АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена КНЯЗЕВА
Звездные карты «Альмагеста»
В середине II века н.э. знаменитый
греческий геометр, астроном и физик Птолемей
Клавдий написал главную книгу своей жизни
«Великое собрание», известную в арабском
переводе как «Альмагест», или — в современной
редакции — «Математическое построение в 13
книгах». Кроме работ по геометрии, географии,
оптике, музыке, Птолемей собрал в ней и
систематизировал сотни астрономических
наблюдений, которые велись с VII в. до н.э. до 141 г.
н.э., составил каталог созвездий, дал теорию
эпициклов для объяснения видимого движения
небесных светил вокруг неподвижной Земли (более
известную как Птолемеева система).
Карта северного полушария. 1515
Альбрехт Дюрер, как и многие другие
деятели Возрождения, интересовался природой и
наукой, был хорошим геометром, делал
скрупулезные зарисовки животных и растений,
стараясь подчеркнуть самые тонкие подробности
(изобразил даже индийского панцирного носорога
по описаниям очевидцев).
С астрономией его познакомил немецкий
астроном и комментатор «Альмагеста»
Региомонтан. К этому времени один из трудов
Птолемея был переведен на латынь и в 1515 г. издан в
Венеции типографским способом с 48 звездными
картами, созданными А. Дюрером в сотрудничестве с
учеными Стабием и Хейнфогелем.
Карта южного полушария. 1515
До появления книгопечатания звездные
карты указывали только самые яркие звезды, и
расположение звезд по фигуре созвездия менялось
от карты к карте. Только после изобретения
гравюры появилась возможность издать подробную
карту звездного неба. Массовый выпуск идентичных
экземпляров карты смог оправдать громадный труд
подробного изображения звезд третьей и
четвертой величины, как это сделано в
«Альмагесте». Ведь единичный экземпляр карты,
сделанной вручную, быстро пришел бы в негодность.
Звездные карты А. Дюрера — первые по-настоящему
подробные карты звездного неба.
Носорог. 1515
Еще до выхода «Альмагеста» Дюрер начал
печатать карты звездного неба отдельными
листами. Гармоничные по форме и интересные по
содержанию, они стали пользоваться спросом не
только у специалистов, но и у широкой публики.
БИБЛИОГРАФИЯ
Вёльфлин Г. Искусство Италии и
Германии эпохи Ренессанса. — М., 1934.
Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. –
М., 1970.
Герси Т. Шедевры немецкого
Возрождения. — М., 1984.
Королёва А.Ю. Дюрер. — М., 2007.
Нессельштраус Ц.Г. Альбрехт Дюрер.
— М.–Л., 1961.
Кристеллер П. История европейской
гравюры XV–XVII вв. — М., 1939.
Либман М.Я. Альбрехт Дюрер и его
эпоха. — М., 1972.
Панофский Э. Альбрехт Дюрер и
классическая античность // Цит. по: Королёва А.Ю.
Дюрер. — М., 2007.
Сидоров А.А. Альбрехт Дюрер. — Л.:
Изогиз, 1937.
Якимович А.К. Новое время.
Искусство и культура ХVII–ХVIII веков. – СПб., 2004. |