СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР
Елена КНЯЗЕВА
ПРЕДЫСТОРИЯ ТЕАТРА
В СТАРИННОЙ МИНИАТЮРЕ
Гейдельбергская
рукопись, она же Манесский кодекс (Codex Manesse) или
манускрипт «Миннезингеры», — любопытный
документ средневековой культуры. Этот старинный
песенник на немецком языке создан в Цюрихе в
1315–1340 гг., вероятно, по заказу знатного
швейцарского семейства Манессе. Он состоит из 426
пергаментных листов размером 35,5 x 25 см и хранится
в библиотеке Гейдельбергского университета.
В рукописи, написанной готическим шрифтом,
собраны песни и стихотворения 140
поэтов-миннезингеров. Подборка произведений
каждого поэта проиллюстрирована отдельной
страничной миниатюрой-портретом с изображением
жанровой сценки, родового герба или шлема.
Театр — искусство эфемерное,
ограниченное в пространстве и времени. О театре
прошлого мы можем судить по современным уличным
действам, феномену бардовского движения и
дошедшим до нас материальным источникам.
Благодаря Манесскому кодексу можно
хоть как-то представить себе, как выглядели и
выступали при богатых дворах
праактеры-миннезингеры (нем. Minnesinger, от Minne
— любовь и Singer — певец). Они воспевали любовь
к Прекрасной Даме, Богу и сюзерену, поэтизировали
военную жизнь, крестовые походы, иногда — любовь
и страдания простолюдинов. Сочинение и
исполнение песен считалось куртуазным
искусством (фр. courtois — учтивый, рыцарский) и
являлось частью программы воспитания молодых
рыцарей. Миннезанги создавалась не на латыни, как
тогда было принято, а на родном языке, и авторы
особенно заботились о красоте метафор и точности
рифм. Еще миннезингеры, даже имевшие родовые
замки, много путешествовали в поисках новых
впечатлений.
Удивительная по выразительности и
красоте миниатюра Кодекса посвящена
миннезингеру Генриху фон Майсену (1250/60–1318),
назвавшему себя Фрауенлоб (Frauwenlop) — в разных
переводах: «восхваляющий женщин», возможно —
«Дева Мария». Прекрасная женщина изображена на
гербе и шлеме, находящихся в правом верхнем углу
миниатюры. Сам Генрих Фрауенлоб, сидящий на
возвышении, готовится дирижерской палочкой
подать знак к началу концерта. Музыканты, в руках
которых виолы, флейты, колокольчики, замерли в
ожидании. Несмотря на декоративность стиля
миниатюры, художнику удалось передать состояние
звенящей паузы перед началом представления.
Связующим звеном композиции служит
фигура солиста с виолой в центре миниатюры —
зигзагообразные полосы его платья перекликаются
с нарядом Генриха, а зеленый цвет одежды — с
изображением в правом углу.
Возможно, на миниатюре изображено
выступление майнцского общества
мейстерзингеров (нем. Meistersinger — мастер пения),
основание которого приписывается Генриху
Фрауенлобу. В Майнце поэт нашел последнее
пристанище, был похоронен в городском соборе.
В XIV в. с развитием городов народные
состязания ремесленников-цеховиков в пении
приходят на смену закрытым дворцовым
представлениям. Лирический миннезанг сменяется
простоватым бюргерскии мейстерзангом,
основанным на бытовом натурализме и пародии на
куртуазную манеру. Мейстерзингеры подхватывают
театральную эстафету, предвосхищая площадные
театры грядущих революций, а в 1868 г. становятся
героями волнующей и жизнерадостной оперы
великого немецкого композитора Рихарда Вагнера
«Нюрнбергские мейстерзингеры». |