ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ
Александра ПОДАРУЕВА,
преподаватель Свято-Владимирской
православной гимназии
КОГДА ЗВОНИТ КОЛОКОЛ
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
С. Есенин |
Над входом в
храм, а иногда и рядом с ним строится колокольня,
или звонница, то есть башня, на которой висят
колокола. (Тема колоколов и колокольного звона
всегда интересна детям.)
Христианам необходим колокольный звон
для того, чтобы созывать верующих на
богослужение и возвещать о важнейших частях
совершаемой в храме службы. В первую неделю после
Пасхи (в Светлую седмицу) церковный устав
допускает на колокольню всех желающих, и всю
неделю с колоколен несется радостный и часто
бестолковый трезвон.
Русские цари тоже любили бывать на
колокольне и стремились отлить свой именной
колокол, чтобы царские молитвы к Богу звучали
громче, мощнее. Сохранилось множество рассказов,
преданий и былин о колоколах, свидетельствующих
об особенном отношении к колоколу на Руси.
Колокол отводил и болезни, и бури, и дьявольские
козни. Рассказывают, что колокола не раз звонили
сами по себе, предрекая войну, голод, смерть. А за
неугодный звон колокол могли даже «казнить» —
били батогами, отрубали «ухо» и даже отправляли в
ссылку.
Колокол — это прежде всего церковный
предмет. Перед тем как поднять колокол на
колокольню, его окропляли святой водой и читали
специальные молитвы. Считалось, что своим звоном
колокол освящает воздух, изгоняя из него
вредоносные силы. При звуке колокола в старые
времена народ снимал шапки и крестился.
Установка для подъема
колокола в Москве
Рисунок из альбома Э. Пальмквиста. 1674
В древности вместо колокола были
другие инструменты. Ветхий завет рассказывает,
что пророк Моисей по велению Божию сделал семь
серебряных труб. Их громкие звуки разносились
далеко, и народ, слыша это, собирался перед
дверьми древнего храма-скинии. В дальнейшем эти
трубы получили название иерихонских, так как их
мощные звуки разрушили неприступные в то время
стены города Иерихона. В IV в. при императоре
Константине Великом вновь появились иерихонские
трубы. Христиане под их звуки с пением «аллилуйя»
ходили по улицам и призывали народ на молитву.
Существовали и специальные будильные
молотки — колотушки, ими ударяли в дверь или в
специальную доску. Греки их называли
«симандрами», а на Руси их позже будут именовать
«древом», «током», «клепалом» и «билом» (от слова
«бить»). До сих пор этим простым и дешевым
инструментом пользуются многие монастыри на
Афонской горе. И на Руси даже в пору расцвета
колокололитейного искусства многие монастыри и
отдельные скиты по-прежнему использовали било,
ведь сильный металлический звук колокола в
приграничных районах мог привлечь внимание
недружелюбных соседей.
Било имело вид двухвесельной доски с
выемкой посередине для удобного держания левой
рукой, правой рукой держат молоток. Бывает било
будничное, среднее и праздничное. Большое, или
великое, било представляет собой толстую доску
до шести метров длиной.
Клепало — это металлическое (из меди
или чугуна) полуколесо или короткая доска, по
которой ударяют железным молотком. Каменным
билом пользовались в Соловецком монастыре в
XIV в. Удары по билу и клепалу называются
«клепаниями». Ударял в било пономарь.
Царь-колокол. Москва
Древнейшие предки колокола — бубенец
и колокольчик — существовали в быту многих
древних народов: египтян, евреев, этрусков,
скифов и других. Родиной колокола ученые считают
Китай, откуда по Великому шелковому пути он мог
прийти в Европу. В IV — начале V в. первые
христианские колокола были отлиты в южной
Италии, в области Кампанья, славившейся хорошим
качеством меди. Отсюда и название первых
церковных колоколов — кампаны. На Руси сведения
о колоколах до XIV в. очень отрывочны. Отливка
колоколов почти не производилась, и в
междоусобных войнах колокол был ценным трофеем.
К XVI в. во множестве построенных в то время
церквей появляются колокола.
Колокола храма Христа
Спасителя Москва
Вес колоколов измеряется в пудах.
Отливку громадных колоколов русские мастера
освоили в XVII в. Колокол «Реут» весом в две тысячи
пудов был отлит мастером Андреем Моховым в 1622 г. В
те же времена были отлиты и знаменитые колокола
Троице-Сергиевой лавры «Годунов» в 1850 пудов и
«Карнаухий» в 1275 пудов. При царе Алексее
Михайловиче был отлит Царь-колокол весом в 8000
пудов, который ни один из иностранных мастеров не
мог поднять, пока наконец в 1668 г. не отыскался
один русский самоучка и не поднял колокол на
колокольню. Он звучал вплоть до 1701 года — 19 июня
случился страшный пожар, и от раскаленного
воздуха этот колокол треснул и замолчал.
При императрице Анне Иоанновне
Царь-колокол сняли с колокольни и перелили.
Русский умелец Иван Моторин отлил из него
колокол весом в 12 327 пудов. Он стал самым
большим в мире, но так ни разу и не прозвучал, так
как из-за сильного пожара деревянные подмостки,
на которых он временно стоял, загорелись, и
колокол рухнул в литейную яму, при этом от него
откололся кусок. Колокол пролежал в яме до 1836
года. Император Николай Павлович велел
архитектору Монферрану извлечь его оттуда и
поставить на каменный помост. Там и поныне стоит
знаменитый Царь-колокол — самый большой колокол
в мире.
Колокол имеет форму, схожую с формой
полевого колокольчика, но при этом каждый
экземпляр имеет свои отличия. Мастеров заботил
главным образом звук колокола. С увеличением
размера и веса голос колокола становится ниже и
громче, и здесь выявляется прямая зависимость от
формы, профиля колокола. Звонари различают в
колокольном звуке три главных тона. Первый
слышен сразу вслед за ударом, он должен быть
густым и ровным. Второй тон — это гул, который
можно слышать через некоторое время после удара,
он держится в воздухе дольше и должен быть
сильным. Третий тон — это неприятное звененье,
звуковой дефект. Хороший колокол имеет сильный
гул и совсем не имеет звененья. Звучность и
певучесть колоколов достигается правильным
сплавом (точной пропорцией меди и олова, нередко
с добавлением серебра), правильными пропорциями
колокола (его высотой и шириной), толщиной стен
колокола, правильным подвешиванием, правильным
сплавом языка колокола и способом его
прикрепления и многим другим.
Колокол имеет традиционные названия
своих частей: венец (корона), уши, плечи (состоят
из фриза и каймы), тулово, музыкальное кольцо
(состоит из позёма, вала и еще одного позема).
Языком называется ударная часть колокола,
помещающаяся внутри его.
Если икона — это молитва в красках,
храм — молитва в камне, то колокол — молитва в
звуке. По словам протоиерея Александра Меня,
«колокольный звон — это своего рода музыкальная
проповедь, вынесенная за порог церкви. Он
возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом,
он будит уснувшую совесть».
Колокольный церковный звон
разделяется на два основных вида: благовест и
собственно звон. Благовестом возвещается о
начале Богослужения. Благовест в свою очередь
делится на два вида: обыкновенный, или частый (он
производится самым большим колоколом), и постный,
или редкий (производится меньшим по величине
колоколом). Большие колокола, если они имеются, по
своему назначению разделяются на праздничный,
воскресный, полиелейный, простодневный, или
будничный, и пятый, или малый, колокол.
Собственно звоном называется звон,
когда ударяют сразу во все колокола или же в
несколько колоколов. Звон во все колокола
разделяется на несколько видов. Трезвон — это
звон во все колокола, затем маленький перерыв, и
так, трижды, трезвон выражает особую радость,
торжество. Двузвон — это звон во все колокола
дважды в два приема; перезвон — это медленный
звон поочередно в каждый колокол, начиная с
самого малого и до большого, а после удара в
большой колокол ударяют во все колокола вместе
сразу, и так повторяют много раз. Перезвон лежит в
основе двух совсем разных по характеру звонов:
свадебного и погребального. В особо
торжественных случаях благовест переходит в
перезвон, после чего следует трезвон. Так бывает
на праздник Пасхи и во всю пасхальную неделю, при
архиерейском богослужении.
Русский народ, любя колокольный звон,
сложил множество пословиц, поговорок и загадок о
колоколах и колокольном звоне.
• Колокол в церковь людей зовет, а сам
никогда не бывает.
• Бездушен колокол, а благовестит во
славу Господню.
• Без языка и колокол нем.
• Стоит бык на горах, о семи головах,
ребра стучат, бока горят. (Загадка.)
• Славится Москва невестами,
колоколами да калачами.
• Был в Кремле, видел колокол в земле, а
Ивана Великого не заметил.
В народной речи колокольный звон
оставил немало устойчивых выражений. «Он с
колокольни свалился» — так говорили в свое время
о семинаристах, молодых людях, которые обучались
в духовных семинариях. «Колоколить» — быстро,
звонко говорить, тараторить, разносить вести.
«Пуститься во все тяжкие» — «тяжкими»
назывались большие колокола, «ударять во вся
тяжкая» означало ударять во все колокола, и
поэтому «пуститься во все тяжкие» означает
сбиться с правильного пути, заняться каким-либо
неблаговидным делом.
ЛИТЕРАТУРА
Кабанова Н.И. О Царь-колоколе,
валдайских колокольчиках, о биле и иерихонских
трубах. — М., 1997.
Колокольный звон. — М., 2001.
Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина
Т.С. Программа по музыке для начальной школы.
Созвучия времен. — М., 2004. |