Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

Портрет художника Г.Б. Якулова

ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА Г.Б. ЯКУЛОВА

Петр КОНЧАЛОВСКИЙ
ПОРТРЕТ ХУДОЖНИКА Г.Б. ЯКУЛОВА
1910. Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Портрет являлся одним из излюбленных жанров бубнововалетовцев, причем часто это был портрет не простой, а с подвохом — художники любили примерять на себя или свои модели маски различных персонажей, ведь им был близок мир балагана, ярмарочных развлечений, где каждый желающий мог, просунув голову в отверстие яркой картинки, сфотографироваться в костюме циркового артиста, сказочного героя или в любом другом образе.

Своего рода ярмарочной фотографией является и «Портрет художника Г.Б.Якулова» кисти П.Кончаловского, где герой исполняет роль «восточного человека», хотя, по отзывам очевидцев, отличался в жизни подчеркнуто европейским лоском. Сам Якулов тоже принадлежал к художественной братии, хотя и не входил в состав «Бубнового валета». «Последний король московской богемы», он был известной в Москве личностью. Сергей Есенин посвятил ему свою «Балладу о двадцати шести», а Якулов поместил портрет поэта в своей росписи небезызвестного артистического кафе на Тверской — «Стойло Пегаса». В этом кафе он часто появлялся во фраке из бархатной портьеры и устраивал грандиозные гуляния. Впрочем, несмотря на стремление к эпатажу и любовь к застольям, Якулов все же не забывал и о работе — в частности, следует отметить его успех как художника-оформителя знаменитых спектаклей Таирова «Жирофле-Жирофля» и «Принцесса Брамбилла». Разумеется, он с удовольствием принял участие в игре, предложенной Кончаловским.

Якулов, облаченный в изысканный костюм, торжественно восседает на диване, подобно какому-нибудь восточному факиру. Необходимое настроение создает и подчеркнуто театрализованный фон — оружие, висящее на стене, ярко-алая диванная подушка… Особое внимание сосредоточивается на лице портретируемого, в котором всё немного «слишком» — слишком гладкие волосы, слишком черные глаза, слишком красные губы, чересчур, до синевы, выбритый подбородок. Звучные, насыщенные цвета, намеренно условная декорация, плоскостность фигуры портретируемого — художник использует все средства, чтобы эпатировать публику, не привыкшую к таким «играм».

Портрет получился настолько ярким (разумеется, речь идет не только о яркости колорита), что участники выставки 1910 г., где он был впервые показан, отказывались вешать рядом с ним свои работы, опасаясь показаться слишком блеклыми и невыразительными.

Кончаловский попытался дать свое толкование понятиям «прекрасного» и «безобразного», продемонстрировать, что они не так уж различны между собой. «Показать хотелось красоту и живописную мощь этого мнимого «безобразия», показать самый характер Якулова», — признавался Кончаловский. И он в самом деле не только сумел передать темперамент своего героя, но и, по свидетельствам очевидцев, предугадать «характер дальнейшего творчества Георгия Якулова». С другой стороны, этот портрет стал этапным произведением для самого Кончаловского, определив характер его дальнейшего творчества.