УРОК ИЗО
Татьяна ПАНКРАТОВА,
кандидат исторических наук,
сотрудник Центра эстетического
образования МИРОС
Ольга СКУРАТОВА,
учитель ИЗО школы № 199, Москва
Семь чудес света
Цикл занятий для учащихся 4–5-х классов
Предлагаемое
учебное пособие разработано в школе-лаборатории
№ 199 Юго-Западного учебного округа города Москвы,
являющейся экспериментальной базовой площадкой
мироса.
В 2001 году Государственный комитет по
образованию Российской Федерации в числе
приоритетных направлений по совершенствованию
образования в начальной и средней школе одним из
первых назвал увеличение в
учебно-образовательном процессе доли
гуманитарных и художественных дисциплин.
Предмет «Мировая художественная культура» на
экспериментальной основе вводят в учебный план и
начальной школы. Начата подготовка учебников и
методического основания этого предмета
применительно к воспитанию младших школьников.
Наши занятия можно рассматривать как вклад
авторов в этот эксперимент, так как они могут
быть использованы и как оснащение программ по
МХК в начальных классах, и как пособие для
преподавания ИЗО и художественного труда в
начальных и средних классах.
Предлагаемый цикл занятий по
изобразительному искусству и художественному
труду объединен названием «Семь чудес света»,
так как в его основу положено самостоятельное
изготовление учащимися макетов и рисунков этих
выдающихся памятников культуры древности.
Макеты выполняются с соблюдением масштабов и
стилистического оформления подлинников, что
позволяет говорить о них как о проектах научной
реконструкции данных объектов.
Цикл дает возможность поставить и
решить в ходе учебного процесса целый ряд
педагогических задач. Во-первых, соблюсти
принцип межпредметных связей, который постоянно
рекомендуется выдерживать, но на практике это
бывает трудновыполнимо. Наши занятия позволяют
учащимся применять на уроках ИЗО и труда знания,
полученные на уроках истории или на
занятиях-факультативах дополнительного
образования (например, по программе «Введение в
историю», «Музей и культура», «Мировая
художественная культура»).
На занятиях цикла учащиеся не только
повторяют, но и дополняют свои знания по культуре
древнего мира. Это касается древней архитектуры,
техники строительства, декоративных элементов
оформления, монументальной скульптуры,
садово-паркового искусства, научно-технических
достижений и др. Углубляются знания об
исторических событиях, мифах и легендах
древности, которые связывались с теми или иными
знаменитыми личностями или сооружениями;
изучаются ритуалы, празднества, бытовая жизнь
далеких эпох, их связь с настоящим. Все это
расширяет кругозор детей, дает им базу для
понимания произведений литературы и искусства
последующих эпох. На столь подробную проработку
этого материала на уроках истории в 5-х классах
часто не хватает времени. Таким образом, цикл
решает задачу и общекультурного, и эстетического
развития учащихся.
Элементом гражданского воспитания
является приобщение детей к проблеме не только
изучения, но и сохранения культурного наследия.
Анализ на уроках причин гибели памятников
истории и культуры, попытки выполнить
самостоятельно их научную реконструкцию
является способом воспитания будущих защитников
как мирового, так и отечественного культурного
наследия, воспитания людей, уважающих «чужую»
культуру.
Приобщение к решению «взрослых» задач
поднимает самоуважение ребенка, повышает его
психологическую комфортность.
Задачами цикла непосредственно по
предмету ИЗО является знакомство детей с
различными техниками художественного
творчества, а именно с рисованием, живописью,
элементами черчения, лепкой из пластилина и
соленого теста, с макетированием из бумаги, с
техникой коллажа и аппликации. Владение, даже на
начальном уровне, всем разнообразием этих
приемов даст детям возможность выбора
направления для самостоятельного творчества и
самовыражения. А не это ли является самой главной
задачей уроков ИЗО в школе?
Ряд заданий, которые дети выполняют на
занятиях цикла «Семь чудес света», предполагает
групповую работу. Это помогает решать еще одну
педагогическую задачу — учить работать в
коллективе, воспитывать ответственность перед
товарищами.
В цикле присутствуют важные элементы
музейной педагогики, внедрение которой в учебный
процесс является на сегодняшний день инновацией.
Суть музейной педагогики в школе не только и не
столько в обращении к изучению культурного
наследия, сколько — и именно это самое важное — в
использовании специфических приемов в
преподавании и усвоении знаний, в постановке
перед ребенком определенных задач, в выработке у
него соответствующих мотивировок и навыков.
Основные из этих приемов:
• эмоциональное восприятие детьми
учебного материала;
• самостоятельное применение на
практике своих знаний;
• стимуляция самостоятельной работы
по получению дополнительных знаний и
эмоциональных ощущений;
• выполнение творческих заданий;
• выработка навыка постижения через
предмет (вещь, сооружение) сути и духа эпохи;
• выработка навыка пристального
разглядывания предмета или сооружения,
вчитывания в текст мифа или легенды, вдумчивое
отношение к элементам ритуалов и др.;
• выработка мотивировок для
самостоятельной работы в музеях, для
самостоятельной творческой и научной
деятельности;
• постановка перед ребенком важной
«взрослой» задачи, привлечение к ее решению, что
стимулирует выбор им жизненного пути и духовных
ориентиров.
Цикл предусматривает тесный контакт
учителя ИЗО и учителей истории. Результатом этих
контактов могут быть подготовленные учащимися
доклады на исторические темы (в частности, об
истории создания и причинах разрушения «чудес
света»), а также комплекты изображений и макетов
«чудес света», которые явятся учебными пособиями
и украшением кабинетов истории.
По опыту мы знаем, что в результате
отбора лучших работ могут быть скомплектованы
2–3 коллекции, отличающиеся особыми
эстетическими достоинствами и тщательностью
исполнения. Эти комплекты могут украшать и
школьную библиотеку, и кабинет директора и быть
представленными на выставках детского
творчества.
Предлагаемый цикл занятий
разрабатывался, опробовался и корректировался
учителем ИЗО школы № 199 Ольгой Борисовной
Скуратовой в контакте с преподавателем
дополнительного образования этой школы,
сотрудником Центра эстетического образования
МИРОС, кандидатом исторических наук Татьяной
Николаевной Панкратовой. Композиции,
конструкции и развертки макетов — авторские
разработки О.Б. Скуратовой, в отборе материала
для исторических очерков о «чудесах света»
принимала участие Т.Н. Панкратова,
использовавшая издания, перечисленные в списке
литературы. Надеемся, что наше пособие принесет
пользу и радость учителям ИЗО, ученикам и тем, кто
получит изготовленные макеты в подарок.
Вступительная беседа
Люди привыкли гордиться своими
достижениями, сравнивать их с тем, что умели
делать предки, и передавать в качестве
наследства (культурного наследия) своим
потомкам. Изучая то, что считалось самым красивым
и лучшим, мы можем многое узнать о жизни наших
предков, об их духовном мире.
«Семь чудес света» — это объекты
(здания, сооружения и монументы), которые
являлись, по утверждению народов, живших в эпоху
античности в бассейне Средиземного моря,
наивысшими достижениями науки, искусства,
техники.
(Учащиеся обычно уже кое-что знают о
них: это «проходят» на уроках истории Древнего
мира в 5-м классе, читают в многочисленных
энциклопедиях и других научно-популярных
детских изданиях, которых так много в наши дни,
видят в телевизионных передачах и даже воочию,
путешествуя с родителями. На первом занятии
цикла учащиеся с помощью учителя вспоминают и
перечисляют все «чудеса».)
«Семь чудес света»:
• Большие пирамиды Египта;
• Висячие сады Вавилона;
• Храм Артемиды в Эфесе;
• Статуя Зевса в Олимпии;
• Гробница царя Мавсола в Галикарнасе
(Мавзолей);
• Колосс (гигантская статуя бога
Гелиоса) на острове Родос;
• Александрийский маяк.
Следует подчеркнуть, что этот перечень
являлся в свое время первым в мире списком
памятников истории и культуры мирового значения.
Эти сооружения рекомендовались в качестве
объектов мирового туризма. При разрушении
колосса Родосского была предпринята первая
попытка международного проекта его
восстановления — многие страны прислали деньги,
металл и мастеров для этой работы.
Список дополнялся и исправлялся.
Например, в его первый вариант входили городские
стены и ворота Вавилона и его замечательная
башня. Вавилонская башня стала первым объектом
списка, варварски разрушенным еще
современниками. Но появились новые «чудеса»:
новая многоярусная башня, на террасах которой
цвели сады, как бы висящие в воздухе, два
грандиозных маяка — на Родосе и в Александрии
Египетской. Восьмым чудом света называли
гигантский цирк в Риме — Колизей (от лат. colosseus
– громадный, колоссальный).
В список было включено семь объектов,
потому что числу семь придавался магический
смысл, подсказываемый как будто самой природой
(семь цветов радуги, семь видимых планет, семь
звезд в созвездии Большой Медведицы и т.д.).
Время разрушило все «чудеса»
античного списка, кроме одного — самого древнего
и грандиозного, — пирамид Египта. Но и они
потеряли свой первоначальный облик. От остальных
сооружений остались только следы: сохраняются в
подвалах египетской крепости на острове Фарос
остатки первого этажа Александрийского маяка, а
в стенах турецкой крепости Бодрум — части стен
Мавзолея, на старинных монетах мы можем увидеть,
как выглядел Колосс Родосский, Зевс Олимпийский,
Храм Артемиды Эфесской, Александрийский маяк.
Древние рукописи сохранили описания этих
объектов, в музеях хранятся обломки колонн,
скульптуры, когда-то украшавшие эти сооружения.
По этим данным современные ученые
много раз пытались реконструировать облик
погибших шедевров хотя бы на бумаге, домысливая
те детали, которые невозможно уже возродить. В
будущем может наступить время, когда
человечество поставит себе цель восстановить
часть этих сооружений. Возможно, честь их
восстановления достанется уже тем, кто сейчас
учится в школе.
На уроках изобразительного искусства
можно потренироваться, подготовиться к
выполнению этой задачи — реконструкции внешнего
облика знаменитых «Семи чудес света».
Продолжение следует |