СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
Михаил БЫКОВ
Александра НИКИТИНА
Урок № 2
АКТЕРЫ И ЖАНРЫ
Класс объединяется в несколько рабочих групп
примерно по 5–7 человек в каждой. Группы
впоследствии превратятся в труппы бродячего
средневекового театра. А сейчас они получают по
конверту, в котором лежит разрезанная хронология
событий позднего Средневековья. Объявляется
соревнование: кто быстрее соберет хронологию в
нужном порядке. Выполнившая задание первой,
группа зачитывает, что у нее получилось,
остальные проверяют, правильно ли выстроены
даты.
1429 — простая крестьянская
девушка Жанна д’Арк возглавила борьбу за
снятие осады Орлеана, добилась официальной
коронации в Реймсе законного наследника
французского престола Карла VII.
1450 — в Англии было подавлено восстание
Кэда Джека.
1453 — изгнанием англичан из Франции закончилась
Столетняя война. Франция была совершенно
разорена и потеряла практически все свое
рыцарство.
1453 — турки взяли Константинополь.
Мощи святых были растерзаны, кресты,
низверженные с вершины церквей, попирались
ногами...
1455 — началась междоусобная
война за английский престол между двумя линиями
королевской династии Плантагенетов:
Ланкастерами и Йорками, получившая название война
Алой и Белой розы.
1480 — в Испании учреждена
инквизиция. Это случилось при Фердинанде
Арагонском и Изабелле Кастильской. Испанская
инквизиция, созданная Т. Торквемадой,
прославилась особой жестокостью. Здесь на
аутодафе погибло почти 32 тысячи человек, почти
триста тысяч подверглись другим наказаниям
(пожизненное заключение, каторга, конфискация
имущества, позорный столб).
1485 — закончилась война Алой и
Белой розы. 22 августа Ричард III потерпел
поражение и был убит, королем стал Генрих VII
Тюдор, объединивший в своем гербе алую и белую
розы.
Спонсор публикации статьи центр защиты автомобилей от угона "Автодог" в Санкт-Петербурге. Установка сигнализации на автомобиль, новейшие технологии сигнализаций, качественные системы охраны и мониторинга, установка дополнительного оборудования на все вида транспорта. Бессрочная гарантия на установку и оборудование, финансовые гарантии от угона, сохранение гарантии дилера, бесплатные консультации. Узнать подробную информацию, контакты и получить ответы на интересующие Вас вопросы Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: http://avtodog.ru/yslugi/alarm/.
1492 — в Испании окончилась
Реконкиста — освободительная война народов
Пиренейского полуострова, начавшаяся в VIII в.,
против арабов и берберов, впоследствии
получивших общее название мавров.
1492–1494 — Xристофор Колумб
открыл Багамские, Большие и Малые Антильские
острова.
1492 — год открытия Америки.
1497–1499 — Васко да Гама открыл с
помощью арабских кормчих морской путь из
Западной Европы вокруг Южной Африки в Индию.
1517 — прозвучали тезисы Мартина
Лютера против индульгенций, что послужило началом
Реформации — церковного и общественного
движения в Западной Европе XVI в., направленного
против злоупотреблений католических иерархов.
После чтения хронологической
таблички у групп есть 1–2 минуты, чтобы
посовещаться и вынести на доску слова и
словосочетания, которые кажутся им ключевыми для
понимания эпохи. Например, на доске могут
оказаться слова: феодальные войны, крестьянские
восстания, инквизиция, святотатство, кровь, боль,
распря, география, великие открытия, церковные
реформы, поиски Бога. А может быть, ваши ученики
выделят совсем другие ключевые понятия. Важно,
чтобы появились слова, которые характеризуют
эпоху для них.
После этого каждая группа получает
словарный текст, который рассказывает о разных
типах средневековых актеров и репродукции
гравюр с их изображением. Прочитав текст,
посмотрев иллюстрации и вспомнив события
хронологической таблички, каждая группа должна
решить, что она из себя представляет и в какой
стране проживает.
Актеры средневекового театра
Гистрион (лат. histrio, родительный
падеж histrionis). 1) актер в Древнем Риме. Г.
принадлежали большей частью к
вольноотпущенникам (только достигшие особенно
широкой известности пользовались почетом). Г.
составляли труппу, которую возглавлял актер,
вышедший из их среды. Первоначально играли без
маски, которая была введена в I веке до н.э. 2)
Бродячий актер эпохи раннего Средневековья
(IX–XIII вв.). Был одновременно рассказчиком,
музыкантом, танцором, певцом, дрессировщиком
животных и пр. Г. объединялись в особые
«братства», из которых впоследствии иногда
образовывались кружки актеров-любителей. Г.
получили наименования: во Франции — жонглеры, в
Германии — шпильманы, в Польше — франты, в России
— скоморохи. Подвергались гонениям со стороны
светских и церковных властей.
Акробат стоит на руках на острых
концах двух мечей. Англия
Жонглер (фр. jongleur, от лат. joculator
— шутник, забавник). 1) странствующий комедиант и
музыкант эпохи раннего Средневековья во Франции.
Творчество Ж. связано в своих истоках с народными
земледельческими обрядами и играми. Ж. выступали
как рассказчики, певцы, музыканты, фокусники,
исполнители импровизированных сценок, выражая
вольнолюбивый дух народа. С XI в. Ж., становившиеся
профессиональными исполнителями,
сосредоточивались в городах; в XIII в. начали
объединяться в некоторых странах в «братства»
(своеобразные цеховые организации). В течение
долгого времени Ж. были единственными носителями
светской музыкальной культуры и, в частности,
единственными профессионалами в области
инструментальной музыки. Ж. называли также
гистрионами. Ж., находившихся при труверах и
трубадурах, назывались менестрелями. 2) В цирке —
артист, умеющий подбрасывать и ловить
одновременно несколько предметов.
Французский придворный шут
в традиционном костюме дурака
Шпильман. В Германии место для игры,
острословия и брани называлось шпильхоф или шпильберг.
Это могло быть место на городской площади,
монастырский двор или сад, пространство внутри
замка. Профессия подразумевала синтетичность.
Отсюда и название актера — шпильман, тот, кто
сочиняет, поет, танцует, водит зверей и
разыгрывает сценки.
Танцоры в традиционных костюмах
дураков. Нидерланды
Ваганты (лат. vagantes < vagari —
странствовать, бродить) — средневековая (XI–XIV
вв.) западно-европейская корпорация «бродячих
людей», способных к сочинительству и к
исполнению песен или, реже, прозаических
произведений. В этом широком употреблении слова
в понятие В. войдут такие социально разнородные и
неопределенные группы, как французские жонглеры,
немецкие шпильманы, английские менестрели (от
лат. ministerialis — слуга) и т.д. Однако обычно
слово В. употребляется в более узком смысле для
обозначения бродячих поэтов, пользовавшихся в
своем творчестве исключительно или, во всяком
случае, преимущественно латинским языком —
международным сословным языком духовенства.
Трубадуры, труверы, менестрели —
представители ранней гуманистической культуры,
которая берет свое начало во Франции, в Провансе
(южнофранц. troubadour – сочинитель, бродячий
поэт). В основном это придворные поэты и
музыканты, носители рыцарского куртуазного
идеала. Они помогали неспособным рыцарям
сочинять и петь песни для прекрасной дамы.
Виды и жанры средневекового театра
Троп (букв.: вставка в
канонизированный текст или григорианский напев)
— первая форма наглядной проповеди, возникшая
около V века. Статичная иллюстрация к Священному
Писанию перед богослужением и хоровая драма.
Исполнялась священниками и хором певчих в
церкви.
Литургическая драма — вид
средневекового, преимущественно
западноевропейского, религиозного
представления. Входила в состав пасхальной или
рождественской церковной службы (литургии);
представляла собой инсценировку отдельных
эпизодов Евангелия.
Полулитургическая драма
выделяется из мессы и выходит на паперть и в
церковный сад. Разросшемуся действию становится
тесно в церкви. Активно подключаются
ветхозаветные тексты, апокрифы и жития. Сюжет
выходит за рамки высокого жанра, и тогда
появляются дьявол и черти, а вместе с ними
комедийное снижение искусства. Для исполнения
всех ролей уже не хватает священнослужителей, и к
игре начинают привлекать мирян, в том числе
гистрионов.
Миракль (от лат. miraculum — чудо) —
новый шаг в развитии религиозной драмы:
представление о чудесах, совершаемых святыми.
Миракли часто привязывались к определенному
месту и культу местного святого. Французские
миракли сохранились в большом количестве, потому
что Франция осталась страной католической, а
католическая церковь приветствовала подобные
представления, и они игрались на протяжении
многих веков.
Представление средневекового
миракля в храме. Франция
Моралите — соединение народной
театральной традиции и христианской морали.
Народные истоки жанра — аллегорическое
олицетворение борьбы Лета с Зимой. В моралите
принцип олицетворения применяется к
христианским добродетелям и грехам. На груди у
героев таблички с надписями, в руках атрибуты:
Надежда — якорь; Возмездие — меч; Правосудие —
весы; Вера — Библия; Совесть — зеркало; Обжорство
— баранья нога; Пьянство — бутыль. Актеры
поясняют происходящее. Моралите — единственный
жанр, который пережил время Реформации в Англии.
Все остальные были объявлены
идолопоклонническими.
План постановки моралите «Замок
стойкости». Корнуэльс
Праздник дураков — день
первомученика Стефана, покровителя церковников,
и день святого Лазаря (1 мая). Во время этого
праздника служат литургию в масках и женском
платье, в шутовских куртках. Пляшут в храме, поют
на хорах непристойные песни, едят на престоле
колбасы, играют в кости, а потом ездят по городу
на телегах с навозом, кидают им в проходящих и
бесчинствуют.
Фарс берет свое начало в
представлениях гистрионов и в комедийных
элементах духовных представлений. Но свое
наименование получает только после запрещения
мистерии в XVI в. Основные исполнители фарса —
участники Дурацких корпораций. В фарсе
появляются конкретные человеческие характеры,
правда, грубо, гротескно очерченные. В основу
фарсовых сюжетов кладутся бытовые истории. Здесь
высмеивают солдат-мародеров, монахов —
торговцев индульгенциями, чванливых дворян,
скаредных купцов. Фарс очень динамичен — в нем
все время прыгают, бегают, дерутся, танцуют,
смеются и ругаются.
Фарсовое представление
Соти (фр. sotie – глупость) — жанр,
в котором участвуют не бытовые персонажи, а шуты
и дураки. Причем здесь есть свои типажи: дурак —
солдат, дурак — обманщик, дурак — взяточник.
Расцвет соти — XV–XVI вв.
Интерлюдия — английский фарс.
Любимая тема английского фарса — продажность и
распутство папского духовенства, поскольку в
Англии укрепляется реформаторская церковь.
Кукольный фарс выдвигает в главные
герои Петрушку (Панча, Полишинеля) и их родичей.
Это бытовые сатирические и фривольные сценки с
непременным сражением со Смертью, Цербером или
Чертом.
Ряженые мимы будят молодую вдову.
Фарсовое представление. Франция
Мистерия — основной театральный
образ Средневековья. Мистерия — самая поздняя,
но и самая полная форма выражения средневековой
театральности. Если готический собор —
застывший образ мироздания, то мистерия — модель
мироздания в действии. Собор можно созерцать — в
мистерии можно участвовать. Ты участник, даже
если ты только зритель, потому что ты находишься
в гуще событий. Для всей культуры средневекового
театра характерен принцип симультанных
декораций (тип декорационного оформления
спектакля, при котором на сценической площадке
устанавливались одновременно — по прямой линии,
фронтально — все декорации, необходимые по ходу
действия). Это та же конструкция, что и в иконе,
которая демонстрирует отсутствие времени для
Бога — одновременность всей истории. Мистерия
вбирает в себя все жанры: литургическую драму,
бытовую драму, фарс и соти, миракль и моралите. В
ней отразилось всё многообразие и все
противоречия эпохи.
Адская пасть из швейцарской мистерии
Я. Рура
Расцвет мистерии приходится на закат
эпохи Средневековья — XV–XVI вв. Мистерия родилась
из городских процессий в честь религиозных
праздников. Она близка карнавальной культуре,
имеет общие с ней корни и единое пространство
средневекового города. Мистерия исключительна
по своему значению. Жизнь средневекового города
течет размеренно и однообразно. Мистерия — время
получения информации и обнаружения сильных
чувств, но это еще и проявление творческой воли и
фантазии. Организаторы представлений — цеха и
муниципалитеты.
Основные мистериальные циклы:
ветхозаветный, новозаветный, апостольский. За
несколько месяцев до игры трубачи «оглашали»
мистерию — звали всех желающих в город принять
участие в ее сочинении. Авторы — образованный
люд: студенты, богословы, юристы, врачи. Создается
единый сценарий, в то же время значительная часть
текста импровизационна. Античные трагедии и
комедии, жития святых, рыцарские романы — все шло
в ход.
План строений в постановке
мистерии В. Рабера «Страсти». Германия
Во время представления автор мог
стоять посреди играющих с книгой, распоряжаться
происходящим и подсказывать текст. Это никого не
смущало и никому не мешало. Распределение ролей
было мудрым: роли, которые хотели играть все,
продавались с аукциона. Все хотели играть
хороших героев, одетых в красивые костюмы,
например волхвов. А за те роли, которые никто не
хотел играть, исполнителям платили, поэтому их
исполняли площадные забавники и городские нищие.
Ремесленники готовили оформление: повозки и
помосты, декорации, реквизит и костюмы. Каждый
цех оформлял и ставил один эпизод.
Возведение Вавилонской башни.
Сцена из мистерии. Франция
За несколько дней до показа устраивали
смотр, или парад, мистерии — шествие в костюмах и
показ декораций. В дни представления мистерии
город был украшен, а ворота заперты. Мистерия
могла продолжаться от трех до сорока дней.
Группы в круге обмениваются
информацией о том, что и почему они решили
выбрать и какой театр, какие спектакли, по их
мнению, нужны в XV веке той стране, которую они
представляют. Обсуждается также, к каким группам
зрителей актерское сообщество прежде всего
собирается обратиться.
Затем каждая группа получает сборник
текстов, где приведены отрывки из средневековых
драматических произведений, написанных в разных
жанрах. Группа должна познакомиться с текстами и
решить, какой из жанров больше всего
соответствует сформулированным ею целям.
Тексты пьес
АВРААМ
Миракль, сочиненный Гордсвитой из
Гандерсгейма в X в.
Авраам. Что произошло с тобою,
дочь моя?
Мария. Большое несчастье!
Авраам. Кто обманул тебя, кто
обольщает?
Мария. Тот, кто заставил пасть
наших праотцев.
Авраам. Где ангельская жизнь,
которую ты вела на земле?
Мария. Потеряна.
Авраам. Где твой девственный стыд,
где твоя девственная чистота?
Мария. Все потеряно.
ДЕВЫ МУДРЫЕ И ДЕВЫ НЕРАЗУМНЫЕ
Литургическая драма XI в.
Мудрые девы. Нашего масла просите
вы дать вам; вы ничего не получите; идите и купите
его у продавцов, видите, там. О скорбные! О
неразумные!
Продавцы. Милые дамы, не следует
вам здесь быть и оставаться долго; просите света,
мы его вам дать не можем; ищите того, кто вам может
дать свет.
Неразумные девы. О мы, несчастные! К
чему мы приходим? Ведь нет того, что мы ищем. О
скорбные! О жалкие!
Христос. Истинно говорю, не знаю
вас; ибо нет света у вас; потому кто те, кто идут,
идут далеко при свете этого двора. Идите, жалкие!
Идите, несчастные! Отныне навеки суждены вам
страдания, и вы будете тотчас уведены в ад.
ИГРА «АДАМ И ЕВА»
Полулитургическая драма XII в.
Адам
Какое зло, открой, жена,
Тебе внушал здесь Сатана?
Ева
О нашей славе он учил.
Адам
Не верь! Он имя получил
Предателя — враг бытия.
Ева
Откуда знаешь?
Адам
Слышал я.
Ева
Что в том? Поговорил бы с ним,
Твой стал бы приговор другим.
Адам
Нет, не поверю я ему –
Он сеет только зло и тьму.
ИГРА «РОБЕН И МАРИОН»
Адам де Лааль, трубадур из Арраса. XIII
в.
Рыцарь
Пастушка милая, ответь:
Ты рыцаря любить согласна?
Марион
Трудиться стал бы он напрасно.
Что значит рыцарь — мне темно.
Робена только суждено
Любить и называть мне братом.
С восходом солнца и закатом
Сказать он мне спешит «привет»
И сыр мне носит на обед.
Рыцарь
Пастушка, полюби меня!
Вдвоем на чудного коня
Мы сядем и помчимся к роще.
Марион
Ай, ай! Уйдите — так-то проще!
Ваш конь брыклив,
Мне страшен он, —
Идти могу я возле плуга.
Рыцарь
Пастушка, будь моя подруга!
Марион
Как вас зовут?
Рыцарь
Меня? Обер.
Марион
Сир Обер, не ждите ничего,
Я люблю Робена одного.
ЧУДО О ТЕОФИЛЕ
Миракль Рютбёфа, XIII в.
Мадонна
Кто там нашел в капеллу путь?
Теофил
О, дай лишь на тебя взглянуть!
Я — бедный Теофил,
Кого сам дьявол заманил,
И обольстил, и окрутил,
Спасенья жду.
К тебе с молитвою иду:
Не дай погибнуть мне в аду,
В пучине зла.
Меня лишь крайность привела.
Меня ты некогда звала
Слугой своим.
Мадонна
Несчастный Теофил, внемли:
Ты был слугой мне на земли,
Безумен ты,
Но черной хартии листы
Верну тебе из темноты,
Иду за ней.
ИГРА О СВЯТОМ НИКОЛАЕ
Миракль Жана Боделя, XIII в.
Сенешал. Сеньоры, всем вам вместе
говорю от имени царя, чтобы вы шли нанести вред
христианскому закону.
Христиане. Гроб святой, помоги нам.
На каждого из нас приходится по сотне сарацин.
Один христианин. Я знаю, что все мы
умрем, служа Господу Богу; но я дорого продам
себя, если мой меч не сломается.
Ангел. Сеньоры, будьте спокойны, не
испытывайте ни боязни, ни страха. Я — посланный
Господа вашего, который избавит вас от страданий.
Да будут сердца ваши тверды и уповают на Бога.
НЫНЕШНИЕ БРАТЬЯ
Моралите для пяти персонажей.
Время написания неизвестно
Угрызения Совести
О дети, зла не замышляйте,
Скорее вы к отцу ступайте
Просить прощенья у него
В убийстве брата своего.
Жан
Как нам к отцу идти?
Нет, легче смерть перенести!
Куда бежать убийцы могут?
Где их простят?
Где им помогут?
О, нет! Отца я слишком
оскорбил.
Угрызения Совести
А ты про то забыл,
Что кто отчаяться спешит
И жизни сам себя лишит,
Навеки будет осужден.
Жан
Ведь я и так приговорен:
Приговорило преступленье.
Угрызения Совести
Ты хочешь вечного мученья.
ФАРС ОБ АДВОКАТЕ ПАТЛЕНЕ
XV в.
Гильемет
Обманут ловко был купец.
Однако вы — коварный льстец!
Купцу, однако, не до смеха:
Слезами кончится потеха.
И раз его должны мы ждать,
Что нужно будет предпринять?
Патлен
Надую снова пустомелю.
Вы приготовьте мне постелю,
А я улягусь, как больной,
Дрожа от лихорадки злой.
А вы побольше причитайте
И, плача, войте: «Боже мой!
О дорогой, о муж больной!
Уже десятую неделю
Не покидает он постелю!»
Гильемет
А если суд?
Патлен
О, пустяки!
Ведь судьи наши — дураки.
Вы на меня лишь положитесь
И огорченной притворитесь.
ФАРС О ЧАНЕ
Жакино
Я попался, как мальчишка,
В кабалу к своей жене.
Но скажу в предупрежденье:
Только то, что обещал,
Я исполню.
Жена
В исполненье
Приведешь ты все, нахал!
Вот белье: вот эту груду
Разложи.
Жакино
А я в ответ:
Делать этого не буду,
Наставлений в книжке нет!
Стлать белье? Ну нет, не стану.
Жена
(бросая в него белье)
Ну так вот тебе, болван!
Жакино
Новый, чистый мой, нарядный
Ты испортила кафтан.
Жена
Ты виновен в этом деле.
Надоела болтовня.
(Падает в чан.)
Я дышу уж еле-еле.
Боже мой, храни меня!
Жакино, жену спасите!
Жакино
Нет, я радостью согрет!
Жена
Дайте руку, помогите.
Жакино
Наставлений в книжке нет.
ИГРА О ПРИНЦЕ ДУРАКОВ И ДУРАЦКОЙ
МАТЕРИ
Пьер Генгор, 1512 г.
Дурацкая Мать (одетая снизу как
Дурацкая Мать, а сверху наряженная Церковью). Я
прозываюсь Матерью святой церковью, пускай все
это знают; проклинаю, предаю анафеме, но под моей
одеждой, в качестве девиза, я ношу платье
Дурацкой Матери.
Дуреха Вера. Да процветает сияние
славы вашей!
Дуреха Случай. Кто посмеет
оспаривать вашу святую скромность? Как только
меня увидят с вами, вам сразу помогут осуществить
все ваши желания.
Дурацкая Мать. Вот! Вот! Моя Дуреха
Случай, без вас я не в силах что-либо сделать.
Теперь, когда каждая группа выбрала
жанр, которым она хочет воспользоваться, ей
предстоит самостоятельно сочинить сюжетную
схему спектакля и прописать в ремарках, диалогах
и монологах одну сцену, которую труппа будет
предлагать зрителям в качестве анонса. Текст
этой сцены должен быть, разумеется, стилизован
под тот жанр, который выбран группой.
В конце урока каждая группа
зачитывает, что у нее получилось, а слушатели
превращаются в ту категорию зрителей, к которой
хотели бы адресоваться актеры: то во французских
крестьян, то в испанских рыцарей, то в английских
солдат или мореходов. Когда чтение одной работы
закончено, зрители, сверяясь с исторической
обстановкой своей страны, обдумывают, захотят ли
они смотреть анонсированный спектакль целиком
или нет, какие пожелания выскажут актерам, и
вообще, как обойдутся с ними. Может, предложат
изменить стиль или сюжет, что-то усилить, что-то
затушевать. Может быть, щедро заплатят, а может —
выдадут властям или, наоборот, спрячут от них.
Исходя из предлагаемых обстоятельств — страны,
времени, своего сословия — зрители
аргументируют свое решение.
В конце занятия в общем кругу
подводятся итоги работы. Участники игры отвечают
на следующие вопросы:
• Что нового мы узнали или что
пережили по-новому из эпохи Средневековья?
• Что нового мы узнали о средневековом
театре? |