Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №3/2008

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

 

Татьяна ГАФАР,
зам. директора по научной работе
Алексей ЩЕРБИН,
кандидат технических наук,
старший научный сотрудник,
Волгоградский музей изобразительных искусств

В формате зрелища

Опыт внедрения проекта «Уроки Леонардо»
в Волгоградском музее изобразительных искусств

Реформирование образования и у нас, и за рубежом, как показывает история, всегда сопровождается обращением к музею. В структуре требований к современному образованию отражена приоритетность деятельностного и практико-ориентированного подхода. Успешное достижение декларируемых целей во многом будет зависеть от поиска альтернативных моделей образования, его форм и методик. При определенных достоинствах музейного образования его успешная реализация может быть достигнута при условии партнерских отношений с образовательными учреждениями (школами, учреждениями дополнительного и специального образования, высшей школой).

В 1990-е годы наметились две линии партнерства: создание специальных программ, рассчитанных на сотрудничество музейного педагога и учителя, и интеграция школьной и музейной педагогики в рамках единого учебного заведения. Дальнейшее нахождение устойчивых межинституциональных связей также может стать полем для создания новых возможностей, обеспечивающих успех развития образовательной функции музея.

РАЗВИТИЕ ЛЮБОПЫТСТВА

В 2005–2006 гг. в Волгоградском музее изобразительных искусств была разработана и в 2006–2007-м внедрена в деятельность новая образовательная технология «Уроки Леонардо» (см. «Искусство»
№ 11–13/2007). Основным партнером музея на этапе разработки проекта выступил Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, специалисты которого стали экспертами содержательной части проекта. В основу данной образовательной практики был положен принцип демонстрации технологии или этапа создания художественного произведения в рамках музейного занятия.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1512
Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1512

На наш (авторов проекта «Уроки Леонардо») взгляд, понимание используемых художником технических приемов имеет большой шанс пробудить интерес и к самому произведению. Ведь, по мнению К. Хадсона, «главная услуга, которую музей может оказать посетителям, состоит в развитии их любопытства».

Разрабатывая содержательную часть проекта, авторы ставили цель превратить повседневный учебный процесс преподавания естественно-научных дисциплин школьной программы в художественное информационно-событийное действие, уникальную акцию, в которой художественное произведение выступает как новый информационный источник.

Информационное поле, окружающее современных детей, во многом существует в формате зрелища. Но возможности внести элементы яркой формы в образовательный процесс крайне ограниченны. Занятия в музее (в специально оборудованном зале «Средневековая лаборатория — современный взгляд») могли помочь педагогам школ найти нестандартный (зрелищный) подход в преподавании традиционных дисциплин и тем самым стимулировать у учащихся интерес к своему предмету.

ИЗ КОНКУРЕНТОВ В СОЮЗНИКИ

Для презентации содержания была выбрана форма урока. Как одна из давно апробированных форм музейного занятия она удобна также для групп, посещающих музей. Его структура согласуется со школьным уроком, а задания, выполняемые на этапе закрепления материала, по желанию учителя могут стать элементом контроля знаний. Однако на занятии в музее должен быть принципиально исключен обязательный элемент школьного урока — опрос, так как задачу обучения авторы проекта стремились решать, опираясь на ОСНОВНУЮ ПОТРЕБНОСТЬ РЕБЕНКА — исследовать мир, удовлетворяя свое любопытство, а не стремясь получить оценку своей деятельности. При этом интегрирование школьного и музейного образования происходит на базе музея, что находится в рамках решения проблемы, стоящей перед большинством музеев, — привлечение зрительской аудитории.

Авторы понимали, что при всех достоинствах нового продукта основной конкурентной средой при его продвижении станет школа — не как образовательный институт, а как учреждение со своей структурой и распорядком дня. И, даже испытывая необходимость в новых формах работы, рядовые педагоги школ не всегда находят возможность провести занятия за пределами школы (нехватка времени, транспортные проблемы ввиду отдаленности музея от школы, повышенные меры безопасности).

Но вместе с тем педагоги для музея являются основными партнерами, поэтому особенно важным для нас стало разрешение проблемы перевода конкурентов в союзники. Главным партнером здесь выступил Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ИПК). Уроки в музее на начальном этапе были интегрированы в образовательный курс института, и первую информацию педагоги получали централизованно.

Оценка емкости интересующего нас сегмента рынка была проведена с использованием данных ИПК. В Волгограде существует 140 школ, в городе Волжском – 35. Там работают в общей сложности 1184 педагога естественно-научного профиля. Аттестацию они проходят каждые пять лет. Таким образом, 237 человек в год проходят через ИПК. При оптимистичном прогнозе заинтересуются проектом 70% (166 человек), при пессимистичном — 30% (71 человек).

В процессе реализации проекта было обеспечено устойчивое взаимодействие музея с Комитетом по образованию Администрации Волгограда, образовательными институциями города и отдельными педагогами. Музей представил образовательную программу на Городской ярмарке методической продукции в апреле 2006 года, на городском семинаре для педагогов гуманитарных дисциплин. Мы стали сотрудничать также с Волгоградским государственным педагогическим университетом — образовательная программа «Уроки Леонардо» стала площадкой при проведении педагогической практики для студентов Института художественного образования при университете.

Кампания по продвижению проекта «Уроки Леонардо», являющегося основным продуктом музея и представляющего собой цикл занятий по естественно-научным дисциплинам на базе художественного музея, была ориентирована на формирование определенного отношения к нему (рис.1).

Рис. 1. Схема формирования определенного отношения к музею в различных целевых группах

Рис. 1. Схема формирования определенного отношения
к музею в различных целевых группах

Основу целевой аудитории данного проекта составили школьники и группа лиц, оказывающих влияние на принятие решений вышеобозначенной аудитории (педагоги школ и иных образовательных учреждений, родители, эксперты, «лидеры мнений» в профессиональной педагогической и музейной сфере). Исходя из этих условий была разработана технология формирования основных коммуникационных каналов (рис. 2).

Рис. 2. технология формирования основных коммуникационных каналов

Рис. 2. технология формирования
основных коммуникационных каналов

 

ШКОЛА БУДУЩЕГО

Во время работы проекта «Уроки Леонардо» в апреле – мае 2006 г. проводилось анкетирование педагогов, групп учащихся, а также индивидуальных посетителей, пришедших на занятия. В результате этой деятельности были получены социологические материалы, которые позволят планировать дальнейшую образовательную деятельность музея.

Выводы, полученные в результате данного мониторинга:

l разрабатывая концепцию проекта, авторы ориентировались на аудиторию школ и групповые занятия с учащимися 1–4-х и 7–8-х классов, на педагогов естественно-научных дисциплин, но наряду с данными группами проект оказался востребованным и педагогами гуманитарного профиля, художественными школами и учреждениями дополнительного образования; музею стоит также более широко использовать работу с частными образовательными учреждениями, лицеями и гимназиями (график № 1).

График № 1. Количество образовательных учреждений, учащиеся которых посетили проект «Уроки Леонардо», по типам

ГРАФИК № 1. Количество образовательных учреждений,
учащиеся которых посетили проект «Уроки Леонардо», по типам

l стоит активнее работать со студентами последних курсов вузов, готовящих педагогов, так как молодые педагоги, к сожалению, недостаточно информированы о ресурсах музея, которые они могут использовать в своей практике, о чем свидетельствует возрастной диапазон педагогов, воспользовавшихся данной услугой музея (график № 2):

График № 2. Возрастной диапазон педагогов, посетивших с классами проект «Уроки Леонардо»

 

ГРАФИК № 2. Возрастной диапазон педагогов,
посетивших с классами проект «Уроки Леонардо»

С 7 апреля по 15 июня 2006 г. в музее для различных групп целевой аудитории было проведено 85 уроков, которые посетили 2060 человек. С 1 сентября 2006 года «Уроки Леонардо» в Волгоградском музее изобразительных искусств стали постоянной формой работы. В мае 2007 года музейный проект «Уроки Леонардо» был представлен на Межрегиональной специализированной выставке товаров и услуг для детей и родителей «Детский мир» в Волгограде. Более тридцати предприятий из разных регионов в течение трех дней представляли в выставочных залах свои товары, предназначенные для детей. Занятия в музее за год существования стали полноценным культурным продуктом, новой перспективной услугой музея, которую он представляет уже не только в музейной среде.

В мае занятия проекта «Уроки Леонардо» прошли в Краснодарском краевом художественном музее им. Ф. Коваленко в рамках первого Кубанского музейного фестиваля и акции «Ночь музеев». Для учащихся Краснодара было проведено 11 уроков по темам «Пигменты — химические вещества», «Давление», «Золотое сечение», «Время». Занятия в Краснодаре посетили 330 человек. Это воспитанники детских садов, учащиеся школ, студенты Краснодарского университета искусств и культуры, педагоги «Кубановедения».

За 2006/2007 учебный год занятия в музее посетили более пяти тысяч детей, появился воскресный абонемент. С октября 2007 года «Уроки Леонардо» продолжили свою работу, более шестисот детей уже побывали на занятиях. Благодаря появлению новой образовательной услуги музей установил устойчивые, а не разовые контакты со ста образовательными учреждениями города и области. Занятия в музее посетили дети из районных центров Волгоградской области, туристические группы из Екатеринбурга и Сочи.

Для авторов проекта и администрации музея важным показателем успешности коммуникации между музеем и школой стало мнение о проекте «Уроки Леонардо» со стороны педагогов и детей (график
№ 3)
.

График № 3. Общее процентное соотношение положительных и отрицательных отзывов учащихся, посетивших занятия проекта «Уроки Леонардо»

ГРАФИК № 3. Общее процентное соотношение положительных
и отрицательных отзывов учащихся, посетивших занятия
проекта «Уроки Леонардо»

«Школа будущего! Именно так и должны проходить уроки в школе. Дети были в восторге и с интересом слушали преподавателя. Поразила атмосфера прошлого в сочетании с современным техническим оснащением».

Классный руководитель МОУ СОШ № 92 Пикулева Т.Р. (из книги отзывов проекта «Уроки Леонардо»).

ЛИТЕРАТУРА

Юхневич Ю.М. Музейно-образовательные проекты для школы: отечественный и зарубежный опыт // Музей. Образование. Культура. Процессы интеграции: Сб. трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. – М., 1999. Вып. 2.

Хадсон К. Влиятельные музеи. — Новосибирск, 2001.