НАЧИНАЯ С XX ВЕКА
Елена КНЯЗЕВА
Портрет Изабель Роусторн
|
Портрет Изабель Роусторн. 1966.
Галерея Тейт, Лондон
|
Английский художник Фрэнсис Бэкон (1909–1992),
родственник и тезка знаменитого философа, —
фигура одиозная и в некотором роде символичная
для художественной жизни XX в. Он был завсегдатаем
Сохо (района лондонской богемы), алкоголиком и
мизантропом. «Думаю, жизнь не имеет смысла, —
говорил Бэкон. — Мы рождаемся и умираем, и между
этими точками мы придаем смысл бытию только тем,
что мы делаем».
Творчество всегда было главным для художника. В
муках творчества выкристаллизовалась его
неповторимая манера живописи. «Мой идеал — взять
горсть краски и бросить ее на холст, чтобы в
результате получился портрет». Когда
эксперимент не устраивал автора, он уничтожал
картину. Так пострадало 90 процентов его работ.
Остальные принесли славу и деньги, что не
заставило художника отказаться от
беспорядочного образа жизни. «Когда я умру, —
распорядился мастер незадолго до смерти, —
положите меня в пластиковый мешок и бросьте в
канаву».
Ф. Бэкон говорил, что в картине нет
напряжения, если нет борьбы с предметом
изображения. Деформированные фигуры на его
полотнах вызывают у зрителя чувство тревоги,
которое сродни тому состоянию экзистенциального
страха, что возникает при осознании одиночества
человека перед лицом Ничто.
Портрет приятельницы художника
Изабель Роусторн — редкий женский портрет в
творчестве Фрэнсиса Бэкона. Знатоки английского
авангарда для идентификации автора вспомнят его
триптих «Распятие», серию вариаций на тему
«Портрета папы Иннокентия X» Д. Веласкеса и
другие изображения заходящихся в крике людей.
|
Набросок на тему картины Д.
Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X».
1953. Демойнский центр искусства, штат Айова, США
|
Первое впечатление от
портрета Изабель шокирующее — так
воспринимаются многие картины Бэкона. Это
усугубляется мрачным колоритом работы. Лицо
модели словно находится в движении, поэтому
зрителю непросто сфокусировать его черты.
Используя этот прием, художник экспериментирует
с человеческой натурой, воспользовавшись новым
правом обнародовать свое скрытое
бессознательное, подчас заглушающее голос
сознания. «Никто не помешает нам, — говорил
другой художник, Андре Дерен, — вообразить мир
таким, каким нам хочется» (говорят, что Изабель
Роусторн была моделью и Дерена).
Зная, что Фрэнсис Бэкон создавал
картины на темы классических произведений, можно
предположить, что портрет Изабель Роусторн был
создан под впечатлением от скульптуры
Микеланджело «День» из капеллы Медичи —
загадочной и неопределенной, не соответствующей
канону и художественному вкусу Высокого
Возрождения. Возможно, именно в таких муках
творчества «у хаоса отвоевывается космос».
|
Микеланджело. Скульптура «День». Фрагмент
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во
Флоренции
1520–1534
|
Чтобы написать портрет, Ф.
Бэкон использовал несколько фотографий Изабель
Роусторн в разных ракурсах. Совмещенные в
живописной технике, они помогли создать образ
пластичный и составной — соответственно законам
современного искусства, когда личность
воспринимается не как единое целое, а как
модульная система. Художник часто писал портреты
с фотографий, потому что непосредственное
присутствие модели не давало возможности
деформировать лицо в соответствии с собственным
воображением.
В XX в. фотография заняла особое место в
новой системе искусств, отличной от прежней
системы классических жанров. Понятие
«живописная картина» (и портрет в том числе) уже
принадлежало стабильному прошлому миру. Стали
звучать и более радикальные мнения — о «смерти
картины». На примере истории портрета можно
проследить, как в начале XX в. реалистические
изображения людей с отчетливой социальной
принадлежностью сменяются сначала
портретами-масками модерна, а затем и
кубистической мозаикой загадочных образов.
Кризис жанра… Портрет умер? Да здравствует
портрет!
Работы Фрэнсиса Бэкона, говорившего,
что сюжет не должен кричать громче, чем краски, —
это портреты, «попрощавшиеся с портретностью»,
но несмотря ни на что сохранившие правило этого
жанра — реалистичность. Только уже новой
реальности. |