Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Марина ПОЛОНСКАЯ,
кандидат педагогических наук,
научный сотрудник ЦНХО

 

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ ШЕСТАЯ
Часть I. Теоретическая

Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, №24/07;
№01, 02/08

Система непрерывного художественного образования

Система непрерывного художественного образования (НХО) — это область, которая не только позволяет передавать практические знания и умения от учителя к ученику, но, в случае возникновения положительной эмоциональной реакции, непосредственно выраженной в творческой работе, свидетельствует:

• о художественном познании ребенка;

• о формировании эмоционально-деятельностного отношения учащегося к процессу художественного творчества;

• о качестве образовательного процесса в целом.

Такой вывод можно сделать на основании того, что факторы стабильности и результативности неразрывно связаны с эмоциональностью, а владение эмоциональным общением заложено в природе самой педагогической деятельности. Б.М. Неменский обращает внимание на то, что помимо методических путей «учитель, чтобы обучать, должен сформировать эмоциональную атмосферу, необходимую для этого. Вспомним, что любое художественное познание нереально, ложно без радости, полученной от него…». Такое качество обучения не просто окажет сиюминутное воздействие на ученика, но и сможет повлиять на процесс формирования эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Область дополнительного художественно-эстетического образования является звеном общей системы НХО. Поэтому центральными для него, так же как и для базового образования, являются позиции целостности, системности и непрерывности. Эти позиции в полной мере относятся как к ученику, так и к самому учителю. Действительно, чтобы художественное творчество вошло в жизнь ребенка, он должен на личностном уровне присвоить себе систему культурно-нравственных ценностей и приобрести необходимый практический опыт в художественной деятельности. И то и другое возможно в случае постепенного, начиная с самого раннего возраста, системного и непрерывного включения его в эти процессы. Успех во многом зависит и от программ, по которым ребенок обучается, и от построения самих уроков, то есть от работы учителя. С другой стороны — учитель только в том случае сможет успешно работать с ребенком, если сам в своей работе стремится к осознанию целостности, единства всего процесса художественного образования и воспитания как по горизонтали — в каждой теме, в каждом блоке годовой программы, так и по вертикали — при переходе с одной ступени на другую, от одного класса к другому.

Вместе с тем для всех ступеней НХО — от дошкольной до старшей школьной — возможен выход в дополнительное образование. Однако для каждой будут характерны свои цели, задачи и методы работы.

Дополнительное образование сегодня это:

• углубление в определенную область знаний;

• широкий спектр направлений, нацеленных на работу с детьми, увлеченными конкретным видом деятельности;

• возможность развития и самореализации творческой инициативы и индивидуальности учащихся.

Приоритеты дополнительного образования в общей системе НХО

Основные цели

• Сближение общекультурного наследия (приобретающего в настоящее время элитарный характер) и массовой школы.

• Повышение уровня социальной значимости культуры и искусства.

• Совершенствование подходов к теории и практике управления качеством образования детей.

Основные задачи

• Формирование отношения к культуре как к важнейшему условию свободного и разностороннего развития личности.

• Поиск методов и форм, обеспечивающих целостность, преемственность и системность базового и дополнительного образования.

• Создание условий, интегрирующих в себе художественное воспитание и образование с явлениями социальной жизни.

• Овладение языком изобразительного искусства и самостоятельной изобразительной деятельностью как методами саморазвития и творческого отношения к действительности.

• Формирование личностной ориентации в мире человеческой культуры.

Базовые государственные программы десятилетиями совершенствуются и работают в соответствии с целостной природой ребенка. В области дополнительного образования существует и разрабатывается множество программ и технологий, обеспечивающих работу со всеми возрастными группами детей и подростков. Таким образом, теоретически обеспечивается непрерывность и преемственность художественно-эстетического образования. Однако на деле мы часто видим, что деятельность в кружке или студии существует сама по себе и не связана, прежде всего концептуально, с системой базового образования.

Такая ситуация открыта для педагогического творчества, эксперимента и инноваций. Для расширения в область ДО государственной программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М. Неменского при центре НХО в режиме эксперимента была создана студия детского творчества и экспериментальная программа для дополнительного образования «Искусство в жизни людей». Основной целью этой работы было сохранение целостности и непрерывности основных принципов и подходов к художественному образованию базовой программы.

Связь искусства с жизнью человека, выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений, значение искусства в развитии каждого ребенка, роль искусства в повседневном бытии, роль искусства в жизни общества — вот основные направления, которые мы постарались углубить и расширить в процессе студийных занятий.

Художественно-творческая деятельность
в процессе дополнительного образования

Как в базовом, так и в дополнительном образовании для учителя важно не только создать условия и организовать деятельность, обеспечить ее художественными материалами. Важно ответить на возникающие в процессе работы вопросы. Например:

• Как построить работу с детьми, чтобы сама деятельность, требующая от ребенка порой таких усилий, к которым он еще не готов, не утеряла своей привлекательности?

• Как подойти к более высокому уровню исполнения работы, чтобы она не приобрела механистического характера и не перестала быть художественной?

• Как воспитывать в процессе деятельности нравственные идеалы и ценности?

1. Мир искусства как целостное отражение духовной жизни общества и художественной деятельности человека во все времена, как среда, созданная человеком, выступает одновременно как объект пристального изучения и как средство эмоционального воздействия на личность учащихся. Чтобы художественная деятельность оставалась привлекательной, несмотря на трудности в достижении хороших результатов, учитель может использовать эффект новизны, открывая новую грань давно знакомых предметов, известных ситуаций. Можно увидеть необычное в обычном, посмотрев на мир, скажем, глазами сказочного героя или животного. Важны и смена задач, и использование разных художественных материалов и техник, и разнообразие форм работы с детьми, и драматургия занятия, то есть применение на практике разнообразных педагогических технологий. Эти моменты существенны и должны быть заранее спроектированы учителем так, чтобы не просто конечный результат (продукт) был гарантирован, но была затронута душа ребенка.

2. Современная практика дополнительного образования предполагает получение более высоких и качественных результатов, чем в классно-урочной системе, за счет большего времени и меньшего количества учеников. Однако можно порой наблюдать, как один механический прием распространяется на всю группу и владение им является целью работы. При этом детские работы оказываются похожими одна на другую. Такая деятельность не нацелена на творческое развитие индивидуальности ребенка, несмотря на то что условия ДО позволяют к этому стремиться. Наша экспериментальная программа, так же как и программа базового образования, построена на равноправном освоении трех видов художественной деятельности человека: изобразительной, декоративной и конструктивной, но с более глубоким проникновением в основы каждого из них. Выделяя особенности видов художественной деятельности, мы делаем акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но только один является ведущим. Этим определяются системность и преемственность между областями общего и дополнительного образования. Так мы добиваемся того, чтобы каждый ребенок мог попробовать свои силы в самых разных видах художественной деятельности как настоящий художник (на уроке есть лишь возможность знакомства), найти то, что ему ближе и интересней, развить именно ему присущие способности и раскрыть свою индивидуальность в художественной форме.

3. Что и как воспитывать в процессе деятельности? Прежде всего воспитывает само общение с произведениями искусства, история народа, запечатленная в них, взгляд художника на современные ему события и людей, среди которых он жил. Кроме того, задачи воспитания художественного вкуса, общения на уровне взаимопомощи и радость по поводу успеха других нашли свое решение в коллективных формах работы. В условиях дополнительного образования такая деятельность особенно привлекательна, так как заведомая широта, разнообразие и высокое качество работы, достигаемые за счет индивидуального взаимодействия с каждым участником и большего, чем в классно-урочной системе, времени, позволяют учителю ставить и успешно решать самые сложные задачи.

Такую форму деятельности мы начинаем с первого года обучения, так как именно в общей работе легче увидеть гармонию цвета, формы и композиции. Дети сами учатся исключать из нее те элементы, которые выделяются из общего колорита или композиционного решения. Постепенно они приходят к тому, что в стремлении к гармонии порой собственную работу нужно переделать, чтобы она вписалась в общий контекст. В дальнейшем, в процессе индивидуальной работы, ребенок начинает смотреть на свою работу уже другими глазами, привыкает мыслить с позиций художественности образа.

Коллективная художественная деятельность

Коллективная художественная деятельность сегодня — комплексная педагогическая технология, интегрирующая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее кульминация — общий успех, оказывающий позитивное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого его участника в отдельности.

Научиться видеть себя и других в процессе деятельности, вместе, помогая друг другу, открывать красоту окружающего мира, вкладывать ценность индивидуального чувства и отношения к миру и людям в общую работу — главные цели совместной деятельности.

Давно замечено, что, вступая в контакт с людьми, человек не только чувствует себя по-другому, чем наедине с собой, но по-другому думает, по-другому воспринимает конкретную ситуацию. Совместная творческая деятельность способствует не только сплочению детского коллектива, но и накоплению каждым ее участником непосредственного опыта эмоционального сопереживания («я» умею — «я» помогаю — «я» терпелив и внимателен и пр.). Учитель может наблюдать за постепенно меняющимися отношениями между учащимися. Первые коллективные работы показывают, как личные симпатии и антипатии легко деформируют связи, образующиеся в процессе художественной деятельности. Однако при разнообразии способов коллективной деятельности подобная зависимость заменяется на противоположную: деловые отношения начинают оказывать влияние на личностные связи, совместное действие облегчает задачу, а сама деятельность положительно влияет на климат в коллективе.

Успех коллективной художественно-творческой деятельности во многом определяется ее комплексным характером, что позволяет возвести такую форму деятельности в ранг педагогической технологии, доступной для всех возрастных групп учащихся и уровней (базовый и дополнительный) художественного образования. Коллективная, групповая, проектная формы художественно-творческой деятельности могут быть использованы с разными акцентами и доминантами как по горизонтали (в течение развития темы четверти и года), так и по вертикали (линия развития от класса к классу). Возрастные особенности при этом выступают координатором углубления в тему и задачи обучения.

Способы коллективной художественно-творческой деятельности

При проектировании коллективной работы необходимо определить место и количество таких работ в программе четверти и учебного года, а также спланировать их по годам обучения. Это позволит выстроить уровень сложности материалов и художественных техник, использовать весь спектр способов взаимодействия детей в коллективе. В.К. Дьяченко, теоретик современных способов коллективного обучения, разграничивает коллективные и групповые способы по признаку воздействия внутри коллектива. Групповые способы обучения характеризуются тем, что только один участник коллектива может быть консультантом и руководить процессом работы вместе с учителем. При коллективных способах учащихся, воздействующих на коллектив, может быть несколько.

Автор выделяет два способа коллективной деятельности:

1) индивидуальное изучение материала по теме с дальнейшим выступлением в малой или большой группе;

2) взаимообучение внутри группы на основе изученного индивидуально материала.

Оба способа являются необходимыми составляющими выхода на уровень проектной формы обучения.

Таким образом, коллективную деятельность можно разделить по способу взаимодействия: собственно коллективная и групповая (включая работу парами).

В образовательный процесс формы коллективной деятельности должны вводиться постепенно, не заменяя собой других форм, а дополняя их новыми возможностями и отчасти создавая ситуацию опережающего обучения для более слабых учеников, способствуя накоплению и переносу визуального, эмоционально-чувственного опыта и опыта художественно-творческой деятельности в процесс индивидуального творчества, обогащая его, так как общая работа активизирует и расширяет границы воображения и стимулирует дальнейшую творческую деятельность учащихся.

Согласно Л.И. Уманскому, форма организации совместной деятельности распадается на три разновидности: совместно-индивидуальную, где конечный продукт групповой деятельности представляет собой простую сумму индивидуально произведенных продуктов; совместно-последовательную, предполагающую взаимодействие конвейерного типа между учащимися; совместно-взаимодействующую, основанную на относительно полной системе деятельностных взаимосвязей.

Любую коллективную работу условно можно разделить на этапы.

Подготовительный этап — это экскурсии, посещение музеев и выставок, обсуждение прочитанных книг, рассматривание репродукций, иллюстраций и др. — позволяет детям углубить собственные знания по теме будущей работы, сформировать у них яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной деятельности.

Основной этап включает в себя планирование, выполнение и оценку коллективной работы. Его цель — предоставить детям возможность не только воплотить в композиции образы окружающего мира, но и создать в ходе коллективной работы условия для их творческого взаимодействия, содействующие формированию умений работать в коллективе и художественно-эстетическому развитию каждого.

Условно можно выделить третий, заключительный, этап. Это период взаимодействия детей с уже завершенной работой, в воспитательном отношении он не менее значим, чем предыдущие этапы.

В коллективной работе дети могут самостоятельно распределять обязанности, осуществлять контроль и стремиться к согласованным действиям в решении сложных творческих задач, что повышает инициативу и соревнование, рождает внутренний стимул и мотивацию к художественно-творческой деятельности, выводя личность учащегося на новый уровень деятельностного сотрудничества.

Коллективные формы деятельности в целом способствуют:

• включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший интерес к деятельности в этом направлении;

• непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои иногда скрытые творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;

• активизации воспитательного компонента самого процесса обучения, так как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела;

• переводу взаимоотношений в ранг субъект-субъектных, когда каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности.

Организация коллективной работы

Роль организатора любой творческой деятельности играет педагог. Ведущим видом деятельности детей является индивидуальная деятельность на местах, лишь в конце урока или занятия, когда результаты индивидуальной изобразительной деятельности собираются на общей плоскости, наблюдается коллективное участие детей в создании большого произведения.

Несмотря на организационную простоту, эта форма коллективной деятельности требует от учителя соблюдения ряда условий, от которых зависит успех процесса и качество результата коллективной работы.

1. Продумать композицию коллективной работы, выбрать цвет, размер и положение общей плоскости.

2. Выбрать художественный материал и технику исполнения.

3. Определить размеры деталей и их соразмерность в общей композиции относительно листа (плоскостная композиция) или выбранного пространства (объемно-пространственная композиция).

4. Выбрать помощников для составления общей композиции. Их можно назвать «главными художниками» и менять в каждой новой работе, давая возможность каждому ребенку попробовать себя в этой роли.

Можно выделить значимость коллективных работ в переходном возрасте. На этапе начальной школы ведущую роль в такой деятельности играет учитель, развивая и воспитывая в детях:

• художественный вкус и наблюдательность;

• эмоциональную восприимчивость и целостный взгляд на мир;

• способность к обобщению явлений действительности и произведений искусства.

Для среднего школьного возраста характерен постепенный перенос активности от учителя к ученикам, вплоть до самостоятельного определения известных ранее или изобретения новых методов коллективной работы в старшем школьном возрасте. Участие отдельного человека определяет сам коллектив или группа в зависимости от способностей каждого. Особенно это проявляется в длительных проектных формах обучения. Коллективная деятельность на этом этапе становится разнообразнее по форме и способствует:

• взаимообучению, «все учат каждого, каждый учит всех»;

• взаимоконтролю внутри коллектива;

• взаимоуправлению внутри группы, коллектива;

Для старшей школы характерны проектно-групповые формы деятельности, которые способствуют:

• активизации эстетических, художественно-творческих свойств и способностей личности применительно к практической деятельности;

• формированию аналитического отношения к художественному творчеству, его темам и средствам выражения.

Огромное значение во время коллективной художественно-творческой деятельности имеет создание атмосферы сотворчества и взаимодействия. Для учителя это всегда возможность решения педагогических проблем. В создании коллективной композиции могут быть объединены дети разных возрастов. Так можно оформить центральные стены зала детского сада или школы к празднику. Несомненно, созданная всеми детьми картина принесет им много радости. Вызовет она интерес и у родителей, которые обязательно захотят посмотреть на детское творчество. В этом случае художественное творчество приобретает общественно-полезную направленность, которая оказывает положительное влияние на нравственный облик ребенка.

ЛИТЕРАТУРА

Вербитский А.А. Педагогические технологии контекстного обучения. — М.: Знание, 1994.

Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

Гусарова Е.Н. Современные педагогические технологии. Учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусства. — М.: АПК и ППРО, 2005.

Колякина В.И. Методика организации коллективного творчества: Планы и сценарии уроков изобразительного искусства. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.

Лабунская Г.В. Внешкольная работа с детьми по изобразительному искусству. — М., 1946.

Неменский Б.М. Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания — М., 1987.

Педагогические технологии: Учебное пособие для студентов пед. спец. / Под общей ред. В.С.Кукушина. — серия «Педагогическое образование». — Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2004.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. Пособие для учителей и студентов пед. вузов. — М.: АРКТИ, 2005.

Турро И.Н. Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников: Автореф. дисс. канд. пед. наук. — М., 1979.

Продолжение следует