Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

Вид в Швейцарских Альпах
(гора Малый Рухен)

ВИД В ШВЕЙЦАРСКИХ АЛЬПАХ (ГОРА МАЛЫЙ РУХЕН)

Алексей САВРАСОВ
ВИД В ШВЕЙЦАРСКИХ АЛЬПАХ (ГОРА МАЛЫЙ РУХЕН)
1862. Государственная Третьяковская галерея, Москва

В 1862 г. в связи с вступлением в Московское общество любителей художеств Саврасов получил возможность отправиться в заграничное путешествие — он посетил Англию, Данию, Францию, Швейцарию. Наиболее сильное впечатление на художника произвела Швейцария, совсем не похожая на родную Россию.

Он с увлечением принялся рисовать величественные горы, хрустальные озера и альпийские луга.. Поездка была полезна еще и тем, что Саврасов смог познакомиться с европейской живописью, и, по его собственному признанию, «ни одна академия в мире не могла бы так развить». Увиденное произвело на художника настолько сильное впечатление, что в течение некоторого времени он даже почти совсем не писал картин русской природы — ему требовалось время, чтобы переосмыслить принципы своего творчества, взяв за основу процессы, происходившие в мировом искусстве. Так, особенно он отмечал в произведениях новых западных мастеров отсутствие «жалкой подражательности», «преодоление условности предшествовавшего класса», «замечательную верность изображения разнообразных мотивов природы» и «местный характер колорита и рисунка». Посетил Саврасов и мастерские популярных в России художников А. Калама и А. Ахенбаха.

Швейцарский мастер Калам в те годы пользовался широкой известностью, даже в петербургской Академии и московском училище его работы предлагались ученикам в качестве образцов для копирования. В свое время Саврасов тоже отдал дань увлечению этим художником, но именно заграничная поездка заставила его в корне переменить свое отношение к некогда любимому живописцу. Отличительной чертой пейзажей Калама являлись тонкость и элегантность письма, четкий рисунок, Он всегда скрупулезнейшим образом прописывал те детали, которые, как ему казалось, должны были способствовать достижению наиболее сильного эффекта. В общем-то эти черты действительно должны были быть симпатичны Саврасову, ведь Карл Рабус учил примерно тому же, но, увидев воочию красоту и величественность гор, он разглядел в живописи Калама холодную условность и театральный пафос.

«Заграничных» произведений Саврасова сохранилось очень немного, и, пожалуй, самое выразительное из них «Вид в Швейцарских Альпах (гора Малый Рухен)». Эта работа, как отмечают исследователи, написана как бы в полемике с Каламом. Казалось бы, на полотне воспроизведен классический пейзаж, какие часто встречались и у швейцарского художника. Через темные кулисы гор на среднем плане наш взгляд устремляется вдаль, туда, где на фоне голубого неба возвышается Малый Рухен, покрытый ослепительно белыми снегами. Удивительно живо передает художник материальность камней и кустарников на первом плане, а колорит отличается богатством красок и цветовых переливов. Но чувствуется здесь неподдельная заинтересованность Саврасова, а его спокойная, подробная манера письма, свободная от ложной патетики, лишь только подчеркивает величественную красоту Швейцарских Альп.