Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №4/2008

ТЕТ-А-ТЕТ

НАЧИНАЯ С XX ВЕКА

 

Елена КНЯЗЕВА

Портрет Изабель Роусторн

Портрет Изабель Роусторн. 1966. Галерея Тейт, Лондон
Портрет Изабель Роусторн. 1966.
Галерея Тейт, Лондон

Английский художник Фрэнсис Бэкон (1909–1992), родственник и тезка знаменитого философа, — фигура одиозная и в некотором роде символичная для художественной жизни XX в. Он был завсегдатаем Сохо (района лондонской богемы), алкоголиком и мизантропом. «Думаю, жизнь не имеет смысла, — говорил Бэкон. — Мы рождаемся и умираем, и между этими точками мы придаем смысл бытию только тем, что мы делаем».

Творчество всегда было главным для художника. В муках творчества выкристаллизовалась его неповторимая манера живописи. «Мой идеал — взять горсть краски и бросить ее на холст, чтобы в результате получился портрет». Когда эксперимент не устраивал автора, он уничтожал картину. Так пострадало 90 процентов его работ. Остальные принесли славу и деньги, что не заставило художника отказаться от беспорядочного образа жизни. «Когда я умру, — распорядился мастер незадолго до смерти, — положите меня в пластиковый мешок и бросьте в канаву».

Ф. Бэкон говорил, что в картине нет напряжения, если нет борьбы с предметом изображения. Деформированные фигуры на его полотнах вызывают у зрителя чувство тревоги, которое сродни тому состоянию экзистенциального страха, что возникает при осознании одиночества человека перед лицом Ничто.

Портрет приятельницы художника Изабель Роусторн — редкий женский портрет в творчестве Фрэнсиса Бэкона. Знатоки английского авангарда для идентификации автора вспомнят его триптих «Распятие», серию вариаций на тему «Портрета папы Иннокентия X» Д. Веласкеса и другие изображения заходящихся в крике людей.

Набросок на тему картины Д. Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X».
Набросок на тему картины Д. Веласкеса «Портрет папы Иннокентия X».
1953. Демойнский центр искусства, штат Айова, США

Первое впечатление от портрета Изабель шокирующее — так воспринимаются многие картины Бэкона. Это усугубляется мрачным колоритом работы. Лицо модели словно находится в движении, поэтому зрителю непросто сфокусировать его черты. Используя этот прием, художник экспериментирует с человеческой натурой, воспользовавшись новым правом обнародовать свое скрытое бессознательное, подчас заглушающее голос сознания. «Никто не помешает нам, — говорил другой художник, Андре Дерен, — вообразить мир таким, каким нам хочется» (говорят, что Изабель Роусторн была моделью и Дерена).

Зная, что Фрэнсис Бэкон создавал картины на темы классических произведений, можно предположить, что портрет Изабель Роусторн был создан под впечатлением от скульптуры Микеланджело «День» из капеллы Медичи — загадочной и неопределенной, не соответствующей канону и художественному вкусу Высокого Возрождения. Возможно, именно в таких муках творчества «у хаоса отвоевывается космос».

Микеланджело. Скульптура «День». Фрагмент
Микеланджело. Скульптура «День». Фрагмент
Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции
1520–1534

Чтобы написать портрет, Ф. Бэкон использовал несколько фотографий Изабель Роусторн в разных ракурсах. Совмещенные в живописной технике, они помогли создать образ пластичный и составной — соответственно законам современного искусства, когда личность воспринимается не как единое целое, а как модульная система. Художник часто писал портреты с фотографий, потому что непосредственное присутствие модели не давало возможности деформировать лицо в соответствии с собственным воображением.

В XX в. фотография заняла особое место в новой системе искусств, отличной от прежней системы классических жанров. Понятие «живописная картина» (и портрет в том числе) уже принадлежало стабильному прошлому миру. Стали звучать и более радикальные мнения — о «смерти картины». На примере истории портрета можно проследить, как в начале XX в. реалистические изображения людей с отчетливой социальной принадлежностью сменяются сначала портретами-масками модерна, а затем и кубистической мозаикой загадочных образов. Кризис жанра… Портрет умер? Да здравствует портрет!

Работы Фрэнсиса Бэкона, говорившего, что сюжет не должен кричать громче, чем краски, — это портреты, «попрощавшиеся с портретностью», но несмотря ни на что сохранившие правило этого жанра — реалистичность. Только уже новой реальности.