Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2008

ВЫСТАВОЧНЫЙ ЗАЛ

НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ

 

Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА

Стиль элегантных кривых

Оскару Нимейеру 100 лет

Надеюсь, что Бразилиа станет городом, в котором будут жить счастливые люди. Люди, которые ценят простые и бескорыстные вещи — жест, ласковое слово и солидарность», — писал выдающийся архитектор современности Оскар Нимейер, которому 15 декабря 2007 года исполнилось 100 лет. Этот уникальный творец и в столь почтенном возрасте продолжает работать над многочисленными проектами в своей мастерской на Копакабане в Рио-де-Жанейро, куда он приходит в 9 часов утра. «Мне нравится чувствовать себя полезным», — говорит он. Одну из своих последних работ мастер сделал для Фиделя Кастро — памятник против экономической блокады на Кубе.

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева открыта выставка «Оскар Нимейер. Поэзия формы», организованная фондом «Русский авангард». На эффектно оформленной выставке текстовые материалы чередуются с рисунками, макетами и крупными цветными фотографиями, сделанными внуком архитектора Каду Нимейером. Он показывает постройки деда с необычных точек зрения, подчеркивая их стиль и красоту. При этом он никогда не акцентирует детали, а здания деда предстают как совершенные скульптурные объекты. Хорошо, что постройки сняты крупно, так острей воспринимается их неповторимый облик. Даже маленький макет здания героического «рыцаря модернизма» говорит нам, что это мощный проект по трансформации общества с помощью красоты архитектурных форм.

Модель городской церкви

Модель городской церкви

Стиль Нимейера называют стилем элегантных кривых. «Кривая — это природное решение. Мне по нраву свободный и чувственный изгиб, который я вижу в горах моей страны, в извилистых руслах ее рек, в облаках на небе, в теле любимой женщины», — говорит Нимейер.

В истории государства иногда возникает такой момент, когда один творец схватывает самую суть культуры своей страны и придает ей нужную форму. Иногда это проявляется в живописи или скульптуре, иногда в музыке, в литературе. В Бразилии это сделал Нимейер. Проекты его сооружений являются дистилляцией цветов, света и чувственной образности его родной земли.

Одна из особенностей Нимейера — философское, теоретическое обоснование своих идей, что помогает лучше понять его новаторские решения, осмыслить, как он использует чувственность и изобилие бразильской тропической природы, особенности бразильского барокко, что хорошо сочеталось с модернистским рационализмом.

Эскиз дома-лодки

Эскиз дома-лодки

Центральное положение на выставке занимает бетонная скульптура «Рука» (Мемориал Латинской Америке. Сан-Паулу, 1989), раскрывающая политические взгляды Нимейера. Среди других знаменитых архитекторов Нимейер выделяется своей гражданской позицией, своим радикализмом. Он протестовал против бедности, несправедливости, выступал в защиту своей страны, всей Латинской Америки. Сторонник марксизма, в 1945 г. он вступил в Бразильскую компартию, из-за политических убеждений эмигрировал из Бразилии в период военной диктатуры. И он по-прежнему остается убежденным коммунистом.

Семиметровая бетонная скульптура «Рука» представляет собой открытую ладонь с кровоточащей картой Латинской Америки. По мысли Нимейера, это «жест величия и сближения, призыв к политическому единению». Бразильский коммунист, писатель Жоржи Амаду сказал: «В то время как некоторые только и занимаются производством оружия, несущего смерть и разрушение, архитекторы строят дома, фабрики, больницы, школы, университеты. Они — антитезис разрушения, бедности и отчаяния. Нимейер — лучший символ архитектуры, осознающей свою социальную роль, свое истинное предназначение».

В его творчестве выделяется несколько периодов. Первый – Пампулья (1940–1943). Еще студентом Нимейер работал в офисе известного бразильского архитектора Лусио Косты, завершив свое образование у прославленного французского архитектора Ле Корбюзье. Вместе с ними он работал над проектами Министерства государственного образования. Вскоре по просьбе префекта штата Белу-Оризонти Жуселину Кубичека были возведены здания в Пампулье. Уже в этих ранних постройках органично сочетаются особенности рационализма, техницизма и формализма. Самая экстравагантная и свободная по духу — церковь Св. Франциска, с параболическим куполом из железобетона. В постройках в Пампулье усматривают сходство с барочной бразильской архитектурой штата Минас-Жерайс. Здесь он впервые использует свою знаменитую кривую. Во втором периоде (1943–1953) Нимейер смело применяет железобетон и трансформирует в своем творчестве элементы скульптур Жана Арпа и пейзажей сюрреалистов.

Оскара Нимейера часто отождествляют с главным его шедевром — постройками в городе Бразилиа. В мировой истории архитектуры это уникальный случай, когда архитектор построил целый город, да еще в родной стране по заказу президента. Здесь он добился гармонии контраста в своих великолепных дворцах, зданиях Национального конгресса и Верховного суда, Кафедрального собора. Нечто магическое прослеживается в Кафедральном соборе, с его чашеобразной формой, стреловидными колоннами, устремленными в небо, словно с мольбой о помощи. «Идею о новой столице выдвинул президент Кубичек, — пишет Нимейер. — Речь шла о городе, открытом к внешнему миру, наполняющем нас энтузиазмом. И мы отправились в этот необитаемый регион, убежденные, что осуществляем нечто полезное для нашей страны».

После военного переворота 1964 г. Нимейер вынужден был уехать в Европу. Начался третий период его творчества (1965–1989). Он работал во Франции, Италии, Алжире… Знакомство с античной архитектурой обогатило его творческие поиски. Его сооружения обретают социальную и политическую направленность — Штаб-квартира французской компартии, Дом культуры Гавра.

А с 1989 г. начался «период музеев и мемориалов». Мемориал Латинской Америке, Музей современного искусства в Нитерое неподалеку от Рио-де-Жанейро, Дорога Нимейера… Он ведет диалог со своими проектами и применяет широкомасштабную архитектуру. Его недавние творения еще более зрелищные, так как он не теряет свежести видения, интуитивных прозрений и добивается в некоторых постройках гениальной простоты. «Когда я начал работать над Музем современного искусства в Нитерое, у меня уже была в голове идея: абстрактная круглая форма возвышается над ландшафтом, над местом, свободным от других сооружений, чтобы лучше выделить здание», — писал Нимейер. Центральное основание этого поразительного здания поддерживает огромный бетонный диск.

Здание Национального конгресса в Бразилиа

Здание Национального конгресса в Бразилиа

Комплекс Дорога Нимейера в Нитерое необычен тем, что автор выстраивает серию своих произведений — Театр, Центр переговоров, Мемориал, Кафедральный собор, Евангелический храм — вдоль линии, от моря до Музея современного искусства, решая сложные проблемы объединения зданий в едином пространстве.

Во всех своих постройках Нимейер сотрудничал с разными художниками и вдохновлялся искусством великих мастеров, что обогащало его архитектуру и скульптурное оформление.

Кафедральный собор в Бразилиа

Кафедральный собор в Бразилиа

В последнем зале московской выставки демонстрируются фотографии работ Нимейера, созданных за последние полгода: Самбадром, Народная площадь, Парк Дона Линду, свидетельствующие о том, что он по-прежнему использует свою власть архитектора, желающего изменить общество и дать ему надежду. По-прежнему Нимейер радикален и бескомпромиссен и не меняет своих убеждений.

76 лет он был женат на Анните Балдо, которая умерла в 2004 г. В 99 лет архитектор женился на 60-летней секретарше. Он абсолютно счастлив и в творчестве, и в личной жизни.

Иллюстрации предоставил Фонд
«Русский Авангард»