Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Русский авангардист
и изобретатель

Для меня живопись — жизнь.

Владимир Баранов-Россине

Обнаружение в 2006 году трех великолепных скульптур выдающегося русского авангардиста Баранова-Россине (1888–1944) внесло новые штрихи в оценку его творчества. В этих скульптурах, новаторских и необычных, разные элементы соединяются в сложную конструкцию. Вот «Ритм», полихромная конструкция из орфических кругов, выгнутых брусков, выпиленных по лекалам криволинейных лопастей. И из такого странного сочетания форм возникают два персонажа, женщина и мужчина, — в динамичном танце.

Скульптуры Россине часто имели подвижные детали, он использовал в них фрагменты старой мебели и ярко раскрашивал.

Петух и ревень. 1912. Частное собрание

Петух и ревень. 1912. Частное собрание

Не менее острая и выразительная скульптура «Танец», с полуцилиндрической ногой, имитирующей полосатый чулок, с пышной юбкой, похожей на кринолин. Геометрические элементы в скульптурах Россине оживляются введением цвета. Как умно обыгрывается графичность скульптур, ажурных конструкций, как изысканны линии! И пустота начинает звучать иначе. Скульптуры стали открытием выставки «Владимир Баранов-Россине — художник русского авангарда» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина. Представлено более 60 работ из частных собраний, созданных до 1919 г.

Судьба художника драматична. В 1910 г., оказавшись в Париже, он сблизился с Робером и Соней Делоне, дружбу с которыми очень ценил. Но еще до отъезда в Париж в 1908–1909 гг. он участвовал в крупных выставках в Петербурге, Киеве, Вильно. В 1914 г. на Салоне Независимых он показал четыре свои скульптуры, экспрессивные, ярко раскрашенные. В 1912–1913 гг. в Париже жил в знаменитой художественной колонии «Улей». Его соседями были М. Шагал, О. Цадкин, А. Архипенко. В 1917 г. он вернулся в Россию. На первой и последней прижизненной выставке в Москве в том же году показывалось более 60 работ художника (сезаннистские, кубистские, беспредметные). Но художественная общественность не приняла его творчества. В эти годы Баранов-Россине активно занимался педагогической деятельностью. Однако будущего в СССР у него не было, поэтому в 1925 г. он уехал в Париж. Его жизнь трагически оборвалась в 1944 г. в Освенциме.

Женщина в платке. 1919. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Женщина в платке
1919. Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Баранов-Россине обладал удивительной способностью подпитываться от разных источников и по-своему преломлять элементы, заимствованные из произведений представителей различных течений. Никто не умел так, как Россине, соединить пластические языки, создавая нечто очень своеобразное. С 1905 по 1943 г. в творчестве Россине было много периодов: поэтический реализм, импрессионизм, пуантилизм, фовизм, сезаннизм, кубофутуризм, беспредметность, биоморфизм и музыкальная абстракция. Он обладал удивительным свойством — умением постоянно обновлять свой язык.

Самовар. 1916. Тамбовский художественный музей

Самовар
1916. Тамбовский художественный музей

«Каприччо», «Красные домики», «Нимфы и кентавры» (1912–1914) увлекают упоительной динамикой окружностей, в которых пульсируют линии и цвета, выявляются беспредметные структуры, строго римтически обозначенные. В циклах «Апокалипсис», «Сотворение мира» (1912) ощущается связь с классическим искусством, в динамичных композициях картин и эскизов «Апокалипсиса» Россине словно предчувствовал свою гибель в концлагере.

Россине был странной личностью, окруженной всевозможными тайнами. Он обладал авантюрным складом характера и был склонен к прозрениям. Во многих его работах можно найти ростки будущих открытий. Он обладал редкой способностью к экспериментам в сфере техники. Фирменным знаком художника стали его цветомузыкальные исследования. Он попытался объединить музыкальные созвучия с живописным изображением, осуществил свою старую мечту по нахождению ассоциаций между звуком и цветом и изобрел собственную палитру с расположением цветов в определенной последовательности. Таким образом, он во многом опередил позднейшие работы оп-артистов.

Оптофон — самое оригинальное творение Россине — был устроен очень оригинально. Клавиатура фортепиано соединялась с подвижным устройством, оснащенным целлулоидными окрашенными фильтрами, сквозь которые пропускались световые лучи. Когда пианист играл, на экране возникали динамические цветовые формы, созвучные исполнявшимся музыкальным пьесам. Доработанный инструмент был запатентован и получил название хромотрон.

Заход солнца. 1907. Частное собрание

Заход солнца
1907. Частное собрание

Позднее Россине, продолжая заниматься изобретательством, придумал устройство, облегчающее сложные трюковые съемки, и изобрел хромофотометр, определяющий качество и чистоту драгоценных камней. А его «Динамический камуфляж» (1938) предвосхитил маскирующую расцветку, которая делает технику и людей невидимыми.

Во второй парижский период (после 1925 года) художник жил трудно, его работы не продавались, он писал все меньше картин, занимался продвижением своих изобретений. К слову сказать, в 2004 г. на аукционе Сотби его картина 1911 года «Натюрморт со стулом» была продана за миллион долларов.

«Для меня живопись — жизнь», — говорил художник. Сжатая, концентрированная, энергичная выставка убеждает в этом. Россине занимает особое место в истории искусства. Он — автор экспериментальной, своего рода алхимической живописи, в которой не переставал находить новые оригинальные формулы. Этими находками позже воспользовались другие художники.