НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Русский авангардист
и изобретатель
Для меня живопись — жизнь.
Владимир Баранов-Россине
Обнаружение в 2006 году трех
великолепных скульптур выдающегося русского
авангардиста Баранова-Россине (1888–1944) внесло
новые штрихи в оценку его творчества. В этих
скульптурах, новаторских и необычных, разные
элементы соединяются в сложную конструкцию. Вот
«Ритм», полихромная конструкция из орфических
кругов, выгнутых брусков, выпиленных по лекалам
криволинейных лопастей. И из такого странного
сочетания форм возникают два персонажа, женщина
и мужчина, — в динамичном танце.
Скульптуры Россине часто имели
подвижные детали, он использовал в них фрагменты
старой мебели и ярко раскрашивал.
Петух и ревень. 1912. Частное
собрание
Не менее острая и выразительная
скульптура «Танец», с полуцилиндрической ногой,
имитирующей полосатый чулок, с пышной юбкой,
похожей на кринолин. Геометрические элементы в
скульптурах Россине оживляются введением цвета.
Как умно обыгрывается графичность скульптур,
ажурных конструкций, как изысканны линии! И
пустота начинает звучать иначе. Скульптуры стали
открытием выставки «Владимир Баранов-Россине —
художник русского авангарда» в Отделе личных
коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Представлено
более 60 работ из частных собраний, созданных до
1919 г.
Судьба художника драматична. В 1910 г.,
оказавшись в Париже, он сблизился с Робером и
Соней Делоне, дружбу с которыми очень ценил. Но
еще до отъезда в Париж в 1908–1909 гг. он
участвовал в крупных выставках в Петербурге,
Киеве, Вильно. В 1914 г. на Салоне Независимых он
показал четыре свои скульптуры, экспрессивные,
ярко раскрашенные. В 1912–1913 гг. в Париже жил в
знаменитой художественной колонии «Улей». Его
соседями были М. Шагал, О. Цадкин, А. Архипенко. В
1917 г. он вернулся в Россию. На первой и
последней прижизненной выставке в Москве в том
же году показывалось более 60 работ художника
(сезаннистские, кубистские, беспредметные). Но
художественная общественность не приняла его
творчества. В эти годы Баранов-Россине активно
занимался педагогической деятельностью. Однако
будущего в СССР у него не было, поэтому в 1925 г.
он уехал в Париж. Его жизнь трагически оборвалась
в 1944 г. в Освенциме.
Женщина в платке
1919. Государственный русский музей,
Санкт-Петербург
Баранов-Россине обладал удивительной
способностью подпитываться от разных источников
и по-своему преломлять элементы, заимствованные
из произведений представителей различных
течений. Никто не умел так, как Россине, соединить
пластические языки, создавая нечто очень
своеобразное. С 1905 по 1943 г. в творчестве
Россине было много периодов: поэтический
реализм, импрессионизм, пуантилизм, фовизм,
сезаннизм, кубофутуризм, беспредметность,
биоморфизм и музыкальная абстракция. Он обладал
удивительным свойством — умением постоянно
обновлять свой язык.
Самовар
1916. Тамбовский художественный музей
«Каприччо», «Красные домики», «Нимфы и
кентавры» (1912–1914) увлекают упоительной
динамикой окружностей, в которых пульсируют
линии и цвета, выявляются беспредметные
структуры, строго римтически обозначенные. В
циклах «Апокалипсис», «Сотворение мира» (1912)
ощущается связь с классическим искусством, в
динамичных композициях картин и эскизов
«Апокалипсиса» Россине словно предчувствовал
свою гибель в концлагере.
Россине был странной личностью,
окруженной всевозможными тайнами. Он обладал
авантюрным складом характера и был склонен к
прозрениям. Во многих его работах можно найти
ростки будущих открытий. Он обладал редкой
способностью к экспериментам в сфере техники.
Фирменным знаком художника стали его
цветомузыкальные исследования. Он попытался
объединить музыкальные созвучия с живописным
изображением, осуществил свою старую мечту по
нахождению ассоциаций между звуком и цветом и
изобрел собственную палитру с расположением
цветов в определенной последовательности. Таким
образом, он во многом опередил позднейшие работы
оп-артистов.
Оптофон — самое оригинальное творение
Россине — был устроен очень оригинально.
Клавиатура фортепиано соединялась с подвижным
устройством, оснащенным целлулоидными
окрашенными фильтрами, сквозь которые
пропускались световые лучи. Когда пианист играл,
на экране возникали динамические цветовые формы,
созвучные исполнявшимся музыкальным пьесам.
Доработанный инструмент был запатентован и
получил название хромотрон.
Заход солнца
1907. Частное собрание
Позднее Россине, продолжая заниматься
изобретательством, придумал устройство,
облегчающее сложные трюковые съемки, и изобрел
хромофотометр, определяющий качество и чистоту
драгоценных камней. А его «Динамический
камуфляж» (1938) предвосхитил маскирующую
расцветку, которая делает технику и людей
невидимыми.
Во второй парижский период (после 1925
года) художник жил трудно, его работы не
продавались, он писал все меньше картин,
занимался продвижением своих изобретений. К
слову сказать, в 2004 г. на аукционе Сотби его
картина 1911 года «Натюрморт со стулом» была
продана за миллион долларов.
«Для меня живопись — жизнь», — говорил
художник. Сжатая, концентрированная, энергичная
выставка убеждает в этом. Россине занимает
особое место в истории искусства. Он — автор
экспериментальной, своего рода алхимической
живописи, в которой не переставал находить новые
оригинальные формулы. Этими находками позже
воспользовались другие художники. |