Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Возвращение художника

На выставке «Александр Бенуа ди Стетто. 1896–1976. Художник жизни, архитектор мечты» в Выставочном зале Государственной Третьяковской галереи в Толмачах представлены живописные и графические работы русско-швейцарского художника Александра Зигфрида Бурхарда Леви Бенуа ди Стетто, который рано эмигрировал из России и сделал художественную карьеру в Европе, а у нас практически неизвестен. Выставка еще раз напоминает, какое важное место в истории отечественного искусства занимает клан Бенуа, талантливые представители которого ярко проявили себя в изобразительном, театральном, музыкальном искусстве, архитектуре. Из рода Бенуа происходила мать художника (фамилию которой он взял позже), а его отец, швейцарец, — архитектор, работавший в Санкт-Петербурге вместе с зодчим Леонтием Бенуа.

Автопортрет. 1943

Автопортрет. 1943

Почему же ди Стетто, столь многогранный художник — живописец, график, дизайнер, монументалист, мастер в сфере декоративно-прикладного и театрально-декорационного искусства, архитектор, — на родине оказался забытым?

Он родился в Санкт-Петербурге, получил хорошее образование, учился в школе Общества поощрения художников у Н.К. Рериха, В.В. Матэ, И.Я. Билибина. В юношеские годы Бенуа ди Стетто наслаждался творческой атмосферой и в школе, и дома, среди родственников-художников. Вот акварельные наброски женских фигур, выполненные им в имении З.Е. Серебряковой «Нескучное». В 1918 г. в Петроградских государственных свободных художественных и учебных мастерских ди Стетто изучал архитектуру. Он так увлекся ею, что даже начал строить собственный дом, очень оригинальный, на вращающемся фундаменте. Но мечта стать архитектором не осуществилась.

Из-за тяжелых условий жизни, профессиональных неприятностей он был вынужден покинуть страну, преодолев невероятные трудности. Наконец после мучительных карантинов в Финляндии и Германии он оказался в Швейцарии, на родине отца. Художник провел несколько лет в швейцарской деревне в полной изоляции. Свою творческую деятельность он начал в Берне, где получал заказы на портреты и имел успех. В 1925 г. Бенуа ди Стетто оказался в городе своей мечты — Париже. А в 1926 г. женился на датской виолончелистке Каме Зингер, отказавшейся от карьеры музыканта и посвятившей себя мужу. Более 50 лет они прожили вместе.

На выставке есть обаятельный «Портрет Камы с кошкой» (1930-е), где муза художника изображена погруженной в свои думы, печальной, с бледным лицом, с гладкими темными волосами. Гибкая манера письма, тонально насыщенный колорит — всё помогает воссоздать сложный образ мятущейся женщины, тайну которой художник не раскрывает.

Барки на канале. 1955

Барки на канале. 1955

Ди Стетто успешно проявил себя и как сценограф. В Берлине он получил Гран-при за декорации к опере Моцарта «Похищение из сераля». В Берлине смело экспериментировал со сценическим пространством, создавал экспериментальные проекты. Зарабатывал на жизнь он прежде всего монументально-декоративными росписями общественных зданий. В 1929 г., устав от напряженной жизни, он направляется в Женеву, где с тех пор постоянно проживал, совершая с женой путешествия в Испанию, Францию, принимая участие в выставках во Франции и Германии,.

Многогранный мастер ди Стетто — автор портретов, натюрмортов, сложных архитектурно-пластических композиций, пейзажей. Хороши его архитектурные ландшафты — горные и деревенские, снежные вершины Гриндельвальда и знойные испанские пейзажи. Вот акварельные виды Парижа, очень личностные, без намеков на туристические красивости. В начале 50-х он экспериментировал с объемом, архитектурной формой, создавая фантастические композиции.

Важную роль в его творчестве играют портреты. В них он продолжает традиции классического западноевропейского и русского искусства, совершенствует свой стиль. Художник много экспериментировал с автопортретами, очень оригинальными, постановочными, с разными аксессуарами.

В 1930 г., когда он уже получил известность как портретист, пейзажист, монументалист, ди Стетто обратился к натюрмортам, в которых проявил удивительное разнообразие. Он писал хрупкий фарфор, плоды, фрукты, охотничьи трофеи. От бесхитростных изображений вазы с цветами он перешел к более сложным постановкам, с введением в композицию атрибутов искусства, статуэток, гипсовых головок, книг, фарфора, бронзы. Поражает мастерское пространственное решение композиций. В цветочных натюрмортах хорошо передана световоздушная, живописная стихия вибрирующих тонов.

Подсолнухи. 1949

Подсолнухи. 1949

Искусство ди Стетто перекликается с творчеством современных ему художников А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева (особенно в рисунках и сангинах). Его рисунки безупречны и выразительны: прекрасна, в частности, анималистическая серия (сангина). На больших листах изображены крупные фигуры зверей в характерных позах.

На выставке представлено 80 работ художника 1916–1970 гг. из пяти музеев Санкт-Петербурга, которые никогда прежде не экспонировались. «Забытый» представитель династии Бенуа достойно подтвердил свою принадлежность знаменитому роду.