ТОЧКА ЗРЕНИЯ
А. ВОРОНИНА,
учитель английского языка,
школа № 368, Санкт-Петербург
ТАЙНЫЙ УРОК В ЭРМИТАЖЕ
Не могу не
откликнуться на статью Л. Ванюшкиной и Е.
Коробковой «Музей и школа: шаг навстречу» (газета
«Искусство», № 17/2007). Как говорится, задело за
живое. Такие же проблемы возникли и в моей
педагогической деятельности, поскольку я
являюсь учителем английского языка, и в курсе
обучения мы обсуждаем тему «Искусство» и
проводим уроки по истории Санкт-Петербурга.
Столкнувшись с тем, что дети не очень
интересуются искусством и историей, не часто
посещают музеи, я вынуждена была попытаться
восполнить эти пробелы и попробовать ответить
детям на вопрос: «А зачем это надо?»
Мне как человеку, родившемуся и
живущему в городе-музее, гордящемуся шедеврами
архитектуры, историческими памятниками и
богатейшими музейными коллекциями, стало ужасно
обидно за молодое поколение, которому не смогли,
а может, даже не пытались привить любовь к
искусству, раскрыть глаза на уникальный мир их
города. И я решила хоть малую толику усилий
приложить к решению задачи взаимодействия музея
и школы.
В чат или в поход?
Многие знают, что проблемы эти
возникли не сегодня. На самом деле их пытаются
решить не одно столетие и не в одной стране, есть
опыт и интересные разработки. Вопрос в другом —
почему интерес к этим проблемам то вспыхивает, то
угасает?
Я согласна с авторами статьи, что в
середине 1980-х сотрудничество музея и школы
получило новый импульс и имело положительные
результаты. Но постепенно огонек энтузиазма стал
гаснуть, между школой и музеем появились трения и
взаимные претензии. Политические и
экономические перемены в стране и их последствия
также повлияли на сотрудничество музейного и
школьного образования. Но согласитесь, в любой
истории развития всегда так: периоды подъема
сменяются упадком, трансформируются жизненные
приоритеты и интересы. Безусловно, это
отражается на подрастающем поколении, и мы имеем
то, что имеем, в силу субъективных и объективных
причин. А ведь дети, по сути, одни и те же, только
окружающий мир накладывает на них свой
отпечаток.
Вот и получается, что для современного
школьника куда увлекательней посмотреть кино,
чем почитать книгу; посидеть в чатах, чем пойти в
поход; познакомиться с виртуальным музеем, чем
окунуться в пространство реального. Но не все так
печально. Школьника и сейчас можно задеть за
живое, заинтересовать природой и искусством,
книгой и театром, только надо правильно
подобрать «ключик».
Мне знакомо немало педагогов, которые
плодотворно работают на благо взаимодействия
школы и музея и имеют неплохие результаты. А
отзывы детей о музеях говорят о том, что
сотрудники многих из них стараются
заинтересовать современных юных посетителей.
Но проблема остается актуальной!
Почему?
На мой взгляд, учителя в основной своей
массе не хотят заниматься «лишней» работой,
тратить свое время, придумывать и изобретать
что-то новое. Значительно проще провести урок в
классе, чем ехать куда-то в музей (столько лишних
хлопот!). А творческих учителей сами музейные
работники отвергли, запретив им проводить
собственные уроки в музее. (Лично мне пришлось
давать урок в Эрмитаже со своей группой
английского языка тайно.)
Как это делается у них
В Музее науки и техники Леонардо да
Винчи в Милане существуют целые классы-аудитории
для проведения уроков физики, химии,
естествознания. Сотрудники музея выпустили
брошюры с уроками по использованию музейных
экспонатов, которые предлагаются в помощь
учителю-предметнику. Там есть специальные
мастерские, где дети своими руками могут,
например, сделать модели по чертежам самого
Леонардо! Получается, что музей готов
предоставить помещения, экспозиции для изучения,
разработать уроки, и все это — в помощь учителю!
Не удивительно, что учителя видят свое законное
место в этой логической цепочке взаимодействия
школы и музея. Ведь именно педагог лучше знает
своих детей, их способности и то, как лучше
преподать детям необходимую информацию во
внеаудиторном пространстве.
Вот и получается, что уроки в музее для
миланских школьников привычное дело, их в
непринужденной обстановке знакомят с
экспонатами, они участвуют в процессе
исследования и экспериментирования, а ведь
любопытство и заинтересованность — главные
механизмы познания.
Но что еще меня поразило: нам,
иностранным туристам, раздали анкеты с
вопросами, а для ребенка предложили творческие
задания. Мы сами (без экскурсовода) ходили по
музею, рассматривали выставки и пытались
ответить на поставленные вопросы, а ребенок
изучал и рисовал. А самое главное — это было так
увлекательно, что три часа пролетели незаметно!
Наши музеи, безусловно, тоже могут
похвастаться экскурсиями-путешествиями или
экскурсиями-исследованиями. И наши школьники с
энтузиазмом участвуют в процессе познания, а
потом с восторгом вспоминают время пребывания в
музее, и главное — они выносят в душе и в голове
нужную информацию, преподнесенную умело и
ненавязчиво. Надо только увеличивать количество
таких музеев и таких неординарных увлекательных
образовательных программ. Музеям следовало бы
лучше себя рекламировать, улучшить механизм
информирования школ.
Необходимый разворот
Беседуя со своими
учениками-старшеклассниками, я пришла к выводу,
что они готовы без принуждения посещать музеи,
только им хочется быть непосредственными
участниками процесса, а не просто слушателями.
Они хотят сами анализировать экспонаты, делать
свои выводы, дискутировать, «потрогать»
предметы, что-то сделать своими руками. И
экскурсовод при этом должен быть координатором и
«источником» вопросов и заданий, а лишь затем
«главным знатоком» информации, делающим верные
замечания и выводы.
Мне кажется, именно такого рода
экскурсии заставят детей развернуться в сторону
музея, именно неординарного подхода ждет школа
от музейных работников и музейных педагогов.
Учителя, со своей стороны, должны «подготовить
почву» перед посещением экспозиций: преподнести
необходимую информацию, задать вопросы для
размышления, на которые окончательно можно
ответить только в музее, сделать небольшие
проектные работы, направленные на поисковую
деятельность учащегося.
Я считаю, что педагогический потенциал
наших петербургских музеев огромен и именно
музею отведена особая роль в образовательном
пространстве, именно музей способен
систематизировать знания об окружающем нас мире.
И в данной проблеме нет правых и виноватых, и
музей и школа по-своему несут ответственность за
угасание взаимоотношений. Как музейные
работники, так и педагоги должны идти в ногу со
временем, учиться понимать и заинтересовывать
современного школьника, ведь, как говорил
Вольтер, «никогда не бывает больших дел без
больших трудностей». |