Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Марк САРТАН

Блудный сын

В изобразительном искусстве часто встречается сюжет «Возвращение блудного сына», получивший, в частности, свое воплощение в знаменитой картине Рембрандта из эрмитажного собрания. В своей гравюре Дюрер обратился к предшествующему моменту той же евангельской притчи. «Младший сын... рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему». Именно после этого в сознании евангельского персонажа происходит поворот, и он решает возвратиться к отцу.

Дюреру удалось мастерски передать ту гамму чувств, которые бушуют в душе героя. Тут и горечь, и раскаянье, и мольба, и надежда. Гравюра, казалось бы, нема, но голос кающегося слышен: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобой и уже недостоин называться сыном твоим».

Между прижатых друг к другу домов не видно выхода. На голой земле ничего не растет, деревья засохли, свиньи оттесняют от корыта блудного сына… Замкнутость окружающего пространства подчеркивает отчужденность героя, и от всей композиции веет безысходным чувством одиночества.

Внешнее сходство персонажа и автора наводят зрителя на мысль, что в гравюре отразились личные переживания Дюрера.

Блудный сын. 1496

Блудный сын. 1496