АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
ДРОВОКОЛ
Наталья ГОНЧАРОВА
ДРОВОКОЛ
1910. Краснодарский краевой художественный
музей им. Ф.А. Коваленко
В начале ХХ века в русской живописи
вдруг появилось множество женских имен. Эти
«амазонки авангарда» «вносили в окружавшую их
среду тот воинственный пыл, без которого
оказались бы немыслимы дальнейшие успехи
русского авангарда» — так отозвался о них
поэт-футурист Бенедикт Лившиц в своей известной
книге «Полутораглазый стрелец». Наталья
Гончарова занимала в этой плеяде едва ли не
первое место.
Вместе со своим гражданским супругом
Михаилом Ларионовым она ратовала за создание
искусства абсолютно нового, индивидуального,
свободного от условностей. Впрочем, и в жизни она
была такой же — решительной, независимой, любила
носить мужской костюм, участвовала в создании
скандальных футуристических фильмов и
спектаклей.
Первые значительные работы Гончаровой
начали появляться в 1907 г. Больше всего ее
интересовала религиозная живопись и примитивное
искусство (будь то скифские скульптуры,
французская романика или родной лубок), близкими
ей оказались и идеи кубизма и фовизма. Принимая
деятельное участие в первой выставке «Бубнового
валета», она вскоре отошла от этого направления в
поисках более радикальных форм. В частности, она
начала разрабатывать придуманный Михаилом
Ларионовым «лучизм» — изображение не самих
предметов, а потоков излучаемых ими света и
цвета, то есть изображение фактически теряло
предметный облик. Впрочем, в отличие от
Ларионова, она в своих работах всегда сохраняла
фигуративность.
Излюбленными темами Натальи
Гончаровой стали сцены из жизни крестьян и
библейские сюжеты, причем часто они очень похожи
между собой: святые и пророки напоминают
настоящих деревенских обитателей, а эпизоды
крестьянского быта представлены с не меньшим
уважением, чем самые значимые религиозные
события. Именно это навлекло на Гончарову гнев
верующих, усмотревших в ее картинах глумление
над канонами православия. Полиция периодически
конфисковывала ее картины как богохульные и
порнографические, а однажды художнице даже
пришлось предстать перед судом.
«Дровокол», впервые выставленный на
знаменитой выставке 1910 г. — пожалуй, одно из
самых выразительных произведений Гончаровой.
Крепкий, кряжистый мужичок замахивается топором
прямо на зрителей; от него веет уверенной, почти
первобытной силой. Этому способствуют и
сознательное огрубление форм, искажение
пропорций, что добавляет еще больше экспрессии.
Фигура крестьянина, обведенная жирным резким
контуром, как бы составлена из овалов,
прямоугольников и треугольников; но, если
приглядеться, уже можно заметить некоторые
признаки распадения формы на «лучи» — зачатки
ларионовского лучизма. И цвета Гончарова
использует яркие, локальные, взгляд зрителя
сразу же притягивает пламенеющая красная рубаха
дровокола — эту картину просто невозможно не
заметить!
Во второй половине 1910-х гг. Гончарова и
Ларионов отправились за границу, сначала в
Швейцарию, затем в Париж, где окончательно
обосновались, участвуя в оформлении спектаклей
антрепризы Дягилева и создавая собственные
картины, не успокаиваясь и не повторяясь, до
последних дней находясь в творческом поиске. |