АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Янина БЕЛОШАПКИНА
РОСПИСИ ДОМА ГЛУХОГО
В 1819 г. Гойя купил
поместье — «двадцать два акра посевной земли с
домом… за Сеговийским мостом… на той стороне,
где некогда стояла обитель святого
ангела-хранителя». По странному совпадению, в
соседнем доме жил человек, который, так же как и
Гойя, был лишен слуха, поэтому местные жители
называли его жилище Quinto del Sordo, Дом Глухого.
После смерти Гойи так стали называть и его
собственный дом. Единственными людьми,
разделявшими одиночество 72-летнего художника,
стали грубоватая экономка Леокадия и ее дочь
(которая, по некоторым сведениям, была дочерью
самого Гойи).
|
|
Юдифь
|
Собака
|
Оштукатуренные стены дома
покрыты огромными росписями, выполненными
маслом. «Черные картины» (их позднее название) —
это леденящие душу порождения тьмы, охватившей
душу художника, чудовища, много лет жившие в
глубине его подсознания и получившие
возможность выбраться на свободу. В этих
14 картинах можно встретить и повторение
основных тем более раннего творчества Гойи.
|
Два монаха
|
На первом этаже по обе стороны
от входа расположены изображения красивой
величественной женщины (скорее всего, это донья
Леокадия) и двух мужчин: один, злой и
взволнованный, что-то шепчет на ухо второму,
незыблемо спокойному. На противоположной стене
Гойя пишет Юдифь, замахивающуюся мечом, чтобы
отрубить голову Олоферну. Героический эпизод
библейской истории приобретает в трактовке Гойи
зловещий оттенок. А рядом, на той же стене, мастер
создает одно из самых страшных и отвратительных
полотен во всем мировом искусстве — «Сатурн,
пожирающий своего сына». Трудно, почти
невозможно смотреть в безумные глаза Сатурна,
раздирающего на куски тело младенца.
Неоправданная жестокость изображения
заставляет усомниться в душевном здоровье
человека, создавшего такую дикую картину.
|
Паломничество к святому Исидору
|
На длинных боковых стенах мы
видим две огромные росписи — «Паломничество к
святому Исидору» и «Шабаш ведьм».
«Паломничество» отдаленно напоминает
прелестный эскиз картона для гобелена «Праздник
в Сан-Исидоро», но это как бы «темная сторона»
весеннего гулянья. Группа безумцев и пьяниц,
сбившихся в кучу, на фоне мрачного пейзажа
производит гнетущее впечатление. Еще страшнее
толпа, изображенная в «Шабаше ведьм» — люди с
чудовищно искаженными лицами, которые и
лицами-то назвать сложно, вурдалаки и ведьмы,
устремляющиеся к огромному черному козлу —
Дьяволу, похожему на гигантскую тень. Какой
контраст с одноименной ранней картиной,
выполненной для графини Осуна, где дьявол
казался безобидным «сереньким козликом», а вся
сцена носила скорее игровой характер!
|
Шабаш ведьм
|
Галерея жутких образов и
фантастических видений продолжается и на втором
этаже дома. «Две смеющиеся женщины» составляют
пару «Старикам за похлебкой» — невинные, на
первый взгляд, сюжеты, которые тем не менее
почему-то вызывают отвращение. Женский смех
напоминает мерзкое гримасничанье, а старики с
разинутыми беззубыми ртами не вызывают ни капли
сочувствия. В этой комнате имеются еще четыре
большие росписи. «Бычьи пастухи» жестоко
избивают друг друга, один уже весь крови, оба по
колено увязли в трясине, из которой уже никогда
не смогут выбраться и будут вечно обречены на
бессмысленную драку. Все это происходит на фоне
безмятежного деревенского пейзажа. Здесь же
представлено еще одно «Паломничество к святому
Исидору», хотя вряд ли можно назвать
«паломничеством» этот людской водоворот —
пилигримов уносит в темный лес поток света.
|
Леокадия
|
В следующей картине Гойя снова
обращается к теме богинь судьбы парок. Эти
гнусные старухи уже возникали на листах
«Капричос» и пряли свою пряжу, которую
предстояло распутывать несчастному
человечеству. В Кинто дель Сордо они воспарили
над миром и со злобным хихиканьем высматривают с
высоты новые жертвы. Одна из самых любопытных
картин цикла — «Фантастическое видение» (она же
«Утес, обстреливаемый из орудий» и она же
«Асмодей»). Две огромные фигуры, летящие к городу
на скале, парят над толпой, не обращая внимания на
стрелков, которые целятся в них из прикрытия.
Картина так же фантасмагорична, как и прочие
росписи Дома, однако и скала, и город, и всадники у
подножия гор вполне конкретны, что позволило
делать догадки, будто Гойя в такой форме
попытался изобразить свое видение одного из
эпизодов войны с французами.
|
Старики за похлебкой
|
|
Бычьи пастухи
|
|
Утес, обстреливаемый из орудий
(Асмодей)
|
Вообще, смысл всех росписей
довольно туманен и с трудом поддается
расшифровке. Немного выбиваются из общего ряда
две картины: «Чтение» — выражающая веру
художника в торжество разума среди безумств
суровой реальности, и «Собака» — сперва
кажущаяся абстракцией. Но, присмотревшись, мы
увидим дворняжку, из последних сил сражающуюся с
земными валами, которые в любой момент могут на
нее обрушиться.
|
|
Cатурн, пожирающий своего сына
|
Чтение
|
«Черные картины» стали
выражением кошмаров старого художника,
преследовавших его на протяжении всей жизни и
особенно обострившихся в последние годы. В то же
время это квинтэссенция его мыслей и
переживаний, любви и ненависти, неприятия толпы,
страстного нежелания стареть, презрения к
суевериям и, несмотря ни на что, веры в силу
разума.
На склоне лет Гойя нашел в себе силы
погрузиться в пучины подсознания, вытащить на
свет свои самые глубокие, самые темные мысли, и
его мужество было вознаграждено. С этих пор
мрачные видения навсегда перестали мучить
художника, оставшись на стенах Дома Глухого. |