Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №2/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Янина БЕЛОШАПКИНА

Старая Руза

СТАРАЯ РУЗА

Роберт ФАЛЬК
СТАРАЯ РУЗА
1913. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

 

Роберт Фальк был самым младшим членом «Бубнового валета», но далеко не самым «младшим» по художественному дарованию В поисках собственного стиля он прошел через знаменитые объединения начала ХХ века — «Мир искусства» и «Голубая роза», а позже входил в Ассоциацию художников революционной России (АХРР), но именно «Бубновый валет» стал для него самым близким по духу. Именно здесь он «нашел свое лицо», выработал особую, только ему присущую манеру живописи.

Все работы Фалька отмечены замечательным колористическим решением. Впоследствии художник рассказывал друзьям, что слышит звучание каждой краски в картине, как слышит мелодии отдельных инструментов в оркестре. Создавая собственные полотна, он выступал в них не просто живописцем, но композитором и дирижером. Обладающий чутким сердцем человек сможет не только насладиться звучными фальковскими цветами, но и услышать музыкальное послание художника, дошедшее сквозь десятилетия.

Любимым жанром Роберта Фалька стал пейзаж. Как и прочим собратьям-бубнововалетовцам, Фальку оказался близок стиль французского кубизма в его «аналитической» стадии, еще не окончательно лишенной предметности. Он предпочитал видеть мир таким, какой он есть или, вернее, таким, каким он его видел. Объемные формы, насыщенные цветовые пятна — вот, собственно, и все приемы, которые использует художник, но этот лаконизм позволяет ему создавать гораздо более реалистичные и выразительные произведения, чем это могло бы получиться у верного приверженца классической школы живописи.

Городской пейзаж «Старая Руза» был написан в 1913 г. — во время расцвета «Бубнового валета», после ухода Ларионова и Гончаровой, когда окончательно определилась стезя, которой хотели следовать оставшиеся в группе художники, — путь, проторенный Сезанном. Творчество «отшельника из Экса» затронуло Фалька особенно сильно, что позволило острому на язык Абраму Эфросу назвать нашего героя «человеком сезанновской национальности». И в «Старой Рузе» сезанновские мотивы очень заметны.

Небо, земля, дома кажутся единым целым, как будто они сотканы из одной субстанции. Этому способствуют и густо наложенные краски, и приглушенный колорит. Хотя картина очень богата по цветовому звучанию — белые и красные стены домов, желтая песчаная дорога, резкие черные тени, зелень крыш, голубизна небес, — это разноцветие не бросается в глаза, нивелируется. Чем дольше мы будем смотреть на картину, тем больше будет овладевать нами ощущение покоя и безмятежности, буквально разлитое в воздухе провинциального городка.

Вид более чем незатейлив, однако именно в этой незатейливости скрыта философия Фалька, умеющего всюду находить красоту. «Такой человек предпочтет лошадей вагону; свечу — электрической груше; пушистую косу девушки — ее же хитрой прическе, пахнущей горелым и мускусным; розу — хризантеме; неуклюжий парусник с возвышенной громадой парусов… игрушечно красивому пароходу», — эти строки Александра Грина, кажется, лучше всего отражают душу художника и суть его творчества.