Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №24/2007

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

Заговоры счастья
Ивана Генералича

Картины художников-примитивистов по своим художественным приемам не похожи друг на друга. Этим они отличаются от произведений, заключенных в рамки «больших» стилей со строгой системой штампов. Литературный польский, фольклорный сербско-хорватский, орнаментальный африканский, русский, намекающий на лубок... И все же между ними есть сходство, благодаря которому работы относятся к одному стилю — «наивному искусству». Они показывают мир таким, каким воспринимает его человек неискушенный, — с первобытным удивлением перед силами природы, своими чувствами и желаниями. Доминанта «наивного искусства» — незамутненный интерес к окружающему миру.

Современные художники В. Комар и А. Меламид для создания идеальной картины «Выбор народа» провели независимый опрос и выяснили, что большинству людей нравятся пейзажи с фигурками, например, оленей или детей на фоне морской глади, голубого неба, гор и зеленой травы. Далее следуют национальные особенности: скажем, русские предпочитают видеть на фоне пейзажа задумчиво сидящего святого, а американцы — Джорджа Вашингтона в мундире.

Олень в лесу

Олень в лесу

Тематика произведений «наивного искусства» соответствует тематике идеальной картины, она проста и понятна. Хотя сам наив — стиль непростой. Кроме народного художественного и фольклорного творчества, он вобрал в себя культурные признаки разных эпох и сформировался как единое направление в XX веке. Его корифеи — А. Руссо, Н. Пиросманишвили, И. Генералич. Художники наива как будто играют в живопись, стирают грань между воображением и действительностью. Они конструируют картины романтические, с легким комическим оттенком. Получается так свежо, смело, нарративно, что зритель даже не задумывается, есть у них «школа» или это самоучки.

Хорватский художник-примитивист Иван Генералич (Ivan Generalic, 1914–1992) рисовал с детства на холстах, дереве и стекле. (Живопись гуашью по стеклу, иконы на стекле — ноу-хау балканских художников.) Он участвовал во многих выставках на родине и за рубежом, был членом Союза хорватских художников. В 1930 г. недалеко от Загреба, в селе Хлебине, создал школу крестьянских живописцев. Стал основателем династии художников-примитивистов (брат скульптор Мато, сын Иосиф, внук Горан, племянник Милан Генераличи).

На картинах Ивана Генералича изображены жанровые сцены из крестьянского быта во всех его проявлениях и состояниях. Герои обрабатывают землю, собирают урожай, исполняют календарные обряды, а поздней осенью и зимой, когда заканчиваются все полевые работы, — гуляют. Художник любовно размещает на холстах сельскохозяйственную утварь, растительность и живность. Все у него наполнено символическим смыслом (корова, свинья, конь олицетворяют плодородие; петух, подсолнух — солнце).

Зима в деревне

Зима в деревне

Это не ново и не раз использовалось в искусстве, достаточно вспомнить сложную символику голландской живописи. Организация пространства на картинах И. Генералича — вот что действительно может удивить подготовленного зрителя. Подножие высокой горы с лесом, дальней деревенькой и одинокой фигурой («Зима в деревне»), многоплановая горизонтальная композиция с грядами гор, теряющимися за горизонтом («Единорог») или вид сверху на уходящую вдаль деревеньку («Деревья») — таким композициям можно найти немало параллелей в классическом искусстве. Например, «Гроза над Толедо» Эль Греко, полотна Пуссена, «космические» пейзажи на портретах эпохи Возрождения. Разница заключается в том, что у мастеров прошлого показаны фрагменты мира, существующего и за рамками картины, в то время как у Ивана Генералича крестьянский мир замкнут, удобен, предназначен для идиллического существования. Каждая сценка, поставленная художником, имеет сакральный характер и становится своеобразным заговором на благополучие.

Единорог

Единорог

Такой же смысл Иван Генералич вкладывает в изображения единорога или оленя. Единорог с древних времен являлся священным образом, в Средние века — это символ чистоты и девственности, его связывали с Девой Марией и Иисусом Христом. Из-за силы и непобедимости — растиражированный геральдический знак, название артиллерийских орудий. По фольклорным представлениям, своим рогом единорог очищал воду, отравленную змеем. Художник «посылает» пожилой крестьянской паре этого дивного зверя, как Конька-горбунка, исключительно из добрых побуждений и в помощь.

Деревья

Деревья

Безыскусное искусство Ивана Генералича проповедует гармоничное и доброе мировосприятие. Такое, как на картине «Олень в лесу». Можно долго скользить взглядом по кружеву застывших заиндевелых ветвей, вдыхать лесной воздух, следить за размеренным шагом белоснежного животного и чувствовать, как умиротворяется и просветляется душа.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ

http://zorkiy-glaz.livejournal.com/607.html

http://old.russ.ru/ist_sovr/20010411_zlydn-pr.html