Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

ДРОВОКОЛ

ДРОВОКОЛ

Наталья ГОНЧАРОВА
ДРОВОКОЛ
1910. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко

 

В начале ХХ века в русской живописи вдруг появилось множество женских имен. Эти «амазонки авангарда» «вносили в окружавшую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы дальнейшие успехи русского авангарда» — так отозвался о них поэт-футурист Бенедикт Лившиц в своей известной книге «Полутораглазый стрелец». Наталья Гончарова занимала в этой плеяде едва ли не первое место.

Вместе со своим гражданским супругом Михаилом Ларионовым она ратовала за создание искусства абсолютно нового, индивидуального, свободного от условностей. Впрочем, и в жизни она была такой же — решительной, независимой, любила носить мужской костюм, участвовала в создании скандальных футуристических фильмов и спектаклей.

Первые значительные работы Гончаровой начали появляться в 1907 г. Больше всего ее интересовала религиозная живопись и примитивное искусство (будь то скифские скульптуры, французская романика или родной лубок), близкими ей оказались и идеи кубизма и фовизма. Принимая деятельное участие в первой выставке «Бубнового валета», она вскоре отошла от этого направления в поисках более радикальных форм. В частности, она начала разрабатывать придуманный Михаилом Ларионовым «лучизм» — изображение не самих предметов, а потоков излучаемых ими света и цвета, то есть изображение фактически теряло предметный облик. Впрочем, в отличие от Ларионова, она в своих работах всегда сохраняла фигуративность.

Излюбленными темами Натальи Гончаровой стали сцены из жизни крестьян и библейские сюжеты, причем часто они очень похожи между собой: святые и пророки напоминают настоящих деревенских обитателей, а эпизоды крестьянского быта представлены с не меньшим уважением, чем самые значимые религиозные события. Именно это навлекло на Гончарову гнев верующих, усмотревших в ее картинах глумление над канонами православия. Полиция периодически конфисковывала ее картины как богохульные и порнографические, а однажды художнице даже пришлось предстать перед судом.

«Дровокол», впервые выставленный на знаменитой выставке 1910 г. — пожалуй, одно из самых выразительных произведений Гончаровой. Крепкий, кряжистый мужичок замахивается топором прямо на зрителей; от него веет уверенной, почти первобытной силой. Этому способствуют и сознательное огрубление форм, искажение пропорций, что добавляет еще больше экспрессии. Фигура крестьянина, обведенная жирным резким контуром, как бы составлена из овалов, прямоугольников и треугольников; но, если приглядеться, уже можно заметить некоторые признаки распадения формы на «лучи» — зачатки ларионовского лучизма. И цвета Гончарова использует яркие, локальные, взгляд зрителя сразу же притягивает пламенеющая красная рубаха дровокола — эту картину просто невозможно не заметить!

Во второй половине 1910-х гг. Гончарова и Ларионов отправились за границу, сначала в Швейцарию, затем в Париж, где окончательно обосновались, участвуя в оформлении спектаклей антрепризы Дягилева и создавая собственные картины, не успокаиваясь и не повторяясь, до последних дней находясь в творческом поиске.