УРОК ИЗО
Ирина ПОЛЯКОВА,
учитель ИЗО
Как «Бубновый валет»
помог учителю
Однажды, столкнувшись в
очередной раз на уроке с жестким детским
стереотипом «раскрашивания картинок», которым
заменяются все «живописные» усилия педагога, я
приняла решение прибегнуть к помощи известных
русских художников. Каких художников выбрать,
чтобы помочь ребенку увидеть не просто краску в
банке, а невероятные возможности цвета, красоту
цветовых сочетаний и отношений? Сочные,
красочные полотна Куприна и Машкова, Гончаровой
и Ларионова, Осмеркина и Фалька подойдут для
наших целей как нельзя лучше — они очень
наглядны. (Р. Фальк. «Красная мебель» (1)).
На одном из уроков репродукции картин
бубнововалетовцев заполнили стенды, были
выведены на экран через видеопроектор, лежали на
партах у детей. Художники этого объединения
стремились освободить живопись от
литературности, вернуть только ей присущие
средства: цвет, линию, пластику, красоту
поверхности красочного слоя. Такое понимание
живописи оказалось близким детям начальной
школы и заставило задуматься подростков.
Постепенно, в процессе практической работы,
сложилась система упражнений и заданий. В
дальнейшем были организованы экскурсии в
Третьяковскую галерею по нужной проблеме,
подготовлены сочинения-рассуждения по картинам
художников.
Знакомство с произведениями
бубнововалетовцев и система практических
упражнений и заданий в рамках жанра натюрморта и
пейзажа позволили:
• детям в начальной школе — увидеть
цветовой строй мира во всем его чувственном
великолепии и потрясающем многообразии, мимо
которого они еще вчера проходили равнодушно, не
замечая его. Ощутив радость смешения цветов, их
сочетаний, ребенок уже не захочет от этого
отказываться. Как-то сразу сократилось
расстояние, отделявшее ребенка от освоения
цвета, — самого сложного элемента на пути
освоения живописи;
• в средней школе — прикоснуться к
живописи «изнутри», через композиционные поиски
цвета, через желание сказать о натуре понятной
«цветовой фразой».
Задания и упражнения разработаны в
рамках жанров пейзажа и натюрморта и могут
выполняться в любом классе в начале урока, но
можно посвятить конкретному заданию целый урок
(жанры пейзажа и натюрморта так или иначе
присутствуют в программе каждого класса).
Изучение (а не копирование) работ мастеров
обогатило художественный опыт детей всех
возрастов, подарило им новые возможности
передачи живописного пространства. Причем
каждый возраст присвоил понятные только ему
средства и приемы живописи.
Сопоставляя работы, сразу понимаешь,
где трудились начальные классы, где средняя
школа, а где старшая. Конечно, только
упражнениями все проблемы обучения не решить, но
они тем не менее очень полезны, так как
способствуют созданию творческой атмосферы на
уроке и повышению мотивации ребенка к решению
сложных живописных и композиционных задач.
Определим несколько групп заданий
исходя из целей обучения.
1. Задания, имеющие образовательные
цели
В условиях заданий содержится
характеристика композиции, ограничиваются
формальные средства, определяющие образ искомой
композиции.
Например, задания: на цветовую
доминанту; на равновесие пятен; предметы на фоне
с узорами. (Детские работы (2–7)).
При составлении натюрмортов для
данных заданий необходимо, чтобы каждый предмет
был понятен, имел свою характерную особенность и
композиционную зацепку. Маловыразительная
постановка не дает желаемых результатов. В
разработке таких постановок учителю помогут
полотна Ильи Машкова. На первый взгляд может
показаться, что предметы и фоны у раннего Машкова
просто выкрашены, но, присмотревшись
внимательнее, можно почувствовать, что красочная
масса словно оживает, лепит предмет и
растворяется в среде, выступает вперед и уходит в
глубину.
Одним из важнейших средств, влияющих
на восприятие, оказывается в данном случае
преувеличение размера изображенных предметов по
сравнению с их натуральной величиной и
соответственно резкое увеличение масштаба
отдельных элементов картины, в том числе мазков и
пятен. Произведения раннего Машкова требуют от
зрителя динамического восприятия. Если мы
ограничимся только точкой зрения издали,
охватывающей весь холст целиком, наше восприятие
будет неполным. По мере того как мы подходим
ближе, впечатление заметно меняется и
обогащается, исчезает общая орнаментальность.
Зритель оказывается вынужденным переходить
взглядом с фрагмента на фрагмент, то отходя от
полотна, то вновь приближаясь к нему,
использовать разные углы зрения. Фактура словно
начинает шевелиться, в динамике оттенков оживает
цвет, возникает цепь различных чувственных
ассоциаций. Изображение как будто рождается на
наших глазах, предметы приобретают телесность и
почти осязаемую округлость.
Лучший вариант предварительной работы
— посмотреть подлинные полотна мастера. Но если
такой возможности нет — придут на помощь ИКТ,
экран и проектор. (И. Машков. «Натюрморт. Тыква» (8);
«Розы» (9); «Женевское озеро» (10)).
Следующий шаг — этюды одного объекта в
разных цветовых состояниях, поиски необычных
композиционных решений, поиски колорита.
Например, этюд кувшина на фоне контрастного и
родственного цветов ткани; этюды объекта на
передачу фактуры (металлические предметы,
стекло, керамика); определенный пейзаж в разное
время дня и года, в разную погоду, при различном
освещении; силуэтные композиции; фрагментарные
изображения; задания на оптические иллюзии и др.
(Детские работы (11–14)).
При выполнении этих заданий полезно
изучать не только цветовое решение полотен, но и
композиционные приемы мастеров. Можно построить
натюрморт на плавной, тягучей пластике силуэтов
кувшинов и драпировок, на введении одного и того
же типа декора; можно взять за основу рубленые
прямоугольные формы с динамикой линий и
контрастными цветовыми сочетаниями. Например, мы
традиционно пишем этюды натюрмортов в разных
цветовых состояниях: теплые — холодные цвета,
контрастные — родственные цвета (15–16).
А можно начать с разработки света и
тени. Суть задания заключается в том, чтобы
выразить каждый предмет через два цвета —
освещенной части и теневой части. Можно ввести
третий цвет. В холодных тенях могут быть теплые
рефлексы. Например, тень внутри чашки, кувшина
совершенно не похожа на тень снаружи из-за
сильного рефлекса от противоположной стенки. Еще
одно задание — написать натюрморт или пейзаж
чистыми красками, не смешивая их друг с другом, не
используя белил. Можно выполнить эту работу
фломастерами (17–19). Выполнение этого задания
поможет лучше ориентироваться в палитре и
отчасти преодолеть боязнь насыщенного цвета,
тенденцию к излишнему разбеливанию цвета при
живописи.
Прекрасным иллюстративным материалом
может служить активная и плотная живопись Петра
Кончаловского. Кажется, что энергия праздничного
настроения навсегда определила колористическую
сочность полотен мастера (П. Кончаловский. «Сухие
краски» (20)).
При работе над пейзажем полезно
показать работы Александра Васильевича Куприна,
наполненные внутренним движением и вместе с тем
декоративностью, близкой детскому пониманию (А.
Куприн «Москва. Пейзаж с церковью» (21)).
(Детские работы (22-25)).
2. Задания, имеющие развивающие цели
Среди этих целей:
• развитие пространственного
мышления;
• развитие аналитического мышления;
• содействие развитию творческих
навыков, смекалки и изобретательности.
В условиях этих заданий содержится
определенный алгоритм действий, ограничиваются
способы решения композиции, указывается на
необходимость использования того или иного
конкретного способа преобразования форм и
действия с ними.
Назначение цвета у «валетов» — не
просто декоративное пятно, а конструирование
предмета. Для понимания такого подхода к
живописи полезно иногда переходить на работу
черно-белым пятном. Например, можно нарисовать
натюрморт только линиями.
Далее мы выполним натюрморт кистью и
тушью (черной гуашью, можно на цветном фоне).
Кисть подойдет круглая (для акварели) № 10,
колонковая или синтетическая. Техника
выполнения наброска следующая: сначала наметки
тушью с водой по основным контурам предметов —
получается бледный подмалевок. Затем, когда
очертания предметов ясны, мы тушью без воды в
полную силу тона делаем прокладку по самым
характерным темным пятнам независимо от того,
тени это или собственная окраска предметов.
Следует иметь в виду, что нет необходимости
пересчитывать все пятна, гораздо важнее живость
наброска, набросок должен иметь собственное
дыхание. (Детские работы (26–27)).
Интересны конструктивные живописные
наброски натюрмортов акварелью. (Детские работы (28–29)).
Примером цветовой конструкции
предметов могут служить натюрморты Александра
Александровича Осмеркина. Осмеркин не пишет вещи
в среде, а воссоздает цветом структурированную
объемами среду. В пределах аскетических по
цветовому заданию мотивов Осмеркин достигает
чрезвычайного богатства цвета, большой цветовой
насыщенности и напряженности. Его столы и стулья,
бидоны и кружки, бутыли и жестянки, чашки и миски
даже в кубистических сдвигах сохраняют приметы
времени, они все — реальные предметы обстановки,
в которой жил художник.
При работе над пейзажами в качестве
наглядного материала уместно использовать
работы Сезанна. Художник в своих работах
перестал подчиняться законам единой перспективы
и совмещал на одном полотне различные точки
зрения. Он искал язык, передающий реальность
более сложно и многогранно, чем это делалось
раньше. Для него характерна подчеркнутая
устойчивость предметного мира, граненые объемы,
создающие на холсте подобие рельефа. Цвет
одновременно и усиливает, и еще больше дробит
объем.
Другой тип заданий — провести
композиционный анализ уже готовой композиции.
Например, сопоставить шедевры: натюрморты Анри
Матисса (30), Поля Сезанна (31), Пабло
Пикассо, ван Донгена и натюрморты Гончаровой,
Куприна, Лентулова, Фалька, Машкова начала 1910-х
годов; «Круг, солнце, башня» «орфиста» Робера
Делоне (32) и «Василий Блаженный» Аристарха
Лентулова.
Один из вариантов задания — создание
собственной композиции по мотивам произведений
мастеров. Интересно обратиться в этом задании к
произведениям Аристарха Лентулова, к его
калейдоскопически дробной узорной живописи,
которая совмещает сказочную нарядность русской
архитектуры с новейшими открытиями кубизма.
(Детские работы (33)).
Заданий на развитие творческих
способностей может быть очень много: например,
вырезать рамки разного размера (30 х 20, 60 х 40 см и
др.) и искать в работах мастеров новые
возможности компоновки элементов картины.
(Детские работы (34–35)).
3. Задания, имеющие воспитательные
цели:
задания-проекты
Это коллективные задания:
например, декорации к школьному спектаклю,
роспись школьной столовой, создание
выставочного проекта и др. В этом случае
обращение к классике создает фундамент для
собственных решений, для развития творческого
начала, образности и гибкости мышления, что
способствует успешности обучения вообще.
* * *
Выше мы разделили задания по цели:
образовательной, развивающей, воспитательной.
Другой вариант — определить виды заданий по
сущностным характеристикам композиции как формы
художественного произведения.
Исторически сложились следующие композиционные
формы:
• предметная, или дофризовая,
композиция (искусство палеолита);
• фризовая композиция (искусство
Древнего Египта, Древней Греции, Рима, эгейское
искусство);
• слоевая композиция (средневековая
европейская и русская иконы);
• пространственная, или двуплановая, с
высокой линией горизонта (искусство
средневекового Востока);
• плановая композиция (искусство
эпохи Возрождения, XVII–XIX вв.).
В детском изобразительном творчестве
также наблюдается развитие композиционных форм,
причем в смене этих форм можно увидеть некоторое
сходство с их историческим развитием. Сначала
ребенок изображает отдельный предмет или
предметы без видимой связи друг с другом, затем
появляются фризовые композиции, композиции с
обратной точкой схода (в истории искусства они
называются слоевыми), композиции с высокой
линией горизонта (деление на два мира — «горний и
дольний»), и последними появляются перспективные
(плановые).
На этих закономерностях и строится
система заданий: во 2–3-м классах выполняются
живописные работы с использованием постановки
из одного или двух предметов, а в пейзаже —
разворачиваем пространство по горизонтали,
используя фризовый принцип построения
композиции. В 4–5-м классах прекрасно удаются
работы с использованием двуплановой композиции
— изучаем гравюры японских мастеров, росписи по
шелку. Интересные работы получаются при
разговоре о композиции иконы и русского лубка. В
6–8-м классах, говоря о линейной перспективе,
полезно изучать работы Сезанна.
Возможности работы с произведениями
мастеров безграничны. Познавайте сами и учите
ребят мастерству создания художественного
образа.
Все работы выполнены
учениками школы № 328 г. Москвы |