АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Лев ДЬЯКОВ
Танцующие крестьяне
Aльбрехт ДЮРЕР
ТАНЦУЮЩИЕ КРЕСТЬЯНЕ
1514
После разгрома крестьянского
восстания 1525 года посланцы ландграфа Филиппа
обратились к Дюреру с заказом на памятник,
который прославил бы в веках «великую победу».
Мастер им отказал, сославшись на отсутствие
опыта в создании памятников.
Однако в трактате Дюрера «Руководство
к измерению» сохранился проект памятника и
комментарии самого художника: «Прежде всего
установи квадратный камень со стороною в десять
футов. И положи на первую ступень по четырем
углам связанных коров, овец, свиней. Посередине
этого камня установи закром для овса, на него
опрокинь котел. Поставь посередине на дно котла
сырную ферму и накрой ее несколько выступающей
толстой тарелкой. Посреди тарелки поставь кадку
для масла, посреди нее поставь молочный кувшин
красивой формы. В кувшин вставь четыре пары
деревянных вил, которыми сгребают навоз,
прикрепи к ним крестьянские орудия — мотыги,
лопаты, кирки, навозные вилы, цепа. Затем поставь
на вилы на самом верху куриную клетку, опрокинь
на нее горшок из-под сала и посади на него
опечаленного крестьянина, пронзенного мечом, как
я это нарисовал».
Сама серьезность и «деловитость»
текста как бы скрывают ту острую иронию, которую
Дюрер вкладывает в этот «проект».
Настоящим же памятником крестьянской
войны 1525 года стала знаменитая гравюра на меди,
относящаяся к 1514 году, — «Танцующие крестьяне».
Дюрер, который, как известно, отличался
визионерскими способностями, как бы провидит в
этой гравюре весь ужас кровавой и жестокой войны.
Мощные, приземистые фигуры крестьянки
и крестьянина образуют единую компактную группу,
вырисовывающуюся темным рваным силуэтом на
светлом фоне. Они находятся в бурном движении и в
то же время кажутся недвижимыми, потому что
резкое движение вперед крестьянки встречает
противовес в не менее сильном порыве крестьянина
в другую сторону.
Фигуры будто вырастают до гигантских
размеров благодаря узкой круглой полосе земли,
сотрясаемой этой вырвавшейся на свободу буйной
массой плоти. |