УРОК МХК
Анна РАПОПОРТ,
методист по МХК кафедры
прикладной культурологии СПб АППО
Романтические парки Петербурга:
ПАВЛОВСК
Цель путешествия — создать условия для
развития эмоциональной сферы учащихся и
формирования у них целостной картины мира.
Образовательное путешествие предназначено для
учеников 9–10-х классов, изучающих тему
«Романтизм в русской культуре». Оно рассчитано
на целый день (3–4 часа работы в Павловском парке)
и предполагает последующее осмысление
результатов путешествия на уроках. Если есть
необходимый запас времени и желание детей, то
частью путешествия может стать посещение
Павловского дворца. При ограниченности времени
или недостаточной подготовке детей задания в
маршрутном листе могут быть сокращены.
Организовывая выезд в Павловск, педагогу
необходимо позаботиться, чтобы у всех детей были
в запасе продукты питания, вода, а также
соответствующая времени года одежда. Также
каждая группа вместе с маршрутным листом должна
получить карту-схему Павловского парка (ее можно
приобрести на месте, у входа в парк). Оптимальный
сезон для данного путешествия — ранняя сухая
осень.
ПОЭТИЧЕСКАЯ ПРОГУЛКА
Маршрутный лист раздается каждой
группе учащихся (в группе 5–7 человек).
Давайте мысленно перенесемся на два
столетия назад и совершим прогулку по
Павловскому парку. Нашим спутником станет поэт
Василий Андреевич Жуковский, описавший этот парк
в элегии «Славянка». В ней встречаются
непонятные слова (в текстах, предлагаемых вашему
вниманию, они подчеркнуты); попробуйте
догадаться, что значат эти слова, и по
возможности подберите к ним синонимы.
Пейзаж долины Славянки. Гравюра
С. Галактионова с картины С. Щедрина
1. Выйдите на берег реки Славянки и
осмотритесь. Что вы видите? Запишите свои
наблюдения. Какими словами вы можете описать
настроение, которое создает открывающийся
пейзаж? Запишите свои определения.
Пейзаж долины Славянки с
Пиль-башней. Гравюра И. Ческого с картины С.
Щедрина
2. Отметьте в нижеприведенных строфах
те эпитеты, которые употребляет Жуковский для
описания своих наблюдений и впечатлений.
Обратите внимание, как поэт описывает время и
место прогулки.
Славянка тихая, сколь ток приятен
твой,
Когда, в осенний день, в твои глядятся воды
Холмы, одетые последнею красой
Полуотцветшия природы.
Спешу к твоим брегам... свод неба тих и
чист;
При свете солнечном прохлада повевает;
Последний запах свой осыпавшийся лист
С осенней свежестью сливает.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Спускаюсь в дол к реке: брег темен
надо мной,
И на воды легли дерев кудрявых тени;
Противный брег горит, осыпанный зарей;
В волнах блестят прибрежны сени;
То отраженный в них сияет мавзолей;
То холм муравчатый, увенчанный древами;
То ива дряхлая, до свившихся корней
Склонившись гибкими ветвями,
Сенистую главу купает в их струях:
Здесь храм между берез и яворов мелькает;
Там лебедь, притаясь у берега в кустах,
Недвижим в сумраке сияет.
Вдруг гладким озером является река;
Сколь здесь ее брегов пленительна картина;
В лазоревый кристалл слиясь вкруг челнока,
Яснеет вод ее равнина.
Совпадают ли наблюдения и ощущения
Жуковского с вашими? Как вы думаете, почему?
3. По берегу Славянки пройдите к
мосту Кентавров и внимательно осмотрите его,
зарисуйте наиболее понравившиеся детали.
Вспомните, что вы знаете о кентаврах, и
попробуйте объяснить, почему именно эти статуи
украсили мост рядом с дворцом. Определите
назначение здания, расположенного возле моста
Кентавров.
Мост кентавров
4. Рядом с мостом Кентавров найдите
место, где могли происходить следующие события.
Объясните свой выбор.
Я на брегу один... окрестность вся
молчит...
Как привидение, в тумане предо мною
Семья младых берез недвижимо стоит
Над усыпленною водою.
Вхожу с волнением под их священный
кров;
Мой слух в сей тишине приветный голос слышит;
Как бы эфирное там веет меж листов,
Как бы невидимое дышит,
Как бы сокрытая под юных древ корой,
С сей очарованной мешаясь тишиною,
Душа незримая подъемлет голос свой
С моей беседовать душою.
И некто урне сей безмолвный приседит;
И, мнится, на меня вперил он темны очи;
Без образа лицо, и зрак туманный слит
С туманным мраком полуночи.
Смотрю... и, мнится, все, что было
жертвой лет,
Опять в видении прекрасном воскресает;
И все, что жизнь сулит, и все, чего в ней нет,
С надеждой к сердцу прилетает.
Что происходит с героем стихотворения?
Как вы думаете, почему именно здесь это
происходит?
5. От моста Кентавров поднимитесь к
полуразрушенной колоннаде. Определите, чье
скульптурное изображение украшает колоннаду, и
объясните, почему была выбрана именно эта статуя.
Известно, что половина колоннады обвалилась в 1817
году после грозы. Как вы думаете, почему ее не
стали восстанавливать? Запишите, какие чувства
вы испытали рядом с этим сооружением.
|
|
Мир
|
Правосудие
|
6. Перейдя на другой берег
Славянки, пройдите к главной Тройной аллее,
начинающейся от дворца. Внимательно исследуйте
скульптурные и архитектурные сооружения по
обеим сторонам аллеи, зарисуйте их и запишите
названия. Попробуйте объяснить их назначение и
понять, почему они поставлены именно здесь.
7. Пройдите к площадке Двенадцати
дорожек, рассмотрите статуи, украшающие саму
площадку и соседние дорожки. Подумайте, чем
объясняется выбор сюжетов для этих статуй.
Памятник императрице Марии Федоровне
8. В Павловском парке сохранились два
здания, связанные с памятью об умерших
родственниках императрицы Марии Федоровны. Одно
из них расположено рядом с площадкой Двенадцати
дорожек, другое — чуть в отдалении, в парке Новая
Сильвия, неподалеку от статуи Аполлона. Найдите
оба сооружения, внимательно осмотрите их и
определите, какое из этих зданий описывает
Жуковский в стихотворении:
И вдруг пустынный храм в дичи
передо мной;
Заглохшая тропа; кругом кусты седые;
Между багряных лип чернеет дуб густой
И дремлют ели гробовые.
Воспоминанье здесь унылое живет;
Здесь, к урне преклонясь задумчивой главою,
Оно беседует о том, чего уж нет,
С неизменяющей Мечтою.
Все к размышленью здесь влечет
невольно нас;
Все в душу томное уныние вселяет;
Как будто здесь она из гроба важный глас
Давно минувшего внимает.
Сей храм, сей темный свод, сей тихий
мавзолей.
Сей факел гаснущий и долу обращенный —
Все здесь свидетель нам, сколь блага наших дней,
Сколь все величия мгновенны.
И нечувствительно с превратности
мечтой
Дружится здесь мечта бессмертия и славы:
Сей витязь, на руку склонившийся главой;
Сей громоносец двоеглавый,
Под шуйцей твердою сидящий на щите;
Сия печальная семья кругом царицы;
Сии небесные друзья на высоте,
Младые спутники денницы...
Найдите объекты, описанные в
стихотворении, и объясните их аллегорический
смысл.
Запишите, какие чувства вы испытали
рядом с этим зданием.
Мавзолей «Супругу-благодетелю». Архитектор
Тома де Томон
9. Выйдите к мосту через Славянку и
неподалеку от него найдите здание, форма
которого напоминает башню. Внимательно
рассмотрите его. Подумайте, для чего могла
использоваться эта необычная постройка и чем
можно объяснить выбор места для ее сооружения.
Коллонада Аполлона
10. По берегу Славянки пройдите к
круглому сооружению, окруженному колоннадой.
Рассмотрите его декоративное убранство. Какие
детали помогут вам убедиться, что перед вами —
храм Дружбы? Как вы думаете, какие события стали
причиной для такого необычного наименования
здания?
Дворец. Архитекторы Чарльз Камерон
(1782–1786) и Винсенто Бренна (1796–1799)
11. Возвращаясь по парку к вокзалу,
обратите внимание на названия аллей, попробуйте
объяснить их смысл. Записывайте или
зарисовывайте свои наблюдения.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Работа дома или в классе, по группам.
1. Перечитайте элегию В.А. Жуковского
«Славянка» целиком. Возьмите карту Павловского
парка и отметьте на ней маршрут прогулки героя.
Сравните этот маршрут со своей прогулкой. Какие
парковые сооружения описывает В. Жуковский, а
какие остались за пределами текста? Как вы
думаете, чем объясняется такой выбор маршрута?
Мельпомена
2. По тексту элегии определите время
суток, в которое герой стихотворения посещает те
или иные места. Подумайте, почему он именно так
распределил свое время и организовал прогулку?
Чем отличаются те части парка, которые он
посещает утром, от тех, где он гуляет вечером?
|
|
Талия
|
Каллиопа
|
3. Какими словами можно
определить настроение героя во время прогулки по
парку? Отметьте в тексте элегии строфы, в которых
описываются мечты и мысли автора. Попробуйте
связать их в единое смысловое целое и объяснить
их появление.
Т. Васильев. Вид дворца и
Большого Каменного моста. 1-я четверть XIX в.
4. Проанализируйте свои наблюдения над
парковыми постройками. Здания какого назначения
встречались вам чаще всего? Скульптурные
изображения каких богов и героев вы видели?
Объясните причины их частого появления в парке.
Храм «Дружба»
5. Изобразите словами или красками
настроение, возникшее у вас во время прогулки. |