НОВОСТИ КУЛЬТУРЫ
Виктория ХАН-МАГОМЕДОВА
ПРО ЖИЗНЬ В КОКТЕБЕЛЕ
«Я не
придерживаюсь и не ищу какой-то одной манеры.
По-моему, всякий осколок, всякая соломинка может
заговорить языком искусства, если художник
сумеет извлечь из них ту красоту, которая в них
скрыта, как во всей окружающей жизни», — писала
художница Наталья Северцова (1901–1970). Она не имела
профессионального художественного образования,
заниматься живописью начала в 1950-х — творческий
период продолжился около двадцати лет. Но за это
время она сумела воспеть красоту Коктебеля и его
окрестностей в разнообразных проявлениях.
|
Лауреат Нобелевской премии 1967 (поэт
И.А. Бродский) 1969 |
Наталья Северцова была женой
выдающегося искусствоведа, философа,
переводчика Александра Габричевского. Актриса,
ученица известного театрального режиссера Юрия
Завадского, Северцова стала хозяйкой
легендарного дома в Коктебеле, где бывали
знаменитые поэты, музыканты, художники: Андрей
Белый, Максимилиан Волошин, Марина Цветаева,
Роберт Фальк, Генрих Нейгауз, Иосиф Бродский,
Святослав Рихтер… Северцова наслаждалась
атмосферой интеллектуальных споров,
артистических озарений, талантливой игры,
неповторимым колоритом коктебельской вольницы.
И в ее полотнах хорошо воссоздан этот дух
веселой, вольной жизни в Коктебеле, на ее холстах
запечатлены все знаменитые собеседники. В яркой
и увлекательной форме она живописала историю
приезжавших в Коктебель и посещавших их дом
людей. Вот портрет Иосифа Бродского (1969),
ироничного, улыбающегося, с посвящением поэта на
обороте:
Пускай же благодарностью прервется
Моим пером сплетаемая нить.
На выставке «Наталья Северцова
(1901–1970). Живопись из собрания Ольги Северцевой и
Федора Погудина-Стукалова» в Государственной
Третьяковской галерее представлено 80 работ
художницы, долгое время остававшейся в тени
своего знаменитого мужа. Живопись Северцовой, в
которой столько свободы, смелости в нарушении
академических канонов, следует понимать в
контексте ее жизни, специфического быта в
Коктебеле, окружающей природы.
|
Рыбачка в полосатой кофте. 1954 |
Полны юмора ее колоритные
портреты. В сюжетных картинах она рассказывает
истории людей на манер детского рисунка. В ее
работах ощущается упоение жизнью в самых разных
ее проявлениях, умение подмечать детали.
Северцова называла живопись своей первой
духовной необходимостью. Как все наивные
художники, она никогда не писала с натуры
сюжетные, многофигурные композиции, произвольно
населяя свои полотна выдуманными персонажами —
на основе непосредственных впечатлений или
воспоминаний, исторических хроник. Одна из самых
живописных ее серий — татарская.
Поражает способность Северцовой
использовать и расписывать различные материалы
— картон, жесть, фанеру, повседневные предметы —
подносы, двери, столики. В татарской серии,
рождающей ассоциации с иранской миниатюрой,
хорошо обыгрывается текстура фанеры.
|
Восточный стол. 1960 |
Северцова всегда очень
внимательно относилась к ритмической
организации композиции, которая порой
определяет характер и атмосферу той или иной
картины. Своеобразны и очень необычны ее
живописные приемы, хорошо продумано цветовое
решение. Неповторимы, остро выразительны
персонажи, в которых она умеет выявить самую
суть. Томные и медлительные движения персонажей
картины «Восточной стол» (1960) позволяют лучше
понять направленность ее живописных поисков.
Мирель. 1952
Северцову трудно отнести к какому-то
течению, слишком уж оригинальна ее манера письма,
слишком произвольно соединяет она различных
персонажей с фрагментами пейзажей, натюрмортов.
Специфическое обаяние ощущается в особенном
колорите ее крымских пейзажей, с их мерцающими
вневременными пространствами. Что бы она ни
писала, в ее работах пленяет особая атмосфера.
Ее искусство оптимистично, она умела
радоваться жизни. «Разве это не счастье, когда
парус надут, лодку несет по волнам?» — писала эта
нимфа Коктебеля, как называл ее поэт С.
Шервинский. |