НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Елена КНЯЗЕВА
Миражи Павла Кузнецова
Этот мир — эти горы, долины, моря —
Как волшебный фонарь. Словно лампа — заря.
Жизнь твоя — на стекло нанесенный рисунок,
Неподвижно застывший внутри фонаря.
Картины
киргизского, или степного, цикла «Спящая в
кошаре», «Стрижка овец», «Дождь в степи», «Вечер в
степи» и другие реалистичны только по названиям.
Но на самом деле…
Все, что мы видим, — видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей — не видна.
Вероятно, тайную сущность и пытаются
увидеть зрители, надолго останавливаясь у
лучшего полотна этого цикла «Мираж в степи».
Туманная даль с низким горизонтом, причудливые
облака на небе, несколько призрачные женские
фигуры — предметные качества «вещей», по словам
искусствоведа Д. Сарабьянова, целиком переходят
в живописные. Автор добивается этого,
экспериментируя в образной сфере и области
художественной выразительности, попросту
создает новый язык.
|
П. Кузнецов. Мираж в степи.
1912. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
|
Художник, написавший «Мираж в
степи» и другие полотна, — Павел Варфоломеевич
Кузнецов (1878–1968), уроженец Саратова, внук
садовника и сын иконописца.
Обратившись к изображению восточного
быта, П. Кузнецов сделал его свободным и
загадочным, как сама природа.
Мы уйдем без следа — ни имен, ни примет.
Этот мир простоит еще тысячи лет.
Нас и раньше тут не было — после не будет.
Ни ущерба, ни пользы от этого нет.
Для того чтобы в образах зримого мира
передать состояние души, П. Кузнецову и другим
членам творческой группы «Голубая роза» нужно
было освоить мастерство пленэрной живописи,
вкусить плоды импрессионизма и углубиться в
зыбкий мир символов. Это было в духе времени.
«Перед своим мольбертом, — писал Поль Гоген, —
художник не раб ни прошлого, ни настоящего, ни
природы, ни своего соседа».
|
П. Кузнецов. Автопортрет с музой.
1906. Государственная Третьяковская галерея,
Москва
|
Художники получили право на
деформацию изображения природы, чтобы
освободить творчество от копирования
окружающего мира. Искусство в это время все
больше становилось независимым, а художник —
шаманом, пользующимся магией природы и
повергающим зрителя в транс.
Именно музыка, с ее текучестью,
переменчивостью, не застывающими значениями
слов, была близка мастерам авангарда, которые
стремились уподобить ей свое творчество. По
словам французского композитора Клода Дебюсси,
только музыканты обладают преимуществом уловить
всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их
атмосферу и ритмически передать их необъятную
пульсацию.
Художник Э. Делакруа первым заговорил
о «музыке картины» и о «магическом аккорде»,
создаваемом красками. Позже Поль Гоген напишет:
«Подумайте также о музыкальном аспекте, который
в современной живописи отныне будет
принадлежать цвету. Цвет, имеющий такие же
вибрации, как музыка, обладает способностью
достигнуть того самого общего и, стало быть,
самого смутного, что заложено в природе, — ее
внутренней силы». Есть размышления поэта Бодлера
о «мелодичности картины». Симптоматичным можно
считать обозначение живописи музыкальными
терминами.
В восточных картинах Павла Кузнецова
гармония цветовых форм и интервалов создает
своеобразную певучесть, чистое звучание
волшебно играющих и переливающихся красок.
Музыка живописи П. Кузнецова
родственна музыке Клода Дебюсси. Общее в них —
сонорное (от лат. sonorus — звучный, шумный)
мышление, которое дает возможность изобразить
звуки внешнего мира, создает новую звуковую
реальность.
|
Клод Дебюсси
|
Главным выразительным
средством в фортепианных прелюдиях Дебюсси
«Шаги на снегу», «Туманы», «Паруса», «Затонувший
собор», «Ветер на равнине», «Вереск», музыкальном
портрете «Девушка с волосами цвета льна»
становится не академическое сочетание мелодии и
гармонии, а окраска звучания, звучание без
определенной высоты, или, говоря музыкальным
языком, — тембр. Так рождается магический звук
первоистоков музыки. Со времени Дебюсси звуки
складываются не в традиционные аккорды и
интервалы, а становятся созвучиями.
На полотнах Павла Кузнецова
художественный язык, очищенный от схематизма и
риторики, также передает ощущение ирреальности.
Кажется, если долго смотреть на его картины,
можно услышать шорох травы, шум дождя, легкие
шаги, тихие хлопоты по хозяйству и другие вечные
звуки.
И художник, и композитор незаметно для
зрителя балансируют между природой и человеком,
не позволяя никому взять верх. В их творчестве
нет необузданной стихии, приливов и отливов
страстей, как будто природа, выпущенная на волю
романтиками, теперь вошла в новое русло. Это
новое течение в какой-то мере можно
рассматривать как своеобразное возрождение.
Конечно, не такое великое и мощное, как
микеланджеловское, но если опять-таки прибегнуть
к сравнению с музыкой, то здесь звучит не
симфонический оркестр, а небольшой камерный
ансамбль, который вдохновенно играет музыку
будущего.
Стихи Омара Хайяма |