ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии
СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
(Храм Покрова Богородицы, что на Рву)
СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
(ХРАМ ПОКРОВА, что на РВУ)
1555–1561. Москва
Одним из самых
необычных, сложных, впечатляющих явлений
русского зодчества стал знаменитый храм Покрова,
что на Рву, более известный под другим названием
– собор Василия Блаженного. По своему стилю не
имеющий предшественников и нигде более не
повторенный, собор стал символом русского
национального стиля в архитектуре.
Купола
В народе сложилась легенда о том, что
царь Иван Грозный, повелевший построить этот
великолепный храм, приказал ослепить его
создателей – русских зодчих Постника и Барму,
чтобы они не построили храма краше этого. (Однако
современные историки и искусствоведы сошлись во
мнении, что это все же легенда.)
Построенный в Москве на Красной
площади в 1555–1561 гг., храм Покрова Богородицы, что
на Рву, явился новым оригинальным церковным
сооружением, грандиозным архитектурным
монументом, увековечившим победу русских войск
над Казанским ханством, многовековым
врагом-поработителем русского народа. Это был
«обетный» храм Ивана Грозного, то есть обещанный
Богу за покровительство небесных сил в покорении
Казани. 1 октября (14 октября по новому стилю), в
день Покрова Пресвятой Богородицы, была взорвана
стена Казани, а на следующий день город был взят
приступом.
Вид храма со стороны
Москвы-реки
Знаменательно, что храм благодарности
Богу и Пресвятой Богородице за долгожданную
победу был возведен не в Кремле, являвшемся
оплотом родовитого боярства, а на Красной
площади столицы, где шумело, радуясь,
«всенародство».
Идея создания грандиозного сказочного
города-храма с каскадом куполов и многими
приделами родилась не сразу. Вначале завоевание
Казанского ханства было увековечено в центре
«большого торга» Москвы семью деревянными
храмами вокруг восьмого каменного. На месте
нынешнего храма Василия Блаженного был построен
каменный Троицкий собор (в честь Святой Троицы), а
около него семь деревянных церквей-приделов,
которые были освящены в честь церковных
праздников, совпавших с днями важнейших побед
над татарами или связанных с событиями жизни
самого государя.
|
План
|
Деревянные приделы-храмы были
возведены быстро: уже в 1553 г. они стояли на бровке
холма, замыкая Красную площадь у парадного
въезда в Кремль, но это было временное
сооружение.
|
Разрез
|
Через два года, как сообщается
в летописи, «дарова ему Бог дву мастеров русских
по реклу [прозвищу] Посника и Барму, и быша
премудрии и удобнии таковому чюдному делу…» и
царь «повеле им здати церкви камены заветных
восемь престолов, мастеры же… основаша девять
престолов, не якоже повелено им, но яко по Бозе
разум даровася им в размерении основания».
Эта лаконичная запись
засвидетельствовала высшие начала истинного
творчества и основы его дерзновения: русские
зодчие решаются нарушить приказ грозного царя
ради законов красоты, которые потребовали
устроения вокруг центрального столпа девяти
церквей, что позволило создать гармоничное
единство соподчиненных объемов общей
архитектурной композиции.
И. Шарлеман. Вид Красной
площади. Середина XIX в.
Так, в 1555–1561 гг. на месте деревянных
церквей был воздвигнут девятиглавый и
девятипрестольный храм, в ансамбль которого
вошел и Троицкий собор. Престолы были освящены в
память побед при взятии Казани: восточный –
Живоначальной Троицы, центральный – в честь
Покрова Пресвятой Богородицы, западный – Входа
Господня в Иерусалим, северо-западный –
равноапостольного Григория Армянского, северный
первоначально был освящен во имя свв. Киприана и
Иустины, позднее – мучеников Адриана и Наталии,
северо-восточный – первоначально во имя
патриархов Константинопольских Александра,
Иоанна и Павла, потом – святителя Иоанна
Милостивого, юго-восточный – преподобного
Александра Свирского, южный – святителя Николая
Великорецкого, юго-западный – преподобного
Варлаама Хутынского. Позднее в новой восточной
пристройке были устроены приделы св. Василия
Блаженного и во имя Рождества Пресвятой
Богородицы (первоначально – придел
Ризоположения).
Внутренняя галерея
Зодчие Барма и Постник Яковлев (по
некоторым предположениям, одно и то же лицо –
Иван Яковлевич Барма) в центре композиции
поставили самый большой храм-столп, завершив его
шатровым покрытием, символизировавшим схождение
благодати Божией.
Иконостас
В Москве жил знаменитый московский
святой, чудотворец, Христа ради юродивый Василий
Блаженный, а когда он умер в 1588 г., тело его было
погребено у стен Троицкого храма, а над могилой
святого, как уже упоминалось, был построен и
освящен в его честь новый придел, давший храму
второе имя.
В 1670–1690 гг. была построена шатровая
колокольня и пристроено гульбище с крыльцами.
Красота, грандиозность,
торжественность и праздничность собора
ассоциируются у православных христиан с
Небесным Иерусалимом, с «райской архитектурой». |