Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

 

Алла БОРОДИНА,
кандидат культурологии

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР

ИСААКИЕВСКИЙ СОБОР
1818–1858. Санкт-Петербург

Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге принадлежит к числу выдающихся памятников зодчества 1-й половины XIX столетия.

Исаакиевский собор в лесах. Литография с рисунка А. Монферрана. 1845

Исаакиевский собор в лесах.
Литография с рисунка А. Монферрана. 1845

Сооружение этого храма-великана объединило силы архитекторов, инженеров, литейщиков, скульпторов, живописцев, мозаичников – мастеров своего дела. Собор стал одной из важнейших градостроительных доминант северной столицы. Он представляет собой массивное здание высотой 101,52 м, завершенное куполом, диаметр которого составляет 21,83 м. Семнадцатиметровые коринфские колонны мощных портиков выполнены из цельных блоков натурального гранита весом около 110 тонн каждая.

Грандиозное строительство этого храма продолжалось в течение сорока лет, с 1818 по 1858 г., и осуществлялось по проекту А.А.Монферрана, дополненному В.П.Стасовым и другими русскими архитекторами. В ходе строительства была создана специальная комиссия, в которую вошли А.А.Бетанкур, К.И.Росси, А.А. Михайлов (второй), В.П.Стасов и другие авторитетные мастера, которые уточнили объемно-пространственное проектирование и решили ряд технических проблем, возникших в ходе строительства. Работа была завершена уже после смерти автора проекта.

Август Августович Монферран (Огюст Рикар де Монферран) (1787–1858) — выдающийся архитектор, француз по происхождению, с 1816 года и до конца жизни работал в России. Монферран известен двумя монументальными сооружениями-памятниками в городе на Неве: Исаакиевским собором и Александровской колонной, построенной в 1830–1834 гг.

Деталь западного фронтона со скульптурами апостола Варфоломея, Ангела и Славы Скульптор И. Витали

Деталь западного фронтона со скульптурами
апостола Варфоломея, Ангела и Славы
Скульптор И. Витали

Внушительные размеры и стиль Исаакиевского собора определяются прежде всего его назначением: он был задуман не только как главный кафедральный собор Петербурга, тогдашней столицы России, но и как главный соборный храм всей Российской империи.

Мощная постройка выполнена в стиле позднего классицизма с усложненными и утяжеленными объемами. У металлической конструкции купола есть свои особенности. Он имеет три оболочки. Нижняя, полусферическая, образована радиально расположенными чугунными ребрами, из подобных же ребер состоит вторая, коническая оболочка, а третья закрывает всю конструкцию купола сверху и обшита медными листами. Самая верхняя, надкупольная, часть — так называемый фонарик, на который водружен крест храма, — опирается на вторую оболочку купола. Такая структура была заимствована Монферраном у архитектора Кристофера Рена, который использовал ее при строительстве собора Св. Павла в Лондоне. Металлический каркас потребовал при проектировании новых методов статического расчета конструкции, для этого к работе были привлечены французские инженеры Клапейрон и Ламе.

Собор облицован натуральным мрамором серого цвета, нарядная многоцветная внутренняя отделка выполнена из бронзы и ценных пород самоцветных камней (малахита, лазурита, порфира) и дополнена мозаичными и живописными панно и скульптурными изображениями, в создании которых принимали участие К. Брюллов, Ф. Бруни, И. Витали, П. Клодт, Н. Басин и др.

Новый православный храм был освящен (и соответственно получил свое название) во имя византийского святого, преподобного Исаакия Далматского (VI в.) — игумена Далматской обители, исповедника, жившего во времена константинопольского императора Валента, которому святой предсказал скорую гибель. Далматский мужской (впоследствии женский) монастырь был основан в 381–382 гг. в юго-западном районе Константинополя, название получил по имени второго игумена монастыря Далматия. В житии преподобного Исаакия сообщается, что он получил видение, в котором ему было велено идти в Константинополь, чтобы бороться с ересью императора Валента. В столице у него появилось много учеников, один из которых — Сатурнин — построил у себя в имении жилище, а потом передал учителю все права на прилегающие земли. Так был основан монастырь, первым игуменом которого стал Исаакий, а преемником — его ученик Далматий Константинопольский. Собор в честь преподобного Исаакия Далматского был торжественно освящен и открыт 30 мая 1858 года.

Несмотря на то что тяжеловесный собор, смешавший в себе разные художественно-архитектурные стили, весьма отличается от классической композиции Сенатской площади, он удивительно гармонично вписался в панораму Санкт-Петербурга, став ее новой архитектурной доминантой.

Знакомя школьников с Исаакиевским собором, можно рассказать об истории другого величественного храма — Христа Спасителя в Москве, строительство которого было начато на двадцать лет позднее Исаакиевского собора и также продолжалось сорок лет. Сравнение судеб двух главных соборов российских столиц, а также их размеров и общего вида (традиционное пятиглавие, формы и покрытие золотых ребристых куполов и другие характеристики) будет полезно учащимся для понимания особенностей архитектуры XIX в., преемственности и единства православного русского зодчества и, конечно, для лучшего запоминания учебного материала.