НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Наивное искусство
и современная жизнь
Удивительный
«Лев на прогулке» (2004) Е.А. Волковой, с добрыми
человечьими глазами, — опознавательный знак
московского Международного фестиваля наивного
искусства и творчества аутсайдеров «Фестнаив-07»
в Московском музее современного искусства,
организованный Музеем наивного искусства и
Музеем творчества аутсайдеров. Представлено 400
работ 154 авторов из 30 регионов России, а также из
Белоруссии, Грузии, Израиля, Италии, Сербии,
Латвии, Украины.
Как живется наивным
художникам-самоучкам в нашу технологичную эпоху?
Не утратили ли эти «очарованные души» своей
уникальной способности смотреть на мир чистым,
незамутненным взглядом? Участники выставки
словно возвращают нас в детство, открывая нечто
давно утраченное, вырывая из реальности,
ориентируя на иную шкалу ценностей в отношении к
природе, жизни, людям, событиям. У каждого автора
своя судьба в искусстве и своя неповторимая,
несвойственная профессиональным художникам
интерпретация избранной темы.
|
Микаэл Фалк. Авраам, Сарра и ангелы. 2006 |
На картине Г.П. Островской
«Вдали от цивилизации» (2004) изображено красивое
озеро с плавающими кувшинками, сказочное и
реальное, в котором отражаются облака. Картина
И.И. Лысова (Новосибирск) «Победы помнят всегда о
войне» (2006) взывает к гражданским чувствам
зрителя. Это подробный наивный рассказ о войнах,
с искусным вкраплением в композицию надписей,
лозунгов. В сложной авторской технике, в
нежнейших серебристых тонах выполнен рисунок
«Деревенские работы» (2001) 28-летнего латыша С.
Модриса. Свой вариант библейского мифа, полный
юмора, живого и искреннего чувства, дает в
картине «Авраам, Сарра и ангелы» (2006) Микаэл Фалк
из Израиля. В.П. Еременко из Калуги со смешным
псевдонимом «Параход» (так!) с увлечением пишет
старинные речные пароходы с водяными колесами,
многоэтажные, как на картине «Натюрморт с
арбузами» (2001), красочной и оптимистичной.
|
Иван Кветкин. Посвящение в хлеборобы.
2004 |
В нескольких залах показаны
огромные, во всю стену, яркие панно с сюжетными
композициями в стиле лоскутного шитья А.А.
Богдалова (Тверская область). И.М. Кветкин из
Воронежа первую картину написал в 64 года. Ему
нравятся сюжеты с прославлением труда на земле.
На его холсте «Посвящение в хлеборобы» (2004) на
заднем плане изображены персонажи с венком
колосьев на груди. А над ними надпись: «Хвала
рукам, что пахнут хлебом». На первом плане —
большая буханка, от которой исходит сияние.
Роскошный натюрморт!
Запоминается и отличная работа З.Л.
Сибирцевой «Великие художники Пабло Пикассо и
Сальвадор Дали» (2004) — остроумная, с сияющими
цветовыми сочетаниями.
|
Зинаида Сибирцева. Великие художники
Пабло Пикассо и Сальвадор Дали. 2004 |
В особый раздел на
выставке-фестивале выделено творчество
аутсайдеров-маргиналов, людей без
художественной подготовки, часть из которых
имеет психиатрический опыт (так написано в
пресс-релизе). В их работах все непривычно:
композиционные построения, способ заполнения
холста, цветовые решения, стилистика. И
абсолютная свобода во всем — никаких табу. В
рисунках-коллажах А.П. Лобанова, бывшего пациента
психиатрической клиники, парадоксальная
фантазия, наивность сочетаются с исключительной
продуманностью композиций; удивляет, правда,
обилие оружия («Матросы», 1970-е).
|
Александр Лобанов. Матросы. 1970-е |
В творчестве аутсайдеров
поражает то, что темы, материалы, средства
выражения авторы черпают сугубо из внутренних
источников. И всегда делают акцент на
интенсивности творческого акта, на спонтанности
бессознательного («Звезда недостижимая» И.
Аскерова, 2001, «Мой мир» А.Л.Заборщикова, 2007).
Захватывающий своей
парадоксальностью мир создает П. Фортунин в
рисунке цветными карандашами «Тутанхамон
сердится» (2004). В причудливых переплетениях
образов, деталей явно находившемуся под сильным
влиянием Босха автору удалось создать ощущение
вслушивания в то, что было в прошлом и что
происходит сейчас.
|
Гвидо Ведовато. Кто идет тихо… 2001 |
Для одних творчество
аутсайдеров — сильный визуальный шок, для других
— эстетический вызов, но, безусловно, искусство
«иных» позволяет человеку заглянуть вглубь себя
и открыть в себе новые возможности.
Особенность «Фестнаива-07» в том, что
авторы в оригинальной манере и стилистике
затрагивают близкие каждому темы: вера в светлое
будущее и прощение, любовь и бережное отношение к
природе и ее обитателям, они размышляют о Боге и о
человеческом существовании и умеют в фантазии
находить поддержку и вдохновение для
преобразования окружающего мира и людей. |