АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
МОГИЛА НА ВОЛГЕ.
ОКРЕСТНОСТИ ЯРОСЛАВЛЯ
Алексей САВРАСОВ
МОГИЛА НА ВОЛГЕ. ОКРЕСТНОСТИ ЯРОСЛАВЛЯ
1874. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
В конце 1870 г. Саврасов получил от
Третьякова заказ на серию рисунков и картин
зимнего пейзажа на Волге. До этого он все лето
провел в Поволжье и был глубоко тронут неброской
красотой этих мест, поэтому с удовольствием
отправился с семьей в Ярославль. Там семья сняла
квартиру и какое-то время жила счастливо и
спокойно, пока не случилось несчастье — умерла
новорожденная дочь, а после этого тяжело
заболела жена. Прежняя «тихая и сосредоточенная»
жизнь рушилась на глазах. Душевные переживания
художника проявились, естественно, в его
картинах. В них зазвучала тема беды (например, в
«Разливе Волги под Ярославлем»), появились
изображения могил… Но в этом потоке горестей
искусство Саврасова как бы очищается,
наполняется новой силой и несвойственным ему
прежде глубоким драматизмом.
Одно из самых сильных произведений
этого периода — «Могила на Волге. Окрестности
Ярославля». Долгое время эта картина считалась
утраченной, и сотрудники Третьяковской галереи
тщетно пытались ее найти. Обнаружилось же
полотно совершенно случайно — в частном
собрании московского коллекционера в 1972 г.
Теперь оно хранится в Государственном
художественном музее Алтайского края.
Перед нами пологий берег реки.
Пасмурный день, ветер гонит по небу тяжелые
облака… А на первом плане — заброшенная,
поросшая травой и бурьяном одинокая могила с
покосившимся крестом, рядом с ней тонкая
беззащитная березка, склоняющаяся под яростными
порывами ветра. Печальный образ… Но удивительно
— ощущения тоски, безысходности не возникает.
Ведь ослепительные лучи солнца заливают
горизонт, синеет высь неба, а вдали на реке
виднеется лодка с белым парусом. Вспомним —
парус издавна являлся символом надежды, и его
появление тоже вносит жизнеутверждающую ноту в
общее настроение. Победу жизни над смертью,
преодоление собственного отчаяния, очищение
через страдание, катарсис, если угодно, — вот что
символизирует эта картина.
«Широкая, уходящая вдаль могучая река
с нависшей над ней тучей; впереди огромный крест
и облетевшая березка — вот и все; но в этой
простоте целый мир высокой поэзии» — так
высказывался о «Могиле на Волге» Исаак Левитан, и
эти слова полностью выражают суть картины
Саврасова. В одном из лучших произведений
Левитана — «Над вечным покоем» — мы заметим
отголоски настроений пейзажа его великого
учителя. |