень интересуются искусством и историей, не часто посещают музеи, я вынуждена была попытаться восполнить эти пробелы и попробовать ответить детям на вопрос: «А зачем это надо?»

Мне как человеку, родившемуся и живущему в городе-музее, гордящемуся шедеврами архитектуры, историческими памятниками и богатейшими музейными коллекциями, стало ужасно обидно за молодое поколение, которому не смогли, а может, даже не пытались привить любовь к искусству, раскрыть глаза на уникальный мир их города. И я решила хоть малую толику усилий приложить к решению задачи взаимодействия музея и школы.

В чат или в поход?

Многие знают, что проблемы эти возникли не сегодня. На самом деле их пытаются решить не одно столетие и не в одной стране, есть опыт и интересные разработки. Вопрос в другом — почему интерес к этим проблемам то вспыхивает, то угасает?

Я согласна с авторами статьи, что в середине 1980-х сотрудничество музея и школы получило новый импульс и имело положительные результаты. Но постепенно огонек энтузиазма стал гаснуть, между школой и музеем появились трения и взаимные претензии. Политические и экономические перемены в стране и их последствия также повлияли на сотрудничество музейного и школьного образования. Но согласитесь, в любой истории развития всегда так: периоды подъема сменяются упадком, трансформируются жизненные приоритеты и интересы. Безусловно, это отражается на подрастающем поколении, и мы имеем то, что имеем, в силу субъективных и объективных причин. А ведь дети, по сути, одни и те же, только окружающий мир накладывает на них свой отпечаток.

Вот и получается, что для современного школьника куда увлекательней посмотреть кино, чем почитать книгу; посидеть в чатах, чем пойти в поход; познакомиться с виртуальным музеем, чем окунуться в пространство реального. Но не все так печально. Школьника и сейчас можно задеть за живое, заинтересовать природой и искусством, книгой и театром, только надо правильно подобрать «ключик».

Мне знакомо немало педагогов, которые плодотворно работают на благо взаимодействия школы и музея и имеют неплохие результаты. А отзывы детей о музеях говорят о том, что сотрудники многих из них стараются заинтересовать современных юных посетителей.

Но проблема остается актуальной! Почему?

На мой взгляд, учителя в основной своей массе не хотят заниматься «лишней» работой, тратить свое время, придумывать и изобретать что-то новое. Значительно проще провести урок в классе, чем ехать куда-то в музей (столько лишних хлопот!). А творческих учителей сами музейные работники отвергли, запретив им проводить собственные уроки в музее. (Лично мне пришлось давать урок в Эрмитаже со своей группой английского языка тайно.)

Как это делается у них

В Музее науки и техники Леонардо да Винчи в Милане существуют целые классы-аудитории для проведения уроков физики, химии, естествознания. Сотрудники музея выпустили брошюры с уроками по использованию музейных экспонатов, которые предлагаются в помощь учителю-предметнику. Там есть специальные мастерские, где дети своими руками могут, например, сделать модели по чертежам самого Леонардо! Получается, что музей готов предоставить помещения, экспозиции для изучения, разработать уроки, и все это — в помощь учителю! Не удивительно, что учителя видят свое законное место в этой логической цепочке взаимодействия школы и музея. Ведь именно педагог лучше знает своих детей, их способности и то, как лучше преподать детям необходимую информацию во внеаудиторном пространстве.

Вот и получается, что уроки в музее для миланских школьников привычное дело, их в непринужденной обстановке знакомят с экспонатами, они участвуют в процессе исследования и экспериментирования, а ведь любопытство и заинтересованность — главные механизмы познания.

Но что еще меня поразило: нам, иностранным туристам, раздали анкеты с вопросами, а для ребенка предложили творческие задания. Мы сами (без экскурсовода) ходили по музею, рассматривали выставки и пытались ответить на поставленные вопросы, а ребенок изучал и рисовал. А самое главное — это было так увлекательно, что три часа пролетели незаметно!

Наши музеи, безусловно, тоже могут похвастаться экскурсиями-путешествиями или экскурсиями-исследованиями. И наши школьники с энтузиазмом участвуют в процессе познания, а потом с восторгом вспоминают время пребывания в музее, и главное — они выносят в душе и в голове нужную информацию, преподнесенную умело и ненавязчиво. Надо только увеличивать количество таких музеев и таких неординарных увлекательных образовательных программ. Музеям следовало бы лучше себя рекламировать, улучшить механизм информирования школ.

Необходимый разворот

Беседуя со своими учениками-старшеклассниками, я пришла к выводу, что они готовы без принуждения посещать музеи, только им хочется быть непосредственными участниками процесса, а не просто слушателями. Они хотят сами анализировать экспонаты, делать свои выводы, дискутировать, «потрогать» предметы, что-то сделать своими руками. И экскурсовод при этом должен быть координатором и «источником» вопросов и заданий, а лишь затем «главным знатоком» информации, делающим верные замечания и выводы.

Мне кажется, именно такого рода экскурсии заставят детей развернуться в сторону музея, именно неординарного подхода ждет школа от музейных работников и музейных педагогов. Учителя, со своей стороны, должны «подготовить почву» перед посещением экспозиций: преподнести необходимую информацию, задать вопросы для размышления, на которые окончательно можно ответить только в музее, сделать небольшие проектные работы, направленные на поисковую деятельность учащегося.

Я считаю, что педагогический потенциал наших петербургских музеев огромен и именно музею отведена особая роль в образовательном пространстве, именно музей способен систематизировать знания об окружающем нас мире. И в данной проблеме нет правых и виноватых, и музей и школа по-своему несут ответственность за угасание взаимоотношений. Как музейные работники, так и педагоги должны идти в ногу со временем, учиться понимать и заинтересовывать современного школьника, ведь, как говорил Вольтер, «никогда не бывает больших дел без больших трудностей».