УРОК МХК
Татьяна СЕЛИВАНОВА,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник ИХО РАО
ЦВЕТ ВРЕМЕНИ
Раздел элективного курса
«Художественная коммуникация.
От книги до компьютера»
Работая много
лет в художественной школе, я не могла не
обратить внимания на специфику восприятия и
воспроизведения цвета у детей разного пола,
возраста, с различными национальными корнями,
различным психологическим складом характера.
Впервые я обратила на это внимание,
рассматривая живописную работу одного из моих
учеников. Ее колористическое решение являлось
точной проекцией цветовых предпочтений,
традиционных для конкретного
культурно-исторического региона. Надо отметить,
что ребенок родился в Москве и никогда не был на
родине предков, но на генетическом уровне нес в
себе совершенно специфическое восприятие цвета.
Ребенка звали Георгий, он был из армянской семьи
и поразительным образом воспроизводил
насыщенный зноем, светом и ароматом спелых
фруктов воздух Армении, корпя над натюрмортом с
чайником и кружкой в зимней серой Москве.
Сначала я восприняла это как нечто
уникальное, пока не столкнулась с южными детьми
еще и еще... А потом появились наблюдения и за
другими детьми. Например, корейский ребенок был
очень сдержан в отборе красок и формировал
изысканную и тонкую в своих тональных градациях
колористическую палитру, а маленький украинец
предпочитал сочные, на первый взгляд
несгармонированные цветовые столкновения
розового и красного с зеленым или голубым.
Вообще говоря, мое настоящее
знакомство с детьми происходит тогда, когда они
берут в руки кисть и открывают банки с краской.
Особенно эти «тесты» интересны в подростковом
возрасте, когда дети уже научились скрывать
эмоции и их психологический склад зачастую
оказывается «припудрен» хорошим воспитанием.
Вот где (при условии некоторого доверия к
окружающим и раскрепощенности) можно увидеть
задатки человека холодного и расчетливого или
тонко чувствующего и эмоционального. А какими
интересными бывают возрастные метаморфозы,
выражающиеся в цветовых привязанностях и
колористических решениях!
Все эти наблюдения послужили толчком
для формирования большого раздела, посвященного
символике цвета, цветовым предпочтениям
личности, в учебно-творческом проекте «Книга
себя». Это проектное задание позволяет получить
непосредственный опыт художественного
самовыражения.
Перед учащимися ставится задача:
проанализировать себя, свой внутренний мир,
определить идеалы, вкусы и предпочтения и
рассказать о себе, преобразовав ощущения,
желания и идеи в визуальные образы, знаковые
системы. Проектируя «Книгу себя», ребята создают
собственный образ, который им хотелось бы
предъявить окружающим. При изучении символики
цвета и цветовых предпочтений разных культур,
истории восприятия цвета в разные эпохи учащимся
предлагается произвести цветовой отбор, создать
свою колористическую палитру, представляющую
личные цветовые предпочтения.
Содержание раздела поделено на две
части: специфика восприятия цвета у разных
народностей в разные исторические эпохи и
значение цвета в современном мире, цвет как один
из языков художественной коммуникации. Каждая
тема содержит ряд практических заданий,
выполнение которых позволяет разобрать более
локальные проблемы и особенности
цветовосприятия.
ЧАСТЬ I.
Символика цвета и цветовые предпочтения
в разных культурах
Всякий цвет может быть прочтен, как
слово, или истолкован, как сигнал, знак или
символ. «Прочтение» цвета может быть
субъективным, индивидуальным, а может быть
коллективным, общим для больших социальных групп
и культурно-исторических регионов. Цвет сразу
характеризует объекты, которые мы видим.
Цвет — это одно из основных средств
коммуникации, основа визуальных сигнальных
систем. Мы демонстрируем окружающим свою
неповторимость выбором цвета одежды, формируем с
помощью цвета наше жилое пространство. Наши
цветовые предпочтения складываются под влиянием
культуры, меняются с возрастом, зависят от
настроения. Культура — это всегда выбор.
Художественная культура — это в первую очередь
отбор цветов, построение цветовой модели.
Субъективные факторы, влияющие на
формирование цветовых предпочтений,
подразделяются на групповые и индивидуальные.
К групповым можно отнести: природную
среду, этническую группу, культурные традиции,
классовую принадлежность, моду, стиль в
искусстве. Влияние этой группы факторов
комплексно отражается в искусстве всякого
культурно-исторического региона.
Индивидуальные факторы: возраст, пол,
культурный уровень, образование, род
деятельности, особенности нервно-психического
склада (характер, темперамент), бытовая среда.
Анализируя цветовую символику разных
культур, можно вывести три принципа означивания
цветом окружающего мира: прямое соотношение
(огонь — красный); ассоциация (черный — смерть,
отчаяние); в зависимости от обычая, случая,
договора (белый — цвет траура в Китае).
Преподаватель, подбирая визуальный
материал для этого раздела, должен учитывать
качество передачи цветовых соотношений на
иллюстрации. Один и тот же цвет, например красный,
у разных народностей или внутри большого этноса
может иметь специфические оттенки, зависящие от
историко-культурных или технологических
особенностей, свойственных той или иной области.
Так, красный цвет на Руси XIV–XV вв. в северных
псковских иконах (Борис и Глеб на конях. 2-я
пол. XIV в. (1)) имеет земляной, коричневатый
оттенок, может быть почти черным, а московские (Борис
и Глеб с житием. 2-я пол. XIV в. (2)) и новгородские
(Чудо Георгия о змие. Середина XIV в. (3)) иконы
отличаются мягким оранжево-красным цветом.
Преподавателю важно
сформировать коллекцию изображений, убедительно
демонстрирующих отличия в цветовых
предпочтениях у разных народов, характерных для
разных художественных стилей и направлений, для
различных социальных групп, для разных типов
личности. Например:
1) культура народов Средней Азии и
культура северных народов — финнов, алеутов;
2) цветовые характеристики стилей
барокко и модерн, цветовая палитра Э. Делакруа
и К. Моне;
3) цветовые предпочтения людей
разного возраста (дети, молодежь, средний
возраст, пожилые), в разных профессиональных
группах (эстрадные артисты, государственные
чиновники, офисные служащие, рабочие на
промышленном предприятии и др.), мужчин и женщин,
цветовые предпочтения в моде конца XX — начала XXI
века;
4) цветовые характеристики
различных молодежных сообществ (панки, рокеры,
рэйверы, «толкиенисты», «металлисты», растаманы,
фанаты различных поп-звезд и др.).
ТЕМА № 1.
Цветовые предпочтения разных народностей
в различные эпохи
Локальные культурные сообщества
характеризуются определенной палитрой цветовых
предпочтений. Это можно определить, анализируя
праздничную одежду, ткачество, посуду, ювелирные
украшения, декор интерьеров и экстерьеров
памятников архитектуры, созданных народом в
конкретной местности Национальные цвета
исторически объяснимы и традиционны, они
соответствуют характеру и темпераменту народа,
окружающей его природе: красно-желто-черные
цвета испанцев (4) и спокойные бело-голубые
цвета финнов (5). Чем ближе к экватору, тем
больше тяга людей к открытым, ярким цветовым
сочетаниям.
Количество цветовых символов
достаточно ограниченно. Наиболее часто в этом
качестве используются так называемые «основные
цвета», к которым обычно относят белый, черный,
красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот
список может меняться в зависимости от
конкретной культуры.
Цвет в древних цивилизациях — символ
мировых сил, стихий и начал.
Первобытные народы
В искусстве первобытных народов цвет
тесно связан с изображаемым объектом, с
представлением о явлении, даже с отвлеченным
понятием. В наскальной живописи чаще всего
встречаются три цвета — белый, черный и красный,
что позволяет сделать вывод об особой роли этих
цветов в жизни древних людей (Два бизона. Пещера
Ляско, Франция (6)). Главенство белого, черного
и красного в цветовой символике наблюдается
практически у всех ныне живущих племен Африки с
первобытно-общинной организацией. У индейцев
племени чироки в Северной Америке «основные»
цвета символизируют: белый — мир, счастье;
красный — успех, торжество; черный — смерть (Фигурка
духа оспы народа йоруба (7); Костюмы догонов
Западной Африки для погребального ритуала (8);
Шлем-маска. Тлинкиты. Музей антропологии и
этнографии, Санкт-Петербург (9)).
Число цветов, различаемых
каким-либо первобытным народом, часто можно
установить по словарному составу. У народов
восточного Перу имеются специальные слова для
желтого, фиолетового и «бананово-оранжевого»
цветов, тогда как синий и зеленый они обозначают
одним и тем же словом. В то же время в Центральной
Америке употребляли особые названия для
красного, желтого, оранжевого, темно-синего и
темно-зеленого, голубого и светло-зеленого,
коричневого, серого, черного и белого цветов (Сосуд.
Культура Теотихуакана. I тыс. н.э. (10)). В
Австралии повсеместно использовали только
четыре краски — красную, желтую, черную и белую.
Древние евреи и китайцы не знали синего цвета, а
Гомер называл море «винноцветным». По
исследованиям лингвистов, красный и желтый цвета
осваиваются детьми и отсталыми народами
значительно раньше, чем синий и зеленый.
Белый. Главное и исходное
значение белого — свет. Белый тождествен
солнечному свету, а свет — это божество, благо,
жизнь, полнота бытия. Белая краска
использовалась в тех магических ритуалах
первобытных людей, в которых они апеллировали к
силам добра и жизни или защищались от
воздействия злых духов и божеств. Белый цвет
привлекал добрых богов и отпугивал злых.
Основные ритуалы, связанные с белым цветом,
посвящены рождению, инициации, браку. Однако
белый цвет может получать и противоположное
значение. По своей природе он как бы поглощает,
нейтрализует все остальные цвета и соотносится с
пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и, в
конце концов, — со смертью. Славяне одевали
умерших в белую одежду и покрывали белым саваном.
У некоторых племен Африки и Австралии принято
раскрашивать тело белой краской после кончины
кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых
других странах Азии и Африки белый является
цветом траура (Страж, охраняющий могилу времени
династии Тан. VI в. (11)).
Черный. Другой важнейший цвет в
жизни первобытных людей — черный. Черный —
антипод белого. Оптический контраст белого и
черного наиболее сильный; так же контрастны и
символические значения этих двух цветов.
Наиболее важные значения черного — небытие,
смерть, хаос, разрушение. Отсюда становится
понятна роль черного в ритуале инициации.
Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых
означало их ритуальную смерть. Злые силы,
враждебные человеку, в представлениях древних
имели черный цвет. Бог преисподней в африканских
мифах ел из посуды, покрытой сажей. Его пища была
закопченной, а молоко, которое он пил, было от
черной коровы. Черный — это цвет праматери-земли,
обитателей преисподней, демонических существ. В
одном из мифов Древнего Китая говорится о
«подземном царстве Юду», в котором жили черные
птицы, черные змеи, черные барсы, черные тигры и
черные лисицы с пушистыми хвостами. Черный
считался цветом злого колдовства, магии. К
«черным магам» относились со страхом и
враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в
злом колдовстве, наносили черную краску.
Красный. Красный цвет прежде всего
ассоциируется с кровью и огнем. Все вещи красного
цвета обладают силой, так как кровь — это сила,
жизнь (А. Архипов. В гостях (В весенний праздник)
(12), Ю. Кугач. Хозяйка (13)). Символические
значения красного очень многообразны и порой
противоречивы. Красное символизирует радость,
красоту, любовь и полноту жизни, а с другой
стороны — вражду, месть, войну. По одной из
гипотез, найденная первобытными людьми красная
охра была ими воспринята как кровь
мифологического первочеловека-гиганта,
демиурга, из тела которого было создано все
живое. Красный является основным геральдическим
цветом. На знамени он символизирует бунт,
революцию, борьбу. Интересно, что воины многих
племен Африки, Америки и Австралии, готовясь к
схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет.
Карфагенцы и спартанцы носили во время войны
красную одежду. В древнем Китае повстанцы
называли себя «красные воины», «красные копья»,
«красные брови».
Древние цивилизации
Индия. В Древней Индии три основных
цвета соответствуют трем «нитям существования
мира»: белый — «бытие», символизирует чистоту и
безмятежность, красный представляет собой
активное начало, порождающее карму, черный —
состояние сдавленности, заторможенности,
склонности к летаргической апатии. Основа основ
для древних индийцев — солнце (брахман, главная
веда и высшее божество) не имеет определенного
цвета. Оно содержит в себе любые цвета, точнее —
порождает их.
Китай. К списку основных цветов в
древнем Китае добавляются синий (зеленый) и
желтый. Каждому из пяти цветов соответствует
время года, стихия или предмет, сторона света,
планета и животное-символ. Так, например, красный
— это цвет лета, огня, юга, птицы Феникс и планеты
Марс. А черный — это цвет зимы, воды, севера, змеи
и планеты Меркурий. В китайской символике цвет
выражал социальный статус: каждой социальной
группе соответствовал свой цвет. Например,
желтый считался священной привилегией
императорской фамилии. В знаке инь–янь,
объединяющем мужскую и женскую природу, начала
Неба и Земли, также присутствует цветовая
символика. Янь (Небо, Солнце Энергия, Мужчина)
имеет белый (или голубой) цвет, а Инь (Земля, Луна,
Покой, Женщина) — черный (или оранжевый) (14).
Белый цвет в Китае символизировал запад, осень и
металл. Слишком яркие цвета, согласно
древнекитайской философии, являются символом
суетности жизни.
Страны Ближнего Востока, Центральной
Азии и Египта. Одним из самых распространенных
культов древних народов Ближнего Востока,
Центральной Азии и Египта был культ солнца,
света, а также наиболее близкого подобия солнца
— огня (зороастризм). Как и в древней Индии,
солнце почиталось верховным божеством,
источником жизни и блага. Поэтому отношение к
тому или иному цвету зависело от того, насколько
он был «солнечным» — светлым и ярким. Цветами, в
наибольшей степени похожими на солнечный свет,
были белый и золотой (желтый), потому эти цвета
считались божественными. Зиккураты в Вавилоне
были увенчаны белыми кубами «божественных
спален», где бог солнца проводил ночи. В Египте
красный лотос был символом крови, пролитой
Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом
благородного сословия, воинов, царей. Осирис —
бог произрастания и царства мертвых — является
амбивалентным символом. Зеленый, по данным Дж.
Фрэзера, входил в любимое цветовое сочетание
древних египтян: зеленый — белый — красный.
Важное символическое значение в Древнем Египте
имел голубой и (или) синий цвет, соответствующий
истине. В связи с этим особо ценился синий камень
лазурит (детский золотой браслет со скарабеем из
лазурита. Гробница Тутанхамона (15)). Этот же
цвет символизировал небо — жилище Ра (верховного
бога Солнца). Черный считался цветом злых
демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему
приписывались, как правило, негативные значения
— зла, греха, несчастья и пр.
Античность. В эпоху античности,
наряду с сохраняющимся отношением к цвету как
религиозно-мистическому магическому символу,
возникает также и естественно-научное отношение
к нему. Древнегреческие философы попытались
создать цветовую символику природных стихий.
Эмпедокл, выделяя четыре основные стихии,
наделяет каждую из них своим цветом. Воде
соответствует черный, земле — желтый, огню —
красный, воздуху — белый. Согласно Аристотелю,
основных цветов — три: белому (бесцветному)
соответствуют вода, воздух и земля; желтому —
огонь, а черный — цвет разрушения или
переходного состояния.
В Древней Греции отношение к цвету
определялось не только его символическим
значением, но и эстетическими категориями. Так,
любое цветовое излишество воспринималось как
безобразное, не соответствующее канонам
прекрасного. Наиболее любимыми и почитаемыми
цветами в Древнем Риме были белый, желтый,
красный и пурпурный. Пурпур считался цветом
императоров и членов царского дома, означая
власть, духовность, величие (Дж. Тьеполо.
Меценат представляет императору Августу
свободные искусства (16)). Празднуя свой
триумф, римский полководец в одеждах красного
цвета выезжал на колеснице, запряженной четырьмя
белыми лошадьми, покрытыми позолоченными
попонами. Император подписывался пурпурными
чернилами и восседал на пурпурном троне. Синий
цвет считался атрибутом богов неба Юпитера и
Юноны и означал религиозные чувства; зеленый —
цвет Венеры и Природы — символизировал
плодородие полей; фиолетовый соответствовал
ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона,
бога Солнца) выражал великодушие, интуицию и
интеллект; оранжевый — гордость и амбицию;
красный (цвет Марса) — страсть, чувственность и
животворные силы.
Страны христианского мира
После античной эпохи цвет становится
одним из основных элементов аллегорического и
мистического языка, характерного для искусства Средневековья.
Свет и цвет являются атрибутами божественного. В
католической церкви духовная иерархия
выражалась в цветовой символике одежд: пурпурной
для кардинала и белой для пап (Рафаэль. «Юлий II».
Ватикан. Станца ди Элиодоро. Фрагмент фрески
«Месса в Болсене» (17), Рафаэль. «Кардинал
Ингирами» (18), Ф. де Шампень. «Кардинал
Ришелье» (19)). Для каждого церковного
праздника священнослужители должны были
облачаться в одежды предписанных цветов. Белый
цвет — незыблемый символ святости, чистоты и
духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах,
как и святые, претерпевшие за веру. Особенно
важным являлось такое значение белого, как
чистота и непорочность, освобождение от грехов.
Пурпурный в Средние века
считался царственным цветом. Члены королевской
семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния
(но более темных оттенков, с преобладанием
синего). Синий (голубой) для христиан
символизирует небо, цвет вечности, выражает идею
самопожертвования и кротости. Зеленый является
«земным», означает жизнь, весну, цветение
природы, юность. В Средние века он доминировал в
христианском искусстве. В значениях черного, как
и у первобытных народов, сохранился и даже
развился аспект «ритуальной смерти», смерти для
мира. Черный стал цветом монашества. Коричневый и
серый — цвет нищеты и убогости, это цвет
простолюдинов (М. Нестеров. «Старый да малый»
(20), В. Максимов. «Семейный раздел» (21)).
Средневековая алхимия наделяет символами
цветовой триады химические реакции и стадии
«Великого Превращения» — соединение первичной
материи (черный) с ртутью (белый) и серой (красный)
дает камень (золотой).
В православной церковной традиции,
так же как и в католической, каждый праздник
символизируется цветом. Цветовое разнообразие
является неотъемлемой частью
церковно-литургической символики, средством
воздействия на чувства молящихся. Белый цвет,
объединяющий в себе все цвета радуги, — символ
Божественного нетварного света. В белых
облачениях служат в великий праздник Рождества
Христова, красный цвет — символ любви Божией к
роду человеческому, но это также цвет крови, и
поэтому в красных или багряных облачениях
проходит пасхальная служба. Желтый (золотой)
является цветом славы, величия и достоинства. В
золотых одеяниях священнослужителей церковь
отмечает дни пророков, апостолов и святителей, в
них также проходят воскресные службы. В зеленых
цветах всех оттенков по древней традиции служат
в день Святой Троицы, голубой или синий — цвет
неба — цвет праздников Пресвятой Богородицы.
Черный или темно-коричневый наиболее близок по
духу дням Великого Поста. Это символ отречения от
мирской суеты, цвет плача и покаяния (М. Нестеров.
«Под Благовест» (22)).
Страны исламского мира
Запрещение исламом изображения людей
и животных способствовало тому, что цвет стал
одним из главных выразительных средств (Коран
(23)). Белый выражает чистоту и духовность.
Золотой (желтый) символизирует славу, успех,
богатство, торжество и считается лечебным цветом
(«Осада Белграда Сулейманом». Миниатюра из
манускрипта (24)). Красный цвет считался
священным, магическим, имеющим большую жизненную
силу, поэтому ценились драгоценные камни
красного цвета — рубины и др. Считалось, что они
придают владельцу силу, энергию, бесстрашие.
Почитаемым и священным считается зеленый цвет
(зеленое знамя пророка). Зеленый символизирует
природу, жизнь, оазис. Камни зеленого цвета
означают жизненную стойкость, счастье и
благополучие в делах. Мусульманский рай
изображается в священных книгах как царство
зеленого цвета (Миниатюра. Гератская школа. Конец
XV–XVI в. (25)).
Чистые, светлые, яркие, сияющие
цвета — особенность исламской цветовой
символики. Например, серый и коричневый не
соответствуют этим параметрам и символизируют
бедствие, прах, нищету. Весьма существенной
особенностью исламской цветовой символики
является не столь негативный характер черного
цвета. Ночь, тьма, тень — это то, без чего нет
понимания света. Священный камень в исламе,
камень Каабы — главного мусульманского храма в
Мекке — черный, черный является также цветом
земли.
Возможные темы для обсуждений и
исследований
Подобрать иллюстративный материал по
древнерусскому декоративно-прикладному
искусству и объектам архитектуры (XVII–XVIII вв.),
характеризующий цветовые приоритеты
(текстильные изделия, одежду, керамику, роспись,
предметы ювелирного искусства и др.). Составить
таблицу, показывающую цветовые предпочтения
народа. Для древнерусского искусства характерна
цветовая триада: белый, черный, красный. Белый
цвет символизирует чистоту, незапятнанность,
добродетель, невинность, радость. Но при этом
славяне одевали умерших в белую одежду и
покрывали белым саваном, что означало, как и у
первобытных народов, переход в иной, «лучший»
мир, очищение от грехов. Красный ассоциировался с
огнем, солнцем, кровью. Кроме того, красный —
красивый, «красна девица». В деревнях до начала XX
века свадебный наряд был красным. В русском
народном языке слово «черный» обозначает нечто
старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска:
черная старуха, девка-чернавка, черный ход,
черный пол. У славянских народов желтый цвет
считался цветом ревности, измены, синий служил
цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским
миром. Старинные предания описывают черных и
синих бесов. На иконах чисто черный практически
отсутствует, там появляются цветные всполохи,
вкрапления другого цвета.
Подобрать нужный цвет можно с помощью
красок или смешивания цветных карандашей путем
наложения цветов друг на друга, при этом цвета
должны быть подобраны в очень тонких
соотношениях.
Окончание следует |