Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №1/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Ольга СКУРАТОВА
учитель ИЗО школы № 199, г. Москва

КАКОГО ЦВЕТА НЕБО?

Пейзажи А.К. Саврасова
на уроках изобразительного искусства
в начальной школе

«А поэзию природы ты угадаешь тогда, когда полюбишь ее всем своим сердцем. У тебя и глаза-то будут смотреть по-другому, когда любовь их раскроет. Они станут большие, зоркие, всевидящие. Кому весной грязно и сыро работать, тот не пейзажист, не художник, дрянь, мазилка, ничего не чует и не понимает. Маляр в бархатной куртке. Искусству восторг нужен. Нет его… искусство в картине такого художника не ночевало. Все будет на месте, написано, нарисовано, хитрая и затейливая композиция, мысли прут, а все-таки генерал без пяти минут. А в искусстве эти пять минут-то самое важное…» — эти слова Алексея Кондратьевича Саврасова были обращены к ученикам своей мастерской в московском Училище живописи и ваяния. Один из них, И. Левитан, впоследствии скажет о своем любимом учителе: «С Саврасовым появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».

Тема изображения пейзажа занимает одно из важных мест в системе уроков изобразительного искусства в начальной школе во всех ныне существующих программах по данному предмету. Цель этих занятий — научить детей вглядываться, удивляться, открывать для себя мир природы, «отыскивать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу». В этом неоценимую помощь могут оказать учителю репродукции работ А.К. Саврасова.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 1.
«Какого цвета небо?»

Материалы: кисти, банки, бумага для рисования А3, гуашь.

Ответ на вопрос «Какого цвета небо?» первоклассники всегда дают с ходу — синего или голубого. И только с подачи учителя, после демонстрации репродукций полотен А.К. Саврасова «Печерский монастырь под Нижним Новгородом» (1871) (1), «Пейзаж с радугой» (1881) (2), «Лунная ночь. Болото» (1870) (3), «Закат» (1871) (4), «Оттепель» (1874) (5), где воздушная стихия выступает главным персонажем, палитра неба в сознании детей начинает расцветать желтыми, золотистыми, оранжевыми, красными, бордовыми, фиолетовыми, сиреневыми, изумрудными, серыми и другими красками. Ребята делают маленькое открытие: оказывается, они тоже это видели вечером на прогулке или утром по дороге в школу, летом за городом или в выходные в парке. Поэтому важно посвятить занятие небу — удивительному природному объекту, изменения характера которого мы можем наблюдать постоянно: утром, днем и вечером, в солнечный день и в ненастье, в любое время года, открывая для себя что-то новое.

Важно обратить внимание детей, что художникам часто удается передать то, что не в состоянии передать человеческая речь: это не только удивительные цветовые сочетания, но и едва уловимые оттенки настроения.

Учащиеся выполняют практическую работу широкой кистью ограниченной палитрой цветов (синий, красный, желтый, белый, черный), смешивая краски прямо на листе. Особое внимание следует уделить изображению облаков или туч, имеющих свой характер, легко клубящихся — «К концу лета на Волге» (1873), тающих — «Степь днем» (1852), растянувшихся над горизонтом — «Вечер. Перелет птиц» (1874) или страшно наползающих — «Рожь» (1981).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.
Изображение деревьев

Невозможно представить себе картины среднерусской природы без леса. Он может тянуться за полями зазубринами вершин («К концу лета на Волге», 1873), подниматься непроходимой стеной («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), стелиться у подножия холмов («Печерский монастырь под Нижним Новгородом», 1871). Отдельные деревья могут развешивать свои ветви или склоняться до земли («После грозы», 1870-е). И каждое из них — от вековой сосны до молодых саженцев — имеет свой неповторимый характер.

Детские работы

Детские работы

Казалось бы, у детей не должно быть сложностей с изображением деревьев, на самом деле это не так. В начальной школе ребята часто изображают деревья схематично — похожими на морковку, пеньки с ветками и т.п. Поэтому важно предложить им сравнить между собой различные деревья, подумать, как форма дерева передает его характер и настроение. Для этого мы рассматриваем кудрявые шапки («Дубы», 1855) (6), угловатые метелки («Проселок», 1873), золотые охапки («Ивы у пруда», 1872) и др.

Необходимо обращать внимание на то, какое именно дерево хочет изобразить ребенок. Если это летнее дерево с пышной кроной, то начинать изображение надо именно с нее, принимая во внимание ее форму целиком, не выписывая каждый листок отдельно, затем добавить ствол и прорисовать, если это необходимо, ветки.

Зимнее дерево, такое как на картинах «Зимняя дорога» (1870-е) и «Весна. Огороды» (1893), наоборот, привлекает четкостью изображения именно ствола (утолщенного книзу), от которого идут толстые ветви, а от них, в свою очередь, ажурные тонкие. Осеннее дерево занимает некое «промежуточное» положение между летним и зимним в зависимости от того, какое количество листвы на нем осталось.

Важно напоминать учащимся, что мир вокруг нас многоцветен, он не сводится только к тем краскам, которые есть в баночках с гуашью. Каждое дерево имеет свое неповторимое сочетание цветов в листве, стволе, ветках. Необходимо, чтобы дети не боялись смешивать краски: добавлять их прямо на листе бумаги или смешивать на палитре. Можно перед началом работы предложить на палитре смешать несколько оттенков цветов, которыми дети предполагают работать. Например, зеленый с желтым, с синим, с красным, с белым.

С учащимися можно обсудить, «откуда мы будем рассматривать» лес или деревья: будем ли смотреть на них издали («Пейзаж с рекой и рыбаком», 1859) или мы уже вошли в лес и стали под сенью кроны («Вид в окрестностях Ораниенбаума», 1854) (7).

При изображении леса работа начинается с переднего плана. Надо объяснить, что деревья не должны сливаться друг с другом. Нужно стремиться сделать так, чтобы зритель понял: за деревьями переднего ряда есть другие, они могут быть выше или ниже, темнее или светлее (по-разному освещены, разные породы деревьев).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 3.
«Какого цвета снег?»

Как и в случае с небом, ответ на вопрос детям кажется очевидным, но стоит предложить им сравнить по цвету горсть снега из-за окна с белым листом бумаги, цвет снега на улице, на дорожке и на газоне, обратить внимание на следы на снегу, как возникает проблема. Без внимательного рассматривания репродукций работ художника здесь не обойтись: «Зимняя дорога» (1870-е) (8), «Зимний пейзаж. Иней» (1870-е) (9), «Сухарева башня» (1872) (10), «Ранняя весна. Оттепель» (1880-е), «Распутица» (1894).

Снег, как и вода, выступает в природе в роли некоего зеркала, отображающего окружающий мир, — всполохи заката, тени от деревьев, игру солнца в морозный день… Снег всегда многоцветен, недаром о нем говорят, что он блестит, играет, серебрится. Но если земля летом, весной и осенью темнее неба, то снежный покров всегда, и днем и ночью, будет светлее.

Особое внимание детей привлекает картина «Зимний пейзаж. Иней» (1870-е), на которой они видят застывший лес сквозь крупяную пелену снега. Детям можно предложить игровой прием: когда живописная работа готова, набрать на кисточку белую краску, приподнять ее и слегка постучать по палочке кончиком пальца (как по клавише фортепиано) — тогда на лист полетят настоящие мелкие «снежные» брызги…

ЛИТЕРАТУРА

Евдокимов И. Левитан. — М.: Советский писатель, 1940.

Островский Г. Рассказы о русской живописи. — М.: Советский писатель, 1987.