Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Лев ДЬЯКОВ

Портрет Эразма Роттердамского

ПОРТРЕТ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО

Aльбрехт ДЮРЕР
ПОРТРЕТ ЭРАЗМА РОТТЕРДАМСКОГО
1526

Надпись, выполненная на латыни, гласит: «Портрет Эразма Роттердамского... Альбрехтом Дюрером начертанный с живого образа».

Дюрер создает образ гуманиста, замечательного ученого. За свою жизнь Эразм написал очень много. Отпечатанное в Лейдене в 1703–1706 гг. собрание сочинений Эразма насчитывает 10 огромных томов. Изданная уже в XX веке переписка ученого составила 12 томов.

Дюрер прекрасно уловил сущность характера Эразма, который по своей натуре, легко ранимой, застенчивой, даже робкой, не был ни бойцом, ни трибуном. Признанный глава европейских гуманистов, он занимал среди них обособленное место. Независимость и свободу он ценил превыше всего. Писательский диапазон его был необычайно широк. Это и учебная книга «Как писать письма», и философское исследование «Рассуждение о свободе воли», и педагогическое произведение «О достойном воспитании детей с первых лет жизни», богословско-этический трактат «Оружие христианского воина», сатирический памфлет «Похвала глупости», сатирические диалоги «Дружеские разговоры», оказавшие громадное влияние на творчество Рабле, Шекспира, Сервантеса, Монтеня, Паскаля, Мольера...

Эразмом были изданы в оригинале или латинском переводе многие греческие классики: Эзоп, Аристотель, Демосфен, Еврипид, Плутарх, Ксенофонт. Из латинских классиков он издал Цицерона, Тита Ливия, Горация, Овидия, Плавта, Сенеку, Светония... Он публикует сочинения ранних христианских писателей: Иеронима, Иоанна Златоуста, Августина, Василия Великого... Печатает исправленный греческий текст Нового Завета вместе со своим переводом его на латинский и подробными филологическими и историческими комментариями.

И не случайно Дюрер помещает на переднем плане своей замечательной гравюры громадные фолианты — как знак великой учености Эразма, его научной устремленности. В то же время, изображая на краю стола небольшую вазочку с лесными цветами, художник тонко намекает на то, что Эразм не уходит от жизни, а тесно связан с нею. Его труды — не засохшие листья, а живые, благоуханные цветы.