ТОЧКА ЗРЕНИЯ
Татьяна ГАФАР,
зам. директора по научной работе
Алексей ЩЕРБИН,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник,
Волгоградский музей изобразительных искусств
В формате зрелища
Опыт внедрения проекта «Уроки Леонардо»
в Волгоградском музее изобразительных искусств
Реформирование
образования и у нас, и за рубежом, как показывает
история, всегда сопровождается обращением к
музею. В структуре требований к современному
образованию отражена приоритетность
деятельностного и практико-ориентированного
подхода. Успешное достижение декларируемых
целей во многом будет зависеть от поиска
альтернативных моделей образования, его форм и
методик. При определенных достоинствах
музейного образования его успешная реализация
может быть достигнута при условии партнерских
отношений с образовательными учреждениями
(школами, учреждениями дополнительного и
специального образования, высшей школой).
В 1990-е годы наметились две линии
партнерства: создание специальных программ,
рассчитанных на сотрудничество музейного
педагога и учителя, и интеграция школьной и
музейной педагогики в рамках единого учебного
заведения. Дальнейшее нахождение устойчивых
межинституциональных связей также может стать
полем для создания новых возможностей,
обеспечивающих успех развития образовательной
функции музея.
РАЗВИТИЕ ЛЮБОПЫТСТВА
В 2005–2006 гг. в Волгоградском музее
изобразительных искусств была разработана и в
2006–2007-м внедрена в деятельность новая
образовательная технология «Уроки Леонардо» (см.
«Искусство»
№ 11–13/2007). Основным партнером музея на этапе
разработки проекта выступил Волгоградский
государственный институт повышения
квалификации и переподготовки работников
образования, специалисты которого стали
экспертами содержательной части проекта. В
основу данной образовательной практики был
положен принцип демонстрации технологии или
этапа создания художественного произведения в
рамках музейного занятия.
|
Леонардо да Винчи. Автопортрет.
Ок. 1512
|
На наш (авторов проекта «Уроки
Леонардо») взгляд, понимание используемых
художником технических приемов имеет большой
шанс пробудить интерес и к самому произведению.
Ведь, по мнению К. Хадсона, «главная услуга,
которую музей может оказать посетителям, состоит
в развитии их любопытства».
Разрабатывая содержательную часть
проекта, авторы ставили цель превратить
повседневный учебный процесс преподавания
естественно-научных дисциплин школьной
программы в художественное
информационно-событийное действие, уникальную
акцию, в которой художественное произведение
выступает как новый информационный источник.
Информационное поле, окружающее
современных детей, во многом существует в
формате зрелища. Но возможности внести элементы
яркой формы в образовательный процесс крайне
ограниченны. Занятия в музее (в специально
оборудованном зале «Средневековая лаборатория
— современный взгляд») могли помочь педагогам
школ найти нестандартный (зрелищный) подход в
преподавании традиционных дисциплин и тем самым
стимулировать у учащихся интерес к своему
предмету.
ИЗ КОНКУРЕНТОВ В СОЮЗНИКИ
Для презентации содержания была
выбрана форма урока. Как одна из давно
апробированных форм музейного занятия она
удобна также для групп, посещающих музей. Его
структура согласуется со школьным уроком, а
задания, выполняемые на этапе закрепления
материала, по желанию учителя могут стать
элементом контроля знаний. Однако на занятии в
музее должен быть принципиально исключен
обязательный элемент школьного урока — опрос,
так как задачу обучения авторы проекта
стремились решать, опираясь на ОСНОВНУЮ
ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА — исследовать мир,
удовлетворяя свое любопытство, а не стремясь
получить оценку своей деятельности. При этом
интегрирование школьного и музейного
образования происходит на базе музея, что
находится в рамках решения проблемы, стоящей
перед большинством музеев, — привлечение
зрительской аудитории.
Авторы понимали, что при всех
достоинствах нового продукта основной
конкурентной средой при его продвижении станет
школа — не как образовательный институт, а как
учреждение со своей структурой и распорядком
дня. И, даже испытывая необходимость в новых
формах работы, рядовые педагоги школ не всегда
находят возможность провести занятия за
пределами школы (нехватка времени, транспортные
проблемы ввиду отдаленности музея от школы,
повышенные меры безопасности).
Но вместе с тем педагоги для музея
являются основными партнерами, поэтому особенно
важным для нас стало разрешение проблемы
перевода конкурентов в союзники. Главным
партнером здесь выступил Институт повышения
квалификации и переподготовки работников
образования (ИПК). Уроки в музее на начальном
этапе были интегрированы в образовательный курс
института, и первую информацию педагоги получали
централизованно.
Оценка емкости интересующего нас
сегмента рынка была проведена с использованием
данных ИПК. В Волгограде существует 140 школ, в
городе Волжском – 35. Там работают в общей
сложности 1184 педагога естественно-научного
профиля. Аттестацию они проходят каждые пять лет.
Таким образом, 237 человек в год проходят через
ИПК. При оптимистичном прогнозе заинтересуются
проектом 70% (166 человек), при пессимистичном — 30% (71
человек).
В процессе реализации проекта было
обеспечено устойчивое взаимодействие музея с
Комитетом по образованию Администрации
Волгограда, образовательными институциями
города и отдельными педагогами. Музей представил
образовательную программу на Городской ярмарке
методической продукции в апреле 2006 года, на
городском семинаре для педагогов гуманитарных
дисциплин. Мы стали сотрудничать также с
Волгоградским государственным педагогическим
университетом — образовательная программа
«Уроки Леонардо» стала площадкой при проведении
педагогической практики для студентов Института
художественного образования при университете.
Кампания по продвижению проекта
«Уроки Леонардо», являющегося основным
продуктом музея и представляющего собой цикл
занятий по естественно-научным дисциплинам на
базе художественного музея, была ориентирована
на формирование определенного отношения к нему
(рис.1).
Рис. 1. Схема формирования
определенного отношения
к музею в различных целевых группах
Основу целевой аудитории данного
проекта составили школьники и группа лиц,
оказывающих влияние на принятие решений
вышеобозначенной аудитории (педагоги школ и иных
образовательных учреждений, родители, эксперты,
«лидеры мнений» в профессиональной
педагогической и музейной сфере). Исходя из этих
условий была разработана технология
формирования основных коммуникационных каналов
(рис. 2).
Рис. 2. технология формирования
основных коммуникационных каналов
ШКОЛА БУДУЩЕГО
Во время работы проекта «Уроки
Леонардо» в апреле – мае 2006 г. проводилось
анкетирование педагогов, групп учащихся, а также
индивидуальных посетителей, пришедших на
занятия. В результате этой деятельности были
получены социологические материалы, которые
позволят планировать дальнейшую
образовательную деятельность музея.
Выводы, полученные в результате
данного мониторинга:
l разрабатывая концепцию проекта,
авторы ориентировались на аудиторию школ и
групповые занятия с учащимися 1–4-х и 7–8-х
классов, на педагогов естественно-научных
дисциплин, но наряду с данными группами проект
оказался востребованным и педагогами
гуманитарного профиля, художественными школами
и учреждениями дополнительного образования;
музею стоит также более широко использовать
работу с частными образовательными
учреждениями, лицеями и гимназиями (график № 1).
ГРАФИК № 1. Количество
образовательных учреждений,
учащиеся которых посетили проект «Уроки
Леонардо», по типам
l стоит активнее работать со
студентами последних курсов вузов, готовящих
педагогов, так как молодые педагоги, к сожалению,
недостаточно информированы о ресурсах музея,
которые они могут использовать в своей практике,
о чем свидетельствует возрастной диапазон
педагогов, воспользовавшихся данной услугой
музея (график № 2):
ГРАФИК № 2. Возрастной диапазон
педагогов,
посетивших с классами проект «Уроки Леонардо»
С 7 апреля по 15 июня 2006 г. в музее для
различных групп целевой аудитории было
проведено 85 уроков, которые посетили 2060 человек.
С 1 сентября 2006 года «Уроки Леонардо» в
Волгоградском музее изобразительных искусств
стали постоянной формой работы. В мае 2007 года
музейный проект «Уроки Леонардо» был
представлен на Межрегиональной
специализированной выставке товаров и услуг для
детей и родителей «Детский мир» в Волгограде.
Более тридцати предприятий из разных регионов в
течение трех дней представляли в выставочных
залах свои товары, предназначенные для детей.
Занятия в музее за год существования стали
полноценным культурным продуктом, новой
перспективной услугой музея, которую он
представляет уже не только в музейной среде.
В мае занятия проекта «Уроки Леонардо»
прошли в Краснодарском краевом художественном
музее им. Ф. Коваленко в рамках первого
Кубанского музейного фестиваля и акции «Ночь
музеев». Для учащихся Краснодара было проведено
11 уроков по темам «Пигменты — химические
вещества», «Давление», «Золотое сечение»,
«Время». Занятия в Краснодаре посетили 330
человек. Это воспитанники детских садов,
учащиеся школ, студенты Краснодарского
университета искусств и культуры, педагоги
«Кубановедения».
За 2006/2007 учебный год занятия в музее
посетили более пяти тысяч детей, появился
воскресный абонемент. С октября 2007 года «Уроки
Леонардо» продолжили свою работу, более шестисот
детей уже побывали на занятиях. Благодаря
появлению новой образовательной услуги музей
установил устойчивые, а не разовые контакты со
ста образовательными учреждениями города и
области. Занятия в музее посетили дети из
районных центров Волгоградской области,
туристические группы из Екатеринбурга и Сочи.
Для авторов проекта и администрации
музея важным показателем успешности
коммуникации между музеем и школой стало мнение
о проекте «Уроки Леонардо» со стороны педагогов
и детей (график
№ 3).
ГРАФИК № 3. Общее процентное
соотношение положительных
и отрицательных отзывов учащихся, посетивших
занятия
проекта «Уроки Леонардо»
«Школа будущего! Именно так и должны
проходить уроки в школе. Дети были в восторге и с
интересом слушали преподавателя. Поразила
атмосфера прошлого в сочетании с современным
техническим оснащением».
Классный руководитель МОУ СОШ № 92
Пикулева Т.Р. (из книги отзывов проекта «Уроки
Леонардо»).
ЛИТЕРАТУРА
Юхневич Ю.М. Музейно-образовательные
проекты для школы: отечественный и зарубежный
опыт // Музей. Образование. Культура. Процессы
интеграции: Сб. трудов творческой лаборатории
«Музейная педагогика» кафедры музейного дела. –
М., 1999. Вып. 2.
Хадсон К. Влиятельные музеи. — Новосибирск,
2001. |