НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
Загадки
китайского фарфора
Нигде фарфор не
пользовался такой популярностью, как в Китае. Из
него делали блюда, вазы, кашпо для растений,
подголовники (подушки), большие аквариумы,
которые устанавливали в китайских садах. Эти
аквариумы позволяют не только любоваться
плавающими в них красивыми рыбками, но и
рассматривать искусно декорированные боковые
стенки сосуда. Один из таких сосудов представлен
на выставке «Искусство Китая: фарфор и стекло»
(из частного собрания Галы и Александра Аваловых)
в Историческом музее, где можно увидеть триста
предметов конца XVI — 1-й половины ХХ века.
|
Ваза в виде плоской фляги
XVIII в. Роспись в гамме «черного семейства»
|
В чем секрет китайского фарфора? Почему
он имеет такую длительную историю и отличается
таким совершенством?
Есть свидетельства, что фарфор в Китае появился
три тысячи лет назад. А тысяча восемьсот лет
назад в стране уже делали настоящую фарфоровую
посуду. Секрет высокого качества китайских
фарфоровых изделий, их белизны и звонкости
заключается в использовании чистой китайской
глины — каолина — и применении специальной
температуры для обжига. Качество глиняной
заготовки, цвет глазури, метод декора определяют
качества фарфора. На некоторых вазах, блюдах
китайские мастера росписи достигали тончайших
градаций оттенков и переносили на них
композиции, заимствованные из классической
живописи. Излюбленной теме «лотосового пруда»
посвящена ваза XVIII века с исключительно чистым
белым черепком и глазурью. Возникает ощущение,
что цветы произрастают из воды. И рисунок очень
выразительный, как на классической китайской
картине.
|
Подголовники парные. Конец ХIХ в.
|
Поражает разнообразие сюжетов в
росписях фарфоровых изделий: «пейзажи», «цветы и
птицы», «драконы в облаках, летящие над Мировым
океаном», «играющие мальчики»... Одна из лучших на
выставке — большая ваза с композицией «Три
дракона» (XVIII в.) с красивой многослойной резьбой
по красному лаку. Ее поверхность тонирована
густой киноварно-красной эмалью. Помимо резьбы
использована изощренная гравировка. С
исключительной искусностью на головы драконов
нанесены мельчайшие капельки краски.
|
Сосуд с крышкой. Середина ХVIII в.
|
Конец XVII–XVIII в. — время наивысшего
расцвета искусства китайских мастеров фарфора:
исключительное богатство колорита, мастерство
резьбы, декорирования сосудов, которым
присваивали условное название «семейств»:
«зеленое семейство», «розовое», «черное»… В
изделиях в гамме «черного семейства»
разноцветные изображения помещаются на покрытом
черной эмалью фоне. Самая восхитительная ваза на
выставке имеет форму плоской фляги, создана в
гамме «черного семейства» с разными оттенками
зеленого, с разноцветными изображениями на
покрытом черной эмалью фоне и тонким слоем
глазури поверх него. С двух сторон на вазе
изображен лотосовый пруд с цаплями и
зимородками. Необычайно хороши тщательно
выписанные лотосы с тончайшими прожилками.
|
|
Стеклянная ваза с крышкой в форме
тыквы
Конец XVIII в. Рельефный узор
в виде лепестков лотоса
|
Стеклянный сосуд в виде лежащего
плода
пальчатого лимона «пальцы Будды»
Конец XVIII в.
|
Интригуют вазы с благопожелательной
символикой. Драконы и фениксы означают вечную
гармонию вселенной. Сосна, журавль, персик и гриб
символизируют долголетие, пионы — пожелание
счастья. Иногда эти композиции дополнялись
иероглифами долголетия, счастья.
Стекло появилось в Китае в конце XVII века.
Необыкновенно многообразны показанные на
выставке изделия из стекла. Как и фарфоровые, они
поражают разнообразием форм, технологий,
окраски: сосуды из прозрачного,
изумрудно-зеленого, рубинового стекла, из стекла
с серебряными «звездочками», сосуды с
вкраплениями синих пятен неровных очертаний.
Выделяется необычной формы
золотисто-красноватый сосуд «Пальцы будды» (XVIII
в.) и похожие на тыквы сосуды, напоминающие
драгоценные камни — сапфир, рубин, изумруд, с
эффектными преломлениями света. Оригинален
сосуд «Лотос» XVIII века — бело-розовый,
проработанный рельефным рисунком из разных
лепестков лотоса.
|
Ваза. Период Ваньли (1573–1620)
поздней эпохи Мин
Роспись уцай (пятицветная)
|
А на стеклянной вазе с крышкой
XIX века композиция более сложная, чем на
аналогичной вазе, созданной столетием ранее. На
ней изображен Мировой океан с изысканным узором
из волн и пены. На листе по воде скользит даосский
святой, а в небе парит журавль с тыквой. Все в
декоре ориентировано на пожелания долгой жизни и
здоровья.
В ХХ веке китайские стеклодувы испытали
сильное влияние стиля ар нуво, с его причудливой
игрой форм, и японского искусства периода Мейдзи
(1868–1912), что можно увидеть в оформлении
ярко-желтой вазочки (1940-е гг.) с бело-розовыми
ветвями вишни и летящими сороками.
|
Ваза грушевидной формы
Конец XVIII в. Роспись в гамме «розового
семейства»
|
Приятно любоваться очаровательными
китайскими табакерками XVIII века, в которых
хранился ароматизированный порошок. Это
маленькие флакончики с узкими горлышками и
плотно прилегающими к ним крышками, к которым
прикреплялась узенькая ложечка из металла и
кости, для того чтобы удобнее было отсыпать
понюшку. Табакерки подвешивали к поясу в
специальных матерчатых футлярах.
|
Ваза с композицией «Три дракона»
Вторая половина XVIII в.
|
Коллекция Аваловых очень оригинальна и
проливает новый свет на некоторые периоды
развития китайского фарфора и стекла.
|
|
Ваза. Роспись эмалями
Начало ХХ в.
|
Ваза в форме фляги. Конец XVIII
в.
Композиция мильфлер («тысяча цветов»)
Роспись в гамме «розового семейства»
|
|