Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №5/2008

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВЫПУСК

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

 

Александра ПОДАРУЕВА,
преподаватель Свято-Владимирской
православной гимназии

КОГДА ЗВОНИТ КОЛОКОЛ

Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.

С. Есенин

Над входом в храм, а иногда и рядом с ним строится колокольня, или звонница, то есть башня, на которой висят колокола. (Тема колоколов и колокольного звона всегда интересна детям.)

Христианам необходим колокольный звон для того, чтобы созывать верующих на богослужение и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. В первую неделю после Пасхи (в Светлую седмицу) церковный устав допускает на колокольню всех желающих, и всю неделю с колоколен несется радостный и часто бестолковый трезвон.

Русские цари тоже любили бывать на колокольне и стремились отлить свой именной колокол, чтобы царские молитвы к Богу звучали громче, мощнее. Сохранилось множество рассказов, преданий и былин о колоколах, свидетельствующих об особенном отношении к колоколу на Руси. Колокол отводил и болезни, и бури, и дьявольские козни. Рассказывают, что колокола не раз звонили сами по себе, предрекая войну, голод, смерть. А за неугодный звон колокол могли даже «казнить» — били батогами, отрубали «ухо» и даже отправляли в ссылку.

Колокол — это прежде всего церковный предмет. Перед тем как поднять колокол на колокольню, его окропляли святой водой и читали специальные молитвы. Считалось, что своим звоном колокол освящает воздух, изгоняя из него вредоносные силы. При звуке колокола в старые времена народ снимал шапки и крестился.

Установка для подъема колокола в Москве

Установка для подъема колокола в Москве
Рисунок из альбома Э. Пальмквиста. 1674

В древности вместо колокола были другие инструменты. Ветхий завет рассказывает, что пророк Моисей по велению Божию сделал семь серебряных труб. Их громкие звуки разносились далеко, и народ, слыша это, собирался перед дверьми древнего храма-скинии. В дальнейшем эти трубы получили название иерихонских, так как их мощные звуки разрушили неприступные в то время стены города Иерихона. В IV в. при императоре Константине Великом вновь появились иерихонские трубы. Христиане под их звуки с пением «аллилуйя» ходили по улицам и призывали народ на молитву.

Существовали и специальные будильные молотки — колотушки, ими ударяли в дверь или в специальную доску. Греки их называли «симандрами», а на Руси их позже будут именовать «древом», «током», «клепалом» и «билом» (от слова «бить»). До сих пор этим простым и дешевым инструментом пользуются многие монастыри на Афонской горе. И на Руси даже в пору расцвета колокололитейного искусства многие монастыри и отдельные скиты по-прежнему использовали било, ведь сильный металлический звук колокола в приграничных районах мог привлечь внимание недружелюбных соседей.

Било имело вид двухвесельной доски с выемкой посередине для удобного держания левой рукой, правой рукой держат молоток. Бывает било будничное, среднее и праздничное. Большое, или великое, било представляет собой толстую доску до шести метров длиной.

Клепало — это металлическое (из меди или чугуна) полуколесо или короткая доска, по которой ударяют железным молотком. Каменным билом пользовались в Соловецком монастыре в XIV в. Удары по билу и клепалу называются «клепаниями». Ударял в било пономарь.

Царь-колокол. Москва

Царь-колокол. Москва

Древнейшие предки колокола — бубенец и колокольчик — существовали в быту многих древних народов: египтян, евреев, этрусков, скифов и других. Родиной колокола ученые считают Китай, откуда по Великому шелковому пути он мог прийти в Европу. В IV — начале V в. первые христианские колокола были отлиты в южной Италии, в области Кампанья, славившейся хорошим качеством меди. Отсюда и название первых церковных колоколов — кампаны. На Руси сведения о колоколах до XIV в. очень отрывочны. Отливка колоколов почти не производилась, и в междоусобных войнах колокол был ценным трофеем. К XVI в. во множестве построенных в то время церквей появляются колокола.

Колокола храма Христа Спасителя Москва

Колокола храма Христа Спасителя Москва

Вес колоколов измеряется в пудах. Отливку громадных колоколов русские мастера освоили в XVII в. Колокол «Реут» весом в две тысячи пудов был отлит мастером Андреем Моховым в 1622 г. В те же времена были отлиты и знаменитые колокола Троице-Сергиевой лавры «Годунов» в 1850 пудов и «Карнаухий» в 1275 пудов. При царе Алексее Михайловиче был отлит Царь-колокол весом в 8000 пудов, который ни один из иностранных мастеров не мог поднять, пока наконец в 1668 г. не отыскался один русский самоучка и не поднял колокол на колокольню. Он звучал вплоть до 1701 года — 19 июня случился страшный пожар, и от раскаленного воздуха этот колокол треснул и замолчал.

При императрице Анне Иоанновне Царь-колокол сняли с колокольни и перелили. Русский умелец Иван Моторин отлил из него колокол весом в 12 327 пудов. Он стал самым большим в мире, но так ни разу и не прозвучал, так как из-за сильного пожара деревянные подмостки, на которых он временно стоял, загорелись, и колокол рухнул в литейную яму, при этом от него откололся кусок. Колокол пролежал в яме до 1836 года. Император Николай Павлович велел архитектору Монферрану извлечь его оттуда и поставить на каменный помост. Там и поныне стоит знаменитый Царь-колокол — самый большой колокол в мире.

Колокол имеет форму, схожую с формой полевого колокольчика, но при этом каждый экземпляр имеет свои отличия. Мастеров заботил главным образом звук колокола. С увеличением размера и веса голос колокола становится ниже и громче, и здесь выявляется прямая зависимость от формы, профиля колокола. Звонари различают в колокольном звуке три главных тона. Первый слышен сразу вслед за ударом, он должен быть густым и ровным. Второй тон — это гул, который можно слышать через некоторое время после удара, он держится в воздухе дольше и должен быть сильным. Третий тон — это неприятное звененье, звуковой дефект. Хороший колокол имеет сильный гул и совсем не имеет звененья. Звучность и певучесть колоколов достигается правильным сплавом (точной пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра), правильными пропорциями колокола (его высотой и шириной), толщиной стен колокола, правильным подвешиванием, правильным сплавом языка колокола и способом его прикрепления и многим другим.

Колокол имеет традиционные названия своих частей: венец (корона), уши, плечи (состоят из фриза и каймы), тулово, музыкальное кольцо (состоит из позёма, вала и еще одного позема). Языком называется ударная часть колокола, помещающаяся внутри его.

Если икона — это молитва в красках, храм — молитва в камне, то колокол — молитва в звуке. По словам протоиерея Александра Меня, «колокольный звон — это своего рода музыкальная проповедь, вынесенная за порог церкви. Он возвещает о вере, о жизни, пронизанной ее светом, он будит уснувшую совесть».

Колокольный церковный звон разделяется на два основных вида: благовест и собственно звон. Благовестом возвещается о начале Богослужения. Благовест в свою очередь делится на два вида: обыкновенный, или частый (он производится самым большим колоколом), и постный, или редкий (производится меньшим по величине колоколом). Большие колокола, если они имеются, по своему назначению разделяются на праздничный, воскресный, полиелейный, простодневный, или будничный, и пятый, или малый, колокол.

Собственно звоном называется звон, когда ударяют сразу во все колокола или же в несколько колоколов. Звон во все колокола разделяется на несколько видов. Трезвон — это звон во все колокола, затем маленький перерыв, и так, трижды, трезвон выражает особую радость, торжество. Двузвон — это звон во все колокола дважды в два приема; перезвон — это медленный звон поочередно в каждый колокол, начиная с самого малого и до большого, а после удара в большой колокол ударяют во все колокола вместе сразу, и так повторяют много раз. Перезвон лежит в основе двух совсем разных по характеру звонов: свадебного и погребального. В особо торжественных случаях благовест переходит в перезвон, после чего следует трезвон. Так бывает на праздник Пасхи и во всю пасхальную неделю, при архиерейском богослужении.

Русский народ, любя колокольный звон, сложил множество пословиц, поговорок и загадок о колоколах и колокольном звоне.

• Колокол в церковь людей зовет, а сам никогда не бывает.

• Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню.

• Без языка и колокол нем.

• Стоит бык на горах, о семи головах, ребра стучат, бока горят. (Загадка.)

• Славится Москва невестами, колоколами да калачами.

• Был в Кремле, видел колокол в земле, а Ивана Великого не заметил.

В народной речи колокольный звон оставил немало устойчивых выражений. «Он с колокольни свалился» — так говорили в свое время о семинаристах, молодых людях, которые обучались в духовных семинариях. «Колоколить» — быстро, звонко говорить, тараторить, разносить вести. «Пуститься во все тяжкие» — «тяжкими» назывались большие колокола, «ударять во вся тяжкая» означало ударять во все колокола, и поэтому «пуститься во все тяжкие» означает сбиться с правильного пути, заняться каким-либо неблаговидным делом.

ЛИТЕРАТУРА

Кабанова Н.И. О Царь-колоколе, валдайских колокольчиках, о биле и иерихонских трубах. — М., 1997.

Колокольный звон. — М., 2001.

Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Программа по музыке для начальной школы.

Созвучия времен. — М., 2004.