Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2008

УРОК ИЗО

УРОК ИЗО

 

Марина ПОЛОНСКАЯ,
кандидат педагогических наук,
научный сотрудник ЦНХО
Оксана КОБЛОВА,
кандидат педагогических наук,
научный сотрудник ЦНХО

 

 

Особенности обучения школьников
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство
и художественный труд»

СТАТЬЯ ШЕСТАЯ
Часть II. Материалы к уроку

Продолжение. См. № 17, 19, 20, 21, 24/07;
№01, 02, 03/08

Коллективная работа «Сказочный город»

1-й КЛАСС

Общая тема первого года обучения — «Сказка как воплощение мечты».

Сказка — это что-то интересное и желанное. Сочиняли мы ее с ребятами прямо на занятии. Отправной идеей послужила необычная ситуация с обычным и знакомым. Город — это обычное и знакомое. Но когда в городе появляются удивительные улицы (на одной всегда светит солнце — хочется ходить в гости и веселиться, на другой всегда сияют звезды — хочется помечтать, подумать), он становится немного волшебным. Любой город — это множество разных красивых домов, в которых можно жить. Но как сделать эти дома волшебными и приблизить это волшебство к нашей жизни?

1 этап. Мы придумываем сказку

Задача педагога — прежде всего разбудить фантазию ребенка, чтобы у него возникли яркие эмоции, которые запросились бы на бумагу. Если просто рассказывать даже самую удивительную сказку, то скорее всего дети будут пассивны, они только слушают. Условия кружка или студии позволяют сделать так, чтобы каждый поучаствовал в создании сказки. Так появился волшебный мост, по которому можно попасть с одной улицы на другую, а героями стали мы сами. Чтобы осуществился замысел, каждый участник сделал фигурку, изображающую его самого, и два волшебных дома. В одном можно веселиться и принимать гостей, а в другом — размышлять и сочинять удивительные истории. Истории обычно сочиняются вечером, когда все стихнет и не нужно никуда спешить.

2 этап. Солнечная улица города

Начинать следует именно с солнечной улицы волшебного города. Солнце — это тепло и веселье. Каждый мечтает о своем красивом, уютном доме, и не важно, что пока этот дом не построен, ведь всегда эту мечту можно воплотить на плоскости бумаги или в объеме, из пластилина, картона и любого другого материала. А как бы выглядел дом, если бы его построили в сказочной стране, где много света, солнца, тепла? По его крыше скользили бы яркие лучики, а в окошках прыгали солнечные зайчики, стены искрились разными оттенками теплых цветов, на балконах, под навесами, могли бы распуститься невиданные цветы. Весь дом излучал бы тепло и радость.

Сама яркая цветная бумага (была выбрана гамма оттенков желтого, оранжевого, охристого цветов) вызывает у детей восторг и желание работать. Необходимо сказать, что одним из очень важных моментов успешной работы является подбор художественных материалов высокого качества. Чем младше дети, тем более высокого качества должны быть материалы. Мы используем большие листы импортного цветного картона, который покупаем в художественном салоне. Берем для работы по одному листу каждого оттенка. Богатую палитру оттенков цветной бумаги можно подобрать, купив различную по цвету принтерную бумагу. Второй существенный момент — это использование в общей сложности не более трех цветов, а их оттенков может быть множество.

На этом этапе каждому ребенку мы даем возможность подойти и выбрать те оттенки, которые ему больше нравятся. Кто-то выбирает яркие, насыщенные цвета, более робкий ребенок — цвета понежнее. Проговариваем с детьми, из каких основных частей состоит дом (стены, крыша, окна, подъезды, балконы и пр.), предлагаем каждому придумать и изобразить на сером картоне формата А3 свой дом солнечной страны (белый фон будет рябить в промежутках между цветными кусочками бумаги).

После того как контурное изображение получено, ребята начинают подбирать полоски цветной бумаги небольшой ширины (от 1,5 до 2,5 см) и выкладывать с их помощью веселые дома. Комбинации этих полос дают возможность соблюдать рисунок, а нарезая их на небольшие части, можно украсить наши дома. Меняя оттенки, ребята наклеивают их согласно своему рисунку, выделяя окна, двери, балконы. Какие-то части дома можно подчеркнуть, складывая бумагу гармошкой, скручивая и сгибая полоски, можно выложить цветы, украсить водосточные трубы, навесы.

Разрезанные на квадратики полоски можно приклеить на крыше, окнах, дом может получиться весь в веснушках от яркого солнышка. Необходимо следить за выполнением задания и направлять работу на создание цельного образа дома. Когда дети заканчивают ее, можно посоветовать им объединить некоторые детали широкими полосками более насыщенного цвета.

Итак, у каждого получился свой великолепный дом. Законченные дома помогаем детям вырезать и с помощью двухстороннего скотча укрепляем на стене, чтобы ребята могли рассмотреть свои работы, сравнить, выделить наиболее удачные.

3 этап. Как сложить улицу

Задача непростая. Сначала каждый хочет поместить свой дом в середину большого листа. Так появляется возможность поговорить о цвете, размере и о композиции всего листа в целом. Эта работа первая, поэтому самая трудная. Нелегко сохранить хорошее настроение и объяснить, что лист бумаги волшебным образом нас всех собрал и объединил, теперь мы все видны и должны сделать так, чтобы наша улица была красивой, чтобы каждый дом нашел свое самое лучшее место и к нему хотелось бы подойти. Ребята сами (конечно, с помощью педагога) постепенно приходят к решению общей композиции.

4 этап. Улица ночного города

Пока домики солнечной улицы отдыхают, мы отправляемся на ночную улицу, свет мерцающих звезд и луны придает ей таинственность, сказочность. Это задание более сложное, так как для того чтобы почувствовать красоту ночи, необходимо более богатое воображение, которое далеко не у всех первоклассников хорошо развито. Здесь могут помочь стихи, музыкальный и видеоряд.

Как же может выглядеть дом на ночной улице? Дети сами найдут нужные слова, а в их работах мы увидим и остроконечные сосульки, и переливающиеся разными оттенками кристаллики льда, и заснеженные крыши, и замерзшие окошки. В работе используем полосы цветного картона разной ширины, оттенки синего и фиолетового цветов. В процессе выполнения задания закрепляются навыки работы с бумагой в технике аппликации, расширяются знания в области цветоведения.

Нарисованные задумчивые, мечтательные спящие дома получились и разнообразными и интересными, неожиданно даже для самих ребят. Сказался опыт, наработанный к этому времени.

Вырезанные работы выкладываем на контрастный фон. Работа пошла успешнее. Ребята вырезают дорожки и льдинки, чтобы объединить дома, затем солнце и луну, звезды на небе. Постепенно складывается большая коллективная работа.

5 этап. Фигурки

Однако все замечают, что на наших сказочных улицах не хватает жителей. Мы опять садимся за столы, и каждый вырезает фигурку самого себя — веселого, общительного или задумчивого, грустного. Техника прежняя. Сначала рисуем на сером картоне, а затем одеваем фигурки в цветную одежду. Чтобы объединить две части работы, фигурки жителей наклеиваем на пенокартон (или другой плотный материал) в форме полусферы, таким образом возникает мостик, по которому можно перейти с одной улицы города на другую. Человечки становятся центром композиции.

Для удержания заданного эмоционального настроя мы дополнили нашу волшебную страну радугой, которая начинается в одном городе, а заканчивается в другом, она как соединительный мостик напоминает, что после холодной зимы наступает весна, а за ней и жаркое лето. Веселые птицы сопровождают нас в этом путешествии. Комочек-туловище приклеиваем на вырезанную птичку, добавляем вырезанный хвост, крылья, можно дорисовать глазки, клювик — и птичка готова.

6 этап. Оформление работы

Обрамляя работу небольшой выпуклой рамой, создаем иллюзию пространства. Подвешивая птиц на прозрачных ниточках асимметрично, создаем динамику движения.

Каждый ребенок независимо от того, сколько он посетил занятий, принял в работе самое активное участие, воплощая свои фантазии в создании сказочных домов, жителей придуманной страны, летящих по небу свободных птиц (1, 2, 3).

 

Итак, за счет использования небольшого количества цветов и большого числа оттенков нам удалось не запутаться и получить, с одной стороны, разнообразие, с другой — цветовое единство. В этой коллективной работе соединилась фантазия, сказка с конкретными учебными задачами, решая которые мы многому научились, а заодно и сдружились.

Коллективная работа «Образ культуры Древнего Египта»

4-й КЛАСС

В процессе художественно-творческой деятельности младших школьников особенно значимым является использование разных техник и материалов, помогающее развивать в детях художественное мышление (не только образами, но и материалами) и выполнять плоскостные и объемно-пространственные композиции.

Цели работы:

• создание обобщенного художественного образа Древнего Египта на основе единства мира природы и рукотворного мира человека;

• знакомство с видами рельефа, новыми художественными материалами и техниками;

• создание ситуации, дающей возможность учащимся побыть в роли художника и архитектора Древнего мира.

Материалы: пенокартон, нож-резак ученический, гуашь, кисти, фломастеры, маркеры, гелевые ручки.

1 этап. Сбор материала

Работа началась с погружения в тему. Необходимо было познакомить детей с землей Древнего Египта, ее растениями, животными, птицами, тем миром, среди которого жили люди. Увидев природную красоту, мы поспешили к рукотворному миру древних египтян, попытались через архитектуру, росписи, рельефы определить, что для людей было особенно значимо и каким был их идеал красоты. В этом нам помогли книги, энциклопедии и кинофильмы. Просмотр видеофильма «Египет фараонов в Каирском музее и в Верхнем Египте» помог перенестись на берега Нила, ощутить жаркий зной пустынного пространства, соприкоснуться с древними постройками, увидеть необычный растительный и животный мир, побывать в мастерских современных мастеров, сохранивших традиции своих предков. А многочисленные экспонаты Каирского музея помогли ребятам понять символику шедевров Древнего Египта.

Обсуждая характерные особенности архитектуры, скульптуры, живописи и декоративно-прикладного искусства, ребята делали зарисовки, накапливали материал в своих альбомах. В них появились зарисовки птиц и растений, людей и богов, древних построек, мебели, ювелирных украшений, всего, что волновало, не оставляло равнодушным. Рисунки выполнялись разнообразными графическими материалами (роллерами, фломастерами, карандашами), позволяющими быстро и творчески отразить свое впечатление от полученного материала (4).

Для ребят было интересно познакомиться с художественными занятиями людей. Иероглифы и рельефные изображения рассказывали об устройстве жизни в Древнем Египте, значимости фигуры фараона и его власти, о древних божествах. Знакомство с орнаментом и узором в декоре предметов и элементов одежды помогло ответить на вопросы:

• Кто они — художники древнего Египта?

• Как им удалось придумать изобразительный канон?

Таким образом, мы определили, что деятельность архитекторов в Древнем Египте — прежде всего средство постижения законов природы, ее гармонии и красоты.

2 этап. Полуобъемный рельеф

В стиле рельефных композиций древних египтян ребята создавали свои пространственные композиции, используя такой новый для них материал, как пенокартон (пенопласт, покрытый с двух сторон плотной белой бумагой от 3 до 10 мм толщиной).

Каждый выполнил полуобъемный рельеф, напоминающий росписи древних гробниц фараонов, но свою часть работы делал в соответствии со способностями и интересами: кто изображал фигурки людей, кто цветы лотоса, а кто архитектурные элементы. Все это ребята делали на пенокартоне разной толщины. Сначала детали рисунка наносились карандашом, затем вырезались макетным ножом по контуру и покрывались гуашью.

3 этап. Украшение

Сначала необходимо было придать всем формам основной тон гуашью. После нанесения на поверхность пенокартона гуаши, можно было приступать к декору маркерами (золотым и серебряным). Работы получились красочными и нарядными. Чтобы добиться рельефности, к фигуркам с обратной стороны приклеиваются квадратики пенокартона, различные по толщине, — так, чтобы какие-то части композиции сильно выступали, а какие-то уходили на задний план.

4 этап. Коллективная работа

До этого момента каждый работал индивидуально. Теперь, когда пришло время создать единый образ Древнего Египта, объединить все то, что все все мы делали с такой любовью, представляя себя древними художниками, архитекторами, декораторами, работа стала коллективной. Ограничений в размерах и тематике не было, поэтому последний этап сборки работы оказался непростым. К решению задачи удалось прийти после того, как определили, что основой композиции может послужить прообраз пирамиды Джоссера. Фоном стали вырезанные уступами из пенокартона три поверхности пирамиды, где разместились наклеенные композиции из работ ребят.

Эта коллективная работа может быть представлена в виде стоящей на столе пирамиды, которую рассматривают с разных точек зрения. А если нет такой возможности, то три стороны пирамиды можно повесить на стене в виде треугольника, сохраняющего образ пирамиды. Работа будет восприниматься как панно, отображающее представления учащихся о древней стране.

Учитывая, что панно имеет высоту и ширину около 2,5 метров, оно может стать украшением класса, школы, а может быть частью декорации к какому-нибудь спектаклю, рассказывающему о жизни и культуре Древнего мира (5–7).

Коллективная работа «Образ культуры Средневековья»

5-й КЛАСС

О средневековой культуре можно рассказывать детям очень много. Это интереснейший период в истории человечества. Как и каким путем учитель создаст у детей представление об этом времени, зависит от различных обстоятельств: возраста учащихся, количества времени, условий работы, наличия художественных материалов и пр.

Учитывая, что наши воспитанники — ученики пятого класса школы и тема учебного года у них «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека», мы предложили им побывать в роли средневековых мастеров книги, которые очень любили украшать затейливым орнаментом большие заглавные буквы — инициалы (от лат. initiо — начинаю).

Конечно, в истории орнамента и книжного декора того времени есть свои периоды развития, условные стили (кельтский, романский, готический), о которых можно рассказывать долго и подробно, а можно, обобщая материал, дать основные представления и сделать акцент на безграничной фантазии, находчивости, красоте исполнения орнаментальных букв (Фр. Скорина. Виленские инициалы 8–9; инициалы Четвероевангелия. Москва 10).

Показывая детям различные образцы средневекового орнамента, можно рассказать об истории заглавной буквы, отмечая, что родиной украшенного инициала считается Ирландия, центр ирландско-англосаксонской письменности, а лучшими мастерами — ирландские монахи, потомки кельтов. В древних книгах того времени мы видим орнамент, выполненный в виде бесконечно разнообразных мотивов плетений, среди которых появляются стилизованные фигуры птиц, рыб или зверей. Нередко украшенный таким образом инициал заполнял в средневековой рукописи полстраницы, а иногда и целую страницу.

Детям необходимо показать различные образцы самобытных и необычайно красивых средневековых инициалов, достаточно разнообразных по своей тематике, стилю и манере исполнения, чтобы каждый выбрал для себя, как он будет изображать собственный инициал: будут ли это различные виды растительного орнамента, зооморфные изображения или линейные геометрические композиции. Следует акцентировать внимание на динамике орнамента, который отражает многообразие и непредсказуемость самой природы, его необычный строй, в большинстве случаев — безупречно симметричный.

Начиная с 1200-х годов изготовление рукописей переместилось из монастырских скрипториев в городские книжные мастерские, это привело к некоторым вольностям в убранстве священных текстов. На широких полях пергаментных страниц появились изломы, завитки, стебли. На них поселились крохотные монахи, черти, короли, дамы, обезьяны, карлики и прочие персонажи, рожденные богатой фантазией средневековых мастеров.

После внимательного изучения рисунков и рассказа учителя ребятам предлагается выполнить вариант инициала, выбрав букву на свое усмотрение. Возможно, это будет первая буква их имени или фамилии. Подобно ирландским мастерам, которые впервые употребили для орнамента тонкое перо, дети выполняют работу черными роллерами или маркерами разной толщины (более удобно для детей, чем тонкое перо) на листе формата А4. Тонкими линиями, в карандаше, намечается как основной контур буквы, так и композиция орнамента. В дальнейшем инициал доделывается линейно графическими материалами (11–12).

Ввиду того что работа требует усидчивости, концентрации внимания, напряжения мышц руки, желательно каждые 20 минут делать перерыв или чередовать ее с каким-либо другим видом деятельности.

После окончания индивидуальной работы ребятам предлагается подумать: какая связь между книгой и храмом?

Поскольку книга служила вместилищем божественного слова, она являлась своего рода храмом — переписывалась и украшалась столь же добросовестно, как строился и украшался храм. При этом поклонение тексту Писания переносилось и на само «здание» книги: рукопись (пергамент и буквы, начертанные на нем) тоже становилась предметом поклонения, почиталась как святыня и как материализация таинственных сил.

При обсуждении этого вопроса ребятам предлагается выложить романский или готический собор из нарисованных и вырезанных инициалов. Композиция продумывается при коллективном обсуждении, учитывается мнение каждого. Работы выкладываем на полу, подбирая необходимый фон, вырезая элементы архитектуры, необходимые для создания образа собора (13).

Здесь уместен рассказ учителя об особенностях архитектуры Средневековья, он поможет ребятам ориентироваться при создании общей работы (14). Как и любое коллективное произведение, панно с изображением средневекового собора с необычным декором может стать украшением интерьера класса, школы, студии.

 

* * *

В изобразительной деятельности особое внимание мы придаем созданию художественного образа, а технику и стиль рассматриваем как средства для его создания.

«Изображение, украшение, постройка» — три основные формы художественной деятельности человека. Опыт урочной и студийной работы показывает, что, постоянно опираясь на них, используя их в качестве фундамента, мы можем быть уверены в том, что главные задачи преемственности, системности и целостности как общего, так и дополнительного художественного образования могут быть успешно решены («Артисты на площади города», учащиеся 3-х классов (15); «Культура древней Индии», учащиеся 5-х классов (16); «Архитектура и костюм Возрождения», учащиеся 6-х классов (17)).

 

Но как бы ни были подготовлены ученики, какого бы возраста они ни были, обращение к трем формам является лишь средством раскрытия содержания темы, лишь возможностью для ее реализации в материале. Выделяя особенности каждого вида художественной деятельности, мы делаем акцент на том, что в каждом из них одновременно присутствуют все три, но только один является ведущим.

Результаты, достигнутые педагогами, могут быть различными, но тот факт, что при этом повышается качество художественно-творческой деятельности, делает эти формы эффективными и действенными в процессе обучения и позволяет учителю при желании выйти на уровень исследования, эксперимента и разработки инновационных технологий.

Коллективные, групповые, проектные формы обучения являются:

• одной из активно действующих технологий обучения изобразительному искусству;

• фактором оптимизации образовательного процесса;

• способом достижения эффективности и качества процесса обучения.

Коллективные работы, выполнены
учащимися ГОУ прогимназия № 1819 г. Москва

 

Продолжение следует