Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2008

УРОК МХК

УРОК  МХК

 

Татьяна СЕЛИВАНОВА,
кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник ИХО РАО

 

ЦВЕТ ВРЕМЕНИ

Раздел элективного курса
«Художественная коммуникация.
От книги до компьютера»

Работая много лет в художественной школе, я не могла не обратить внимания на специфику восприятия и воспроизведения цвета у детей разного пола, возраста, с различными национальными корнями, различным психологическим складом характера.

Впервые я обратила на это внимание, рассматривая живописную работу одного из моих учеников. Ее колористическое решение являлось точной проекцией цветовых предпочтений, традиционных для конкретного культурно-исторического региона. Надо отметить, что ребенок родился в Москве и никогда не был на родине предков, но на генетическом уровне нес в себе совершенно специфическое восприятие цвета. Ребенка звали Георгий, он был из армянской семьи и поразительным образом воспроизводил насыщенный зноем, светом и ароматом спелых фруктов воздух Армении, корпя над натюрмортом с чайником и кружкой в зимней серой Москве.

Сначала я восприняла это как нечто уникальное, пока не столкнулась с южными детьми еще и еще... А потом появились наблюдения и за другими детьми. Например, корейский ребенок был очень сдержан в отборе красок и формировал изысканную и тонкую в своих тональных градациях колористическую палитру, а маленький украинец предпочитал сочные, на первый взгляд несгармонированные цветовые столкновения розового и красного с зеленым или голубым.

Вообще говоря, мое настоящее знакомство с детьми происходит тогда, когда они берут в руки кисть и открывают банки с краской. Особенно эти «тесты» интересны в подростковом возрасте, когда дети уже научились скрывать эмоции и их психологический склад зачастую оказывается «припудрен» хорошим воспитанием. Вот где (при условии некоторого доверия к окружающим и раскрепощенности) можно увидеть задатки человека холодного и расчетливого или тонко чувствующего и эмоционального. А какими интересными бывают возрастные метаморфозы, выражающиеся в цветовых привязанностях и колористических решениях!

Все эти наблюдения послужили толчком для формирования большого раздела, посвященного символике цвета, цветовым предпочтениям личности, в учебно-творческом проекте «Книга себя». Это проектное задание позволяет получить непосредственный опыт художественного самовыражения.

Перед учащимися ставится задача: проанализировать себя, свой внутренний мир, определить идеалы, вкусы и предпочтения и рассказать о себе, преобразовав ощущения, желания и идеи в визуальные образы, знаковые системы. Проектируя «Книгу себя», ребята создают собственный образ, который им хотелось бы предъявить окружающим. При изучении символики цвета и цветовых предпочтений разных культур, истории восприятия цвета в разные эпохи учащимся предлагается произвести цветовой отбор, создать свою колористическую палитру, представляющую личные цветовые предпочтения.

Содержание раздела поделено на две части: специфика восприятия цвета у разных народностей в разные исторические эпохи и значение цвета в современном мире, цвет как один из языков художественной коммуникации. Каждая тема содержит ряд практических заданий, выполнение которых позволяет разобрать более локальные проблемы и особенности цветовосприятия.

ЧАСТЬ I.
Символика цвета и цветовые предпочтения
в разных культурах

Всякий цвет может быть прочтен, как слово, или истолкован, как сигнал, знак или символ. «Прочтение» цвета может быть субъективным, индивидуальным, а может быть коллективным, общим для больших социальных групп и культурно-исторических регионов. Цвет сразу характеризует объекты, которые мы видим.

Цвет — это одно из основных средств коммуникации, основа визуальных сигнальных систем. Мы демонстрируем окружающим свою неповторимость выбором цвета одежды, формируем с помощью цвета наше жилое пространство. Наши цветовые предпочтения складываются под влиянием культуры, меняются с возрастом, зависят от настроения. Культура — это всегда выбор. Художественная культура — это в первую очередь отбор цветов, построение цветовой модели.

Субъективные факторы, влияющие на формирование цветовых предпочтений, подразделяются на групповые и индивидуальные.

К групповым можно отнести: природную среду, этническую группу, культурные традиции, классовую принадлежность, моду, стиль в искусстве. Влияние этой группы факторов комплексно отражается в искусстве всякого культурно-исторического региона.

Индивидуальные факторы: возраст, пол, культурный уровень, образование, род деятельности, особенности нервно-психического склада (характер, темперамент), бытовая среда.

Анализируя цветовую символику разных культур, можно вывести три принципа означивания цветом окружающего мира: прямое соотношение (огонь — красный); ассоциация (черный — смерть, отчаяние); в зависимости от обычая, случая, договора (белый — цвет траура в Китае).

Преподаватель, подбирая визуальный материал для этого раздела, должен учитывать качество передачи цветовых соотношений на иллюстрации. Один и тот же цвет, например красный, у разных народностей или внутри большого этноса может иметь специфические оттенки, зависящие от историко-культурных или технологических особенностей, свойственных той или иной области. Так, красный цвет на Руси XIV–XV вв. в северных псковских иконах (Борис и Глеб на конях. 2-я пол. XIV в. (1)) имеет земляной, коричневатый оттенок, может быть почти черным, а московские (Борис и Глеб с житием. 2-я пол. XIV в. (2)) и новгородские (Чудо Георгия о змие. Середина XIV в. (3)) иконы отличаются мягким оранжево-красным цветом.

Преподавателю важно сформировать коллекцию изображений, убедительно демонстрирующих отличия в цветовых предпочтениях у разных народов, характерных для разных художественных стилей и направлений, для различных социальных групп, для разных типов личности. Например:

1) культура народов Средней Азии и культура северных народов — финнов, алеутов;

2) цветовые характеристики стилей барокко и модерн, цветовая палитра Э. Делакруа и К. Моне;

3) цветовые предпочтения людей разного возраста (дети, молодежь, средний возраст, пожилые), в разных профессиональных группах (эстрадные артисты, государственные чиновники, офисные служащие, рабочие на промышленном предприятии и др.), мужчин и женщин, цветовые предпочтения в моде конца XX — начала XXI века;

4) цветовые характеристики различных молодежных сообществ (панки, рокеры, рэйверы, «толкиенисты», «металлисты», растаманы, фанаты различных поп-звезд и др.).

ТЕМА № 1.
Цветовые предпочтения разных народностей в различные эпохи

Локальные культурные сообщества характеризуются определенной палитрой цветовых предпочтений. Это можно определить, анализируя праздничную одежду, ткачество, посуду, ювелирные украшения, декор интерьеров и экстерьеров памятников архитектуры, созданных народом в конкретной местности Национальные цвета исторически объяснимы и традиционны, они соответствуют характеру и темпераменту народа, окружающей его природе: красно-желто-черные цвета испанцев (4) и спокойные бело-голубые цвета финнов (5). Чем ближе к экватору, тем больше тяга людей к открытым, ярким цветовым сочетаниям.

Количество цветовых символов достаточно ограниченно. Наиболее часто в этом качестве используются так называемые «основные цвета», к которым обычно относят белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый и фиолетовый. Этот список может меняться в зависимости от конкретной культуры.

Цвет в древних цивилизациях — символ мировых сил, стихий и начал.

Первобытные народы

В искусстве первобытных народов цвет тесно связан с изображаемым объектом, с представлением о явлении, даже с отвлеченным понятием. В наскальной живописи чаще всего встречаются три цвета — белый, черный и красный, что позволяет сделать вывод об особой роли этих цветов в жизни древних людей (Два бизона. Пещера Ляско, Франция (6)). Главенство белого, черного и красного в цветовой символике наблюдается практически у всех ныне живущих племен Африки с первобытно-общинной организацией. У индейцев племени чироки в Северной Америке «основные» цвета символизируют: белый — мир, счастье; красный — успех, торжество; черный — смерть (Фигурка духа оспы народа йоруба (7); Костюмы догонов Западной Африки для погребального ритуала (8); Шлем-маска. Тлинкиты. Музей антропологии и этнографии, Санкт-Петербург (9)).

Число цветов, различаемых каким-либо первобытным народом, часто можно установить по словарному составу. У народов восточного Перу имеются специальные слова для желтого, фиолетового и «бананово-оранжевого» цветов, тогда как синий и зеленый они обозначают одним и тем же словом. В то же время в Центральной Америке употребляли особые названия для красного, желтого, оранжевого, темно-синего и темно-зеленого, голубого и светло-зеленого, коричневого, серого, черного и белого цветов (Сосуд. Культура Теотихуакана. I тыс. н.э. (10)). В Австралии повсеместно использовали только четыре краски — красную, желтую, черную и белую. Древние евреи и китайцы не знали синего цвета, а Гомер называл море «винноцветным». По исследованиям лингвистов, красный и желтый цвета осваиваются детьми и отсталыми народами значительно раньше, чем синий и зеленый.

Белый. Главное и исходное значение белого — свет. Белый тождествен солнечному свету, а свет — это божество, благо, жизнь, полнота бытия. Белая краска использовалась в тех магических ритуалах первобытных людей, в которых они апеллировали к силам добра и жизни или защищались от воздействия злых духов и божеств. Белый цвет привлекал добрых богов и отпугивал злых. Основные ритуалы, связанные с белым цветом, посвящены рождению, инициации, браку. Однако белый цвет может получать и противоположное значение. По своей природе он как бы поглощает, нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным молчанием и, в конце концов, — со смертью. Славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном. У некоторых племен Африки и Австралии принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Китае и в некоторых других странах Азии и Африки белый является цветом траура (Страж, охраняющий могилу времени династии Тан. VI в. (11)).

Черный. Другой важнейший цвет в жизни первобытных людей — черный. Черный — антипод белого. Оптический контраст белого и черного наиболее сильный; так же контрастны и символические значения этих двух цветов. Наиболее важные значения черного — небытие, смерть, хаос, разрушение. Отсюда становится понятна роль черного в ритуале инициации. Раскрашивание черным цветом тел посвящаемых означало их ритуальную смерть. Злые силы, враждебные человеку, в представлениях древних имели черный цвет. Бог преисподней в африканских мифах ел из посуды, покрытой сажей. Его пища была закопченной, а молоко, которое он пил, было от черной коровы. Черный — это цвет праматери-земли, обитателей преисподней, демонических существ. В одном из мифов Древнего Китая говорится о «подземном царстве Юду», в котором жили черные птицы, черные змеи, черные барсы, черные тигры и черные лисицы с пушистыми хвостами. Черный считался цветом злого колдовства, магии. К «черным магам» относились со страхом и враждебностью. На жилища людей, подозреваемых в злом колдовстве, наносили черную краску.

Красный. Красный цвет прежде всего ассоциируется с кровью и огнем. Все вещи красного цвета обладают силой, так как кровь — это сила, жизнь (А. Архипов. В гостях (В весенний праздник) (12), Ю. Кугач. Хозяйка (13)). Символические значения красного очень многообразны и порой противоречивы. Красное символизирует радость, красоту, любовь и полноту жизни, а с другой стороны — вражду, месть, войну. По одной из гипотез, найденная первобытными людьми красная охра была ими воспринята как кровь мифологического первочеловека-гиганта, демиурга, из тела которого было создано все живое. Красный является основным геральдическим цветом. На знамени он символизирует бунт, революцию, борьбу. Интересно, что воины многих племен Африки, Америки и Австралии, готовясь к схватке, раскрашивали тело и лицо в красный цвет. Карфагенцы и спартанцы носили во время войны красную одежду. В древнем Китае повстанцы называли себя «красные воины», «красные копья», «красные брови».

Древние цивилизации

Индия. В Древней Индии три основных цвета соответствуют трем «нитям существования мира»: белый — «бытие», символизирует чистоту и безмятежность, красный представляет собой активное начало, порождающее карму, черный — состояние сдавленности, заторможенности, склонности к летаргической апатии. Основа основ для древних индийцев — солнце (брахман, главная веда и высшее божество) не имеет определенного цвета. Оно содержит в себе любые цвета, точнее — порождает их.

Китай. К списку основных цветов в древнем Китае добавляются синий (зеленый) и желтый. Каждому из пяти цветов соответствует время года, стихия или предмет, сторона света, планета и животное-символ. Так, например, красный — это цвет лета, огня, юга, птицы Феникс и планеты Марс. А черный — это цвет зимы, воды, севера, змеи и планеты Меркурий. В китайской символике цвет выражал социальный статус: каждой социальной группе соответствовал свой цвет. Например, желтый считался священной привилегией императорской фамилии. В знаке инь–янь, объединяющем мужскую и женскую природу, начала Неба и Земли, также присутствует цветовая символика. Янь (Небо, Солнце Энергия, Мужчина) имеет белый (или голубой) цвет, а Инь (Земля, Луна, Покой, Женщина) — черный (или оранжевый) (14). Белый цвет в Китае символизировал запад, осень и металл. Слишком яркие цвета, согласно древнекитайской философии, являются символом суетности жизни.

Страны Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта. Одним из самых распространенных культов древних народов Ближнего Востока, Центральной Азии и Египта был культ солнца, света, а также наиболее близкого подобия солнца — огня (зороастризм). Как и в древней Индии, солнце почиталось верховным божеством, источником жизни и блага. Поэтому отношение к тому или иному цвету зависело от того, насколько он был «солнечным» — светлым и ярким. Цветами, в наибольшей степени похожими на солнечный свет, были белый и золотой (желтый), потому эти цвета считались божественными. Зиккураты в Вавилоне были увенчаны белыми кубами «божественных спален», где бог солнца проводил ночи. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом. Как и в Китае, этот цвет считался цветом благородного сословия, воинов, царей. Осирис — бог произрастания и царства мертвых — является амбивалентным символом. Зеленый, по данным Дж. Фрэзера, входил в любимое цветовое сочетание древних египтян: зеленый — белый — красный. Важное символическое значение в Древнем Египте имел голубой и (или) синий цвет, соответствующий истине. В связи с этим особо ценился синий камень лазурит (детский золотой браслет со скарабеем из лазурита. Гробница Тутанхамона (15)). Этот же цвет символизировал небо — жилище Ра (верховного бога Солнца). Черный считался цветом злых демонов, дьявола. Как и в других культурах, ему приписывались, как правило, негативные значения — зла, греха, несчастья и пр.

Античность. В эпоху античности, наряду с сохраняющимся отношением к цвету как религиозно-мистическому магическому символу, возникает также и естественно-научное отношение к нему. Древнегреческие философы попытались создать цветовую символику природных стихий. Эмпедокл, выделяя четыре основные стихии, наделяет каждую из них своим цветом. Воде соответствует черный, земле — желтый, огню — красный, воздуху — белый. Согласно Аристотелю, основных цветов — три: белому (бесцветному) соответствуют вода, воздух и земля; желтому — огонь, а черный — цвет разрушения или переходного состояния.

В Древней Греции отношение к цвету определялось не только его символическим значением, но и эстетическими категориями. Так, любое цветовое излишество воспринималось как безобразное, не соответствующее канонам прекрасного. Наиболее любимыми и почитаемыми цветами в Древнем Риме были белый, желтый, красный и пурпурный. Пурпур считался цветом императоров и членов царского дома, означая власть, духовность, величие (Дж. Тьеполо. Меценат представляет императору Августу свободные искусства (16)). Празднуя свой триумф, римский полководец в одеждах красного цвета выезжал на колеснице, запряженной четырьмя белыми лошадьми, покрытыми позолоченными попонами. Император подписывался пурпурными чернилами и восседал на пурпурном троне. Синий цвет считался атрибутом богов неба Юпитера и Юноны и означал религиозные чувства; зеленый — цвет Венеры и Природы — символизировал плодородие полей; фиолетовый соответствовал ностальгии и памяти; желтый (атрибут Аполлона, бога Солнца) выражал великодушие, интуицию и интеллект; оранжевый — гордость и амбицию; красный (цвет Марса) — страсть, чувственность и животворные силы.

Страны христианского мира

После античной эпохи цвет становится одним из основных элементов аллегорического и мистического языка, характерного для искусства Средневековья. Свет и цвет являются атрибутами божественного. В католической церкви духовная иерархия выражалась в цветовой символике одежд: пурпурной для кардинала и белой для пап (Рафаэль. «Юлий II». Ватикан. Станца ди Элиодоро. Фрагмент фрески «Месса в Болсене» (17), Рафаэль. «Кардинал Ингирами» (18), Ф. де Шампень. «Кардинал Ришелье» (19)). Для каждого церковного праздника священнослужители должны были облачаться в одежды предписанных цветов. Белый цвет — незыблемый символ святости, чистоты и духовности. Ангелы на небесах — в белых одеждах, как и святые, претерпевшие за веру. Особенно важным являлось такое значение белого, как чистота и непорочность, освобождение от грехов.

Пурпурный в Средние века считался царственным цветом. Члены королевской семьи даже в трауре надевали пурпурные одеяния (но более темных оттенков, с преобладанием синего). Синий (голубой) для христиан символизирует небо, цвет вечности, выражает идею самопожертвования и кротости. Зеленый является «земным», означает жизнь, весну, цветение природы, юность. В Средние века он доминировал в христианском искусстве. В значениях черного, как и у первобытных народов, сохранился и даже развился аспект «ритуальной смерти», смерти для мира. Черный стал цветом монашества. Коричневый и серый — цвет нищеты и убогости, это цвет простолюдинов (М. Нестеров. «Старый да малый» (20), В. Максимов. «Семейный раздел» (21)). Средневековая алхимия наделяет символами цветовой триады химические реакции и стадии «Великого Превращения» — соединение первичной материи (черный) с ртутью (белый) и серой (красный) дает камень (золотой).

В православной церковной традиции, так же как и в католической, каждый праздник символизируется цветом. Цветовое разнообразие является неотъемлемой частью церковно-литургической символики, средством воздействия на чувства молящихся. Белый цвет, объединяющий в себе все цвета радуги, — символ Божественного нетварного света. В белых облачениях служат в великий праздник Рождества Христова, красный цвет — символ любви Божией к роду человеческому, но это также цвет крови, и поэтому в красных или багряных облачениях проходит пасхальная служба. Желтый (золотой) является цветом славы, величия и достоинства. В золотых одеяниях священнослужителей церковь отмечает дни пророков, апостолов и святителей, в них также проходят воскресные службы. В зеленых цветах всех оттенков по древней традиции служат в день Святой Троицы, голубой или синий — цвет неба — цвет праздников Пресвятой Богородицы. Черный или темно-коричневый наиболее близок по духу дням Великого Поста. Это символ отречения от мирской суеты, цвет плача и покаяния (М. Нестеров. «Под Благовест» (22)).

Страны исламского мира

Запрещение исламом изображения людей и животных способствовало тому, что цвет стал одним из главных выразительных средств (Коран (23)). Белый выражает чистоту и духовность. Золотой (желтый) символизирует славу, успех, богатство, торжество и считается лечебным цветом («Осада Белграда Сулейманом». Миниатюра из манускрипта (24)). Красный цвет считался священным, магическим, имеющим большую жизненную силу, поэтому ценились драгоценные камни красного цвета — рубины и др. Считалось, что они придают владельцу силу, энергию, бесстрашие. Почитаемым и священным считается зеленый цвет (зеленое знамя пророка). Зеленый символизирует природу, жизнь, оазис. Камни зеленого цвета означают жизненную стойкость, счастье и благополучие в делах. Мусульманский рай изображается в священных книгах как царство зеленого цвета (Миниатюра. Гератская школа. Конец XV–XVI в. (25)).

Чистые, светлые, яркие, сияющие цвета — особенность исламской цветовой символики. Например, серый и коричневый не соответствуют этим параметрам и символизируют бедствие, прах, нищету. Весьма существенной особенностью исламской цветовой символики является не столь негативный характер черного цвета. Ночь, тьма, тень — это то, без чего нет понимания света. Священный камень в исламе, камень Каабы — главного мусульманского храма в Мекке — черный, черный является также цветом земли.

Возможные темы для обсуждений и исследований

Подобрать иллюстративный материал по древнерусскому декоративно-прикладному искусству и объектам архитектуры (XVII–XVIII вв.), характеризующий цветовые приоритеты (текстильные изделия, одежду, керамику, роспись, предметы ювелирного искусства и др.). Составить таблицу, показывающую цветовые предпочтения народа. Для древнерусского искусства характерна цветовая триада: белый, черный, красный. Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, добродетель, невинность, радость. Но при этом славяне одевали умерших в белую одежду и покрывали белым саваном, что означало, как и у первобытных народов, переход в иной, «лучший» мир, очищение от грехов. Красный ассоциировался с огнем, солнцем, кровью. Кроме того, красный — красивый, «красна девица». В деревнях до начала XX века свадебный наряд был красным. В русском народном языке слово «черный» обозначает нечто старое, грязное, незавершенное, лишенное блеска: черная старуха, девка-чернавка, черный ход, черный пол. У славянских народов желтый цвет считался цветом ревности, измены, синий служил цветом печали, горя, ассоциировался с бесовским миром. Старинные предания описывают черных и синих бесов. На иконах чисто черный практически отсутствует, там появляются цветные всполохи, вкрапления другого цвета.

Подобрать нужный цвет можно с помощью красок или смешивания цветных карандашей путем наложения цветов друг на друга, при этом цвета должны быть подобраны в очень тонких соотношениях.

Окончание следует