НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Елена КНЯЗЕВА
Заговоры счастья
Ивана Генералича
Картины
художников-примитивистов по своим
художественным приемам не похожи друг на друга.
Этим они отличаются от произведений, заключенных
в рамки «больших» стилей со строгой системой
штампов. Литературный польский, фольклорный
сербско-хорватский, орнаментальный африканский,
русский, намекающий на лубок... И все же между ними
есть сходство, благодаря которому работы
относятся к одному стилю — «наивному искусству».
Они показывают мир таким, каким воспринимает его
человек неискушенный, — с первобытным
удивлением перед силами природы, своими
чувствами и желаниями. Доминанта «наивного
искусства» — незамутненный интерес к
окружающему миру.
Современные художники В. Комар и А.
Меламид для создания идеальной картины «Выбор
народа» провели независимый опрос и выяснили,
что большинству людей нравятся пейзажи с
фигурками, например, оленей или детей на фоне
морской глади, голубого неба, гор и зеленой травы.
Далее следуют национальные особенности: скажем,
русские предпочитают видеть на фоне пейзажа
задумчиво сидящего святого, а американцы —
Джорджа Вашингтона в мундире.
Олень в лесу
Тематика произведений «наивного
искусства» соответствует тематике идеальной
картины, она проста и понятна. Хотя сам наив —
стиль непростой. Кроме народного
художественного и фольклорного творчества, он
вобрал в себя культурные признаки разных эпох и
сформировался как единое направление в XX веке.
Его корифеи — А. Руссо, Н. Пиросманишвили, И.
Генералич. Художники наива как будто играют в
живопись, стирают грань между воображением и
действительностью. Они конструируют картины
романтические, с легким комическим оттенком.
Получается так свежо, смело, нарративно, что
зритель даже не задумывается, есть у них «школа»
или это самоучки.
Хорватский художник-примитивист Иван
Генералич (Ivan Generalic, 1914–1992) рисовал с детства на
холстах, дереве и стекле. (Живопись гуашью по
стеклу, иконы на стекле — ноу-хау балканских
художников.) Он участвовал во многих выставках на
родине и за рубежом, был членом Союза хорватских
художников. В 1930 г. недалеко от Загреба, в селе
Хлебине, создал школу крестьянских живописцев.
Стал основателем династии
художников-примитивистов (брат скульптор Мато,
сын Иосиф, внук Горан, племянник Милан
Генераличи).
На картинах Ивана Генералича
изображены жанровые сцены из крестьянского быта
во всех его проявлениях и состояниях. Герои
обрабатывают землю, собирают урожай, исполняют
календарные обряды, а поздней осенью и зимой,
когда заканчиваются все полевые работы, —
гуляют. Художник любовно размещает на холстах
сельскохозяйственную утварь, растительность и
живность. Все у него наполнено символическим
смыслом (корова, свинья, конь олицетворяют
плодородие; петух, подсолнух — солнце).
Зима в деревне
Это не ново и не раз использовалось в
искусстве, достаточно вспомнить сложную
символику голландской живописи. Организация
пространства на картинах И. Генералича — вот что
действительно может удивить подготовленного
зрителя. Подножие высокой горы с лесом, дальней
деревенькой и одинокой фигурой («Зима в
деревне»), многоплановая горизонтальная
композиция с грядами гор, теряющимися за
горизонтом («Единорог») или вид сверху на
уходящую вдаль деревеньку («Деревья») — таким
композициям можно найти немало параллелей в
классическом искусстве. Например, «Гроза над
Толедо» Эль Греко, полотна Пуссена,
«космические» пейзажи на портретах эпохи
Возрождения. Разница заключается в том, что у
мастеров прошлого показаны фрагменты мира,
существующего и за рамками картины, в то время
как у Ивана Генералича крестьянский мир замкнут,
удобен, предназначен для идиллического
существования. Каждая сценка, поставленная
художником, имеет сакральный характер и
становится своеобразным заговором на
благополучие.
Единорог
Такой же смысл Иван Генералич
вкладывает в изображения единорога или оленя.
Единорог с древних времен являлся священным
образом, в Средние века — это символ чистоты и
девственности, его связывали с Девой Марией и
Иисусом Христом. Из-за силы и непобедимости —
растиражированный геральдический знак, название
артиллерийских орудий. По фольклорным
представлениям, своим рогом единорог очищал
воду, отравленную змеем. Художник «посылает»
пожилой крестьянской паре этого дивного зверя,
как Конька-горбунка, исключительно из добрых
побуждений и в помощь.
Деревья
Безыскусное искусство Ивана
Генералича проповедует гармоничное и доброе
мировосприятие. Такое, как на картине «Олень в
лесу». Можно долго скользить взглядом по кружеву
застывших заиндевелых ветвей, вдыхать лесной
воздух, следить за размеренным шагом
белоснежного животного и чувствовать, как
умиротворяется и просветляется душа.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://zorkiy-glaz.livejournal.com/607.html
http://old.russ.ru/ist_sovr/20010411_zlydn-pr.html |