АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
ПРОСЕЛОК
Алексей САВРАСОВ
ПРОСЕЛОК
1873. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
«Проселок» был написан два года спустя
после «Грачей» и по своим художественным
качествам ничуть не уступает этой самой
знаменитой картине Саврасова.
Впрочем, автор, по-видимому, остался
недоволен своей работой и, написав, сразу
преподнес ее в дар другу и коллеге по
Товариществу передвижных художественных
выставок И. Прянишникову. Долгое время, почти
двадцать лет, она хранилась в его закрытой
коллекции и стала известна широкой публике лишь
в 1893 г. К тому времени ситуация в культурной жизни
несколько изменилась, и «Проселок», хотя и тепло
принятый зрителями, все же не произвел того
впечатления, какое могло бы быть в свое время. И
тем не менее повторимся: произведение это смело
можно назвать вершиной творчества Саврасова.
Перед нами, как обычно, незатейливый
русский пейзаж — дорога, размытая дождем,
бегущая вдоль спелого поля, череда деревьев на
горизонте… Только что прошел ливень, и земля,
умытая, напоенная дождем, кажется, облегченно
вздохнула. А сквозь тяжелые тучи уже пробиваются
первые солнечные лучи. Художнику удалось
запечатлеть на холсте переходное состояние
природы. Буквально один миг — и кажется, на наших
глазах ярко разгорится солнце и от былой
непогоды не останется и следа.
В живописной манере Саврасова видится
нечто импрессионистическое. В отличие от его
предыдущих работ, здесь нет тонкой проработки
мельчайших деталей, с первого взгляда кажется,
будто поверхность холста покрыта переплетением
хаотично наложенных мазков — но это только с
первого взгляда. А присмотревшись получше, вы
найдете смысл в этом хаосе, вам откроются
тончайшие красочные лессировки, переливы
золотисто-жемчужных тонов. Такая картина сделала
бы честь любому из французских импрессионистов,
если бы судьба вдруг занесла его на наши
просторы!
Обычный прохожий мог бы посетовать на
грязь и сырость и попенять на извечную
непроходимость русских дорог. Но Саврасов не
видит размытого проселка. Не видим его и мы. Перед
нами лежит путь в чистый, светлый, блистающий мир.
Спелая пшеница подобна золотому песку, а
дождевые лужицы сверкают и переливаются, как
настоящие драгоценности. Пожалуй, никому ни до,
ни после Саврасова не удавалось создать ничего
подобного. «Сотри случайные черты, и ты увидишь —
мир прекрасен». Этим умением он, художник с душой
поэта, владел в совершенстве. Только Саврасов мог
изобразить не самые приглядные реалии русской
жизни (вспомним хотя бы лужу на первом плане
картины «Лосиный остров в Сокольниках») так, что
мы начинаем чувствовать к ним едва ли не
симпатию.
В этом смысле он вполне оправдал
призыв П. Третьякова к русским пейзажистам:
«Дайте мне хотя лужу грязную, но чтобы в ней
правда была, поэзия; а поэзия во всем может быть,
это дело художника». |