СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
Михаил БЫКОВ
Александра НИКИТИНА
Урок № 3
СИМВОЛИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ МОРАЛИТЕ
Ученики
закрывают глаза и представляют себе роспись
храма. Открыв глаза, рассказывают двум-трем
ближайшим соседям, какие картинки первыми
предстали перед их внутренним взором. Каждая
маленькая группа выбирает наиболее яркую, с их
точки зрения, картинку для рассказа всему классу.
В общем кругу картинки стараются описывать как
можно подробнее, учитель помогает наводящими
вопросами: цвет, оттенки, источники света, линии
фигур, выражение лиц и их лепка — все хотелось бы
увидеть сквозь призму восприятия
рассказывающего как можно яснее.
Колесо Фортуны – типичный эпизод
моралите.
Миниатюра в «Книге о Трое» Дж. Лидгейта
Затем класс объединяется в 3–4 рабочие
группы (можно по рядам). Каждая рабочая группа
должна выдвинуть свое предположение о том, на
какие три яруса по вертикали делится весь мир в
представлении средневекового человека. Важно,
что на эти три яруса делится весь Божий мир, но
они имеют также соответствие в человеческом
сообществе. Итак, три яруса: верхний, средний и
нижний в мироустройстве в целом и в человеческом
социуме. Группа, у которой появилась первая
версия, делится своими соображениями с
остальными, которые опровергают или уточняют
версию. В итоге коллективного обсуждения должна
получиться следующая картинка:
Теперь группам предстоит решить
похожую, но более сложную задачу. Нужно
предположить, на какие две оппозиционные части
пространства делится мир в представлении
христиан по горизонтали. Что за фигура находится
в центре между двумя оппозиционными мирами.
Важно, что эта горизонтальная оппозиция ни в чем
не повторяет вертикальную схему. Если ни одной
мысли не приходит учащимся в голову, полезно
вспомнить, как устроена прямая времени и как она
выглядит в точке, где сходятся времена до нашей
эры и нашей эры, и что это за точка. Группа, у
которой появились первые догадки, делится с
остальными. Все группы выносят свои поправки и
соображения на общее обсуждение.
В итоге должна получиться такая
картинка:
Когда эта картинка уже получилась,
совместными усилиями нам нужно понять, кто
расположен ближе всех к Христу справа, а кто
находится от него дальше всех, то же самое и
слева. Учитель может задавать наводящие вопросы:
где будут апостолы, где святые, где грешники, где
некрещеные пророки, где цари — гонители
христианства?
И в итоге получится примерно такая
картинка:
Теперь мы знаем, что сцена
средневекового театра делится на три этажа,
средний из которых делится на две части. И все это
выглядит вот таким образом:
А теперь можно посмотреть иллюстрации,
где изображены алтарная роспись и роспись стены
у входа в церковь, а также роспись купола. Еще
стоит рассмотреть горизонтальные и вертикальные
планы церковной архитектуры. Пусть каждая группа
подумает и определит, что тут общего с
устройством средневековой сцены и что
отличается. Каждая группа рассказывает об одном
из своих наблюдений, потом говорит следующая
группа, и так несколько кругов, пока все
наблюдения не заканчиваются.
А теперь класс объединяется в две
большие равные группы. Каждая занимает половину
класса и, пока учитель считает до тридцати,
строит в своей половине для себя из парт и
стульев трехъярусную сцену с двойным средним
ярусом.
После этого каждая группа получает
одинаковый набор карточек с именами персонажей
средневекового жанра «моралите». В наборе
обязательно есть Вера, Надежда, Совесть,
Послушание, Трудолюбие, Обжорство, Пьянство,
Возмездие и Всякий человек. Это 9 персонажей,
следовательно, будут заняты 18 человек. Для
остальных раздаются карточки с ролями черта или
ангела.
Для каждой группы на столы
выкладывается одинаковый реквизит: Библия,
якорь, меч, зеркало, четки, лопата, блюдо с
яствами, бутыль. Реквизит предназначен для всех,
кроме Всякого человека, ангелов и чертей. Каждый
персонаж в течение минуты должен найти и взять в
руки свой реквизит. Потом две группы сравнят, кто
что взял, и аргументируют свой выбор. Должно
получиться следующее:
Теперь можно внимательно рассмотреть
иллюстрации, представляющие храмовые росписи и
храмовые скульптуры, после чего каждый персонаж,
включая Всякого человека, ангелов и чертей,
должен занять свое место в ярусной структуре
выстроенной сцены.
Х. Мемлинг. Страшный суд (фрагмент)
Готический портал ассоциируется с райскими
вратами,
перед которыми ангелы облачают в одежды
праведников
Когда две группы располагаются друг
напротив друга, приняв позы, приличествующие их
персонажам, они обмениваются соображениями,
почему те или иные фигуры оказались в том или
ином месте. Бесспорно, что ангелы должны
оказаться в верхнем ярусе, черти в нижнем, а
Всякий человек — в центре среднего яруса.
Бесспорно также, что добродетели (Послушание и
Трудолюбие) будут находиться по правую руку от
Всякого человека, а грехи (Обжорство и Пьянство)
— по левую. Споры возникают по поводу других
персонажей. Можно предположить, что Вера,
Надежда, Совесть принадлежат земному ярусу, но
для внятности картинки они все-таки
располагаются в верхнем ярусе, а Возмездие (в
зависимости от трактовки) — в верхнем или в
нижнем.
|
|
Неизвестный художник.
Источник Благодати. Нидерланды |
Джусто де Менабуои.
Рай. Свод баптистерия, Падуя |
Теперь, когда мы знаем, кто, где
и почему находится, нам нужно за три минуты
сочинить в рамках выстроенной сцены с нашими
персонажами и реквизитом действо без слов,
которое будет содержать очень ясную
мысль-мораль. Группы по очереди смотрят работы
друг друга и отвечают на два вопроса:
• Как мы поняли сюжет происходящего?
• Как мы поняли суть разыгранной
проповеди, то есть какова мораль нашего моралите?
Если останется время, можно провести
обсуждение итогов урока, как и в предыдущем
случае: что нового поняли про эпоху в целом и что
нового узнали о средневековом театре?
|
|
Ангел закрывает
двери рая
перед грешниками
Фрагменты западного фасада.
Собор Сен-Трофим в Арле |
Грешники в аду
Фрагменты западного фасада.
Собор Сен-Трофим в Арле |
|
План |
Модель |
Николаус и Йоханнес
Христианская справедливость.
Ватикан, Рим |
Собор Парижской Богоматери |
Страшный суд. Рельеф западного фасада
базилики в Везле
По правую руку от Христа – праведники, по левую
– грешники |