НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Возвращение художника
На выставке
«Александр Бенуа ди Стетто. 1896–1976. Художник
жизни, архитектор мечты» в Выставочном зале
Государственной Третьяковской галереи в
Толмачах представлены живописные и графические
работы русско-швейцарского художника Александра
Зигфрида Бурхарда Леви Бенуа ди Стетто, который
рано эмигрировал из России и сделал
художественную карьеру в Европе, а у нас
практически неизвестен. Выставка еще раз
напоминает, какое важное место в истории
отечественного искусства занимает клан Бенуа,
талантливые представители которого ярко
проявили себя в изобразительном, театральном,
музыкальном искусстве, архитектуре. Из рода
Бенуа происходила мать художника (фамилию
которой он взял позже), а его отец, швейцарец, —
архитектор, работавший в Санкт-Петербурге вместе
с зодчим Леонтием Бенуа.
Автопортрет. 1943
Почему же ди Стетто, столь
многогранный художник — живописец, график,
дизайнер, монументалист, мастер в сфере
декоративно-прикладного и
театрально-декорационного искусства,
архитектор, — на родине оказался забытым?
Он родился в Санкт-Петербурге, получил
хорошее образование, учился в школе Общества
поощрения художников у Н.К. Рериха, В.В. Матэ, И.Я.
Билибина. В юношеские годы Бенуа ди Стетто
наслаждался творческой атмосферой и в школе, и
дома, среди родственников-художников. Вот
акварельные наброски женских фигур, выполненные
им в имении З.Е. Серебряковой «Нескучное». В 1918 г.
в Петроградских государственных свободных
художественных и учебных мастерских ди Стетто
изучал архитектуру. Он так увлекся ею, что даже
начал строить собственный дом, очень
оригинальный, на вращающемся фундаменте. Но
мечта стать архитектором не осуществилась.
Из-за тяжелых условий жизни,
профессиональных неприятностей он был вынужден
покинуть страну, преодолев невероятные
трудности. Наконец после мучительных карантинов
в Финляндии и Германии он оказался в Швейцарии,
на родине отца. Художник провел несколько лет в
швейцарской деревне в полной изоляции. Свою
творческую деятельность он начал в Берне, где
получал заказы на портреты и имел успех. В 1925 г.
Бенуа ди Стетто оказался в городе своей мечты —
Париже. А в 1926 г. женился на датской
виолончелистке Каме Зингер, отказавшейся от
карьеры музыканта и посвятившей себя мужу. Более
50 лет они прожили вместе.
На выставке есть обаятельный «Портрет
Камы с кошкой» (1930-е), где муза художника
изображена погруженной в свои думы, печальной, с
бледным лицом, с гладкими темными волосами.
Гибкая манера письма, тонально насыщенный
колорит — всё помогает воссоздать сложный образ
мятущейся женщины, тайну которой художник не
раскрывает.
Барки на канале. 1955
Ди Стетто успешно проявил себя и как
сценограф. В Берлине он получил Гран-при за
декорации к опере Моцарта «Похищение из сераля».
В Берлине смело экспериментировал со
сценическим пространством, создавал
экспериментальные проекты. Зарабатывал на жизнь
он прежде всего монументально-декоративными
росписями общественных зданий. В 1929 г., устав от
напряженной жизни, он направляется в Женеву, где
с тех пор постоянно проживал, совершая с женой
путешествия в Испанию, Францию, принимая участие
в выставках во Франции и Германии,.
Многогранный мастер ди Стетто — автор
портретов, натюрмортов, сложных
архитектурно-пластических композиций, пейзажей.
Хороши его архитектурные ландшафты — горные и
деревенские, снежные вершины Гриндельвальда и
знойные испанские пейзажи. Вот акварельные виды
Парижа, очень личностные, без намеков на
туристические красивости. В начале 50-х он
экспериментировал с объемом, архитектурной
формой, создавая фантастические композиции.
Важную роль в его творчестве играют
портреты. В них он продолжает традиции
классического западноевропейского и русского
искусства, совершенствует свой стиль. Художник
много экспериментировал с автопортретами, очень
оригинальными, постановочными, с разными
аксессуарами.
В 1930 г., когда он уже получил
известность как портретист, пейзажист,
монументалист, ди Стетто обратился к
натюрмортам, в которых проявил удивительное
разнообразие. Он писал хрупкий фарфор, плоды,
фрукты, охотничьи трофеи. От бесхитростных
изображений вазы с цветами он перешел к более
сложным постановкам, с введением в композицию
атрибутов искусства, статуэток, гипсовых
головок, книг, фарфора, бронзы. Поражает
мастерское пространственное решение композиций.
В цветочных натюрмортах хорошо передана
световоздушная, живописная стихия вибрирующих
тонов.
Подсолнухи. 1949
Искусство ди Стетто перекликается с
творчеством современных ему художников
А.Е. Яковлева и В.И. Шухаева (особенно в
рисунках и сангинах). Его рисунки безупречны и
выразительны: прекрасна, в частности,
анималистическая серия (сангина). На больших
листах изображены крупные фигуры зверей в
характерных позах.
На выставке представлено 80 работ
художника 1916–1970 гг. из пяти музеев
Санкт-Петербурга, которые никогда прежде не
экспонировались. «Забытый» представитель
династии Бенуа достойно подтвердил свою
принадлежность знаменитому роду. |