Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2008

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

НЕТРАДИЦИОННЫЙ УРОК

 

Татьяна СЕЛИВАНОВА,
Институт художественного образования РАО,
преподаватель Мастерской
художественного проектирования

 

РОБОТЫ. ОПТИМИСТИЧЕСКИЙ
ДИЗЕЛЬПАНК

Образовательный и художественный проект

 

Искусство является тотальным, ибо оно может быть «сделано»
одновременно из камня, масла, дерева и железа, воздуха и энергии,
из акварели и полотна и из ситуаций — из воображения и упорства,
из монотонности, шутовства, яркости, проницательности,
клея и проволоки, из противоположностей и при помощи фотоаппарата.
Жан Тенгли, французский скульптор

 

Все началось с того, что в нашей мастерской возникла и стала расти куча механического хлама. Как только мы попросили принести ненужные сломанные предметы, которые обычно валяются в каждом доме, так дети и родители, будто давно искали такого случая, стали сдавать нам все, что так долго ждало своего часа на антресолях, в дальних ящиках шкафов, в гаражах. Появился даже некий азарт: у нас поселилась целая коллекция туловищ, ног и голов Барби, серия СD-плееров, горка магнитофонов, несколько телефонов, огромное количество компьютерных плат и жестких дисков, кто-то принес пылесос, кто-то — печатную машинку, а однажды нам доставили детали самолета. Мне казалось, что нам уже никогда не избавиться от мусора, мы просто не сможем его утилизировать, такое количество лома никогда не превратится в художественные объекты. Но я ошибалась.

Закипела работа, начался наш проект «Роботы. Оптимистический дизельпанк» — то, ради чего все и затевалось.

Статья опубликована при поддержке Учебного центра НП Международная ассоциация экологической безопасности (НП МАЭБ). Диплом учебного центра, выданный по окончании обучения, – гарантия того, что подготовленные здесь специалисты или персонал, прошедший курсы повышения квалификации, будут обладать необходимыми знаниями и навыками, чтобы обеспечить безопасный труд на предприятии, в том числе и в такой сфере как техническая эксплуатация тепловых энергоустановок. Помимо первичного обучения рабочим профессиям специалисты Учебного центра могут осуществлять периодическую проверку знаний рабочих по ряду профессий и при необходимости проводить их повторное обучение. Занятия могут проводиться как в учебных аудиториях центра, так и, по желанию клиента, прямо на территории предприятия или организации. С подробной информацией о программах, реализуемых центром, и их стоимости можно ознакомиться на сайте maeb.ru.

Полезное развлечение

Шестидесятые… Мир нашего детства был заполнен фантастическими проектами, надеждами на какую-то близкую новую жизнь, в которой люди смогут жить под пальмами даже за Полярным кругом, так как город будущего будет накрыт большим и прозрачным куполом. Там построят двигающиеся дома, там появятся электромобили, умеющие летать, там все будет механизировано, и умные роботы поведут наши космические корабли к неизведанным планетам за пределы Солнечной системы.

Мы смотрели мультфильм про Рэма и Рама, читали «Сказки роботов» С. Лема, «Я — робот» А.Азимова, у многих из нас были игрушки-роботы, например железный черно-белый пингвин, который работал от батарейки, скрежеща, перебирал ногами и мигал красными лампочками глаз. Мы выросли, и оказалось, что это утопическое время оставило после себя не только мечты, детские фотографии и старые игрушки, но и яркую эстетику, которую принято называть «стиль шестидесятых».

Более того, оказалось, что шестидесятые интересны нам именно сегодня, когда технологии заполняют мировое пространство и их значение становится определяющим в развитии человека. Эти технологии погружают человека в виртуальный мир, все больше отрывая от реального, лишая его тактильных ощущений, минимизируя опыт материального творения, заменяя его на взаимоотношения с экраном монитора или телевизора. Нам показалось интересным познакомить детей с эпохой нашего детства, вместе с ними выявить характерные черты этого времени, рассказать историю роботов как культурного феномена.

Николай Селиванов, руководитель нашей мастерской и автор проекта «Роботы. Оптимистический дизельпанк», так описывает свою идею: «Это наш образовательный и художественный проект, в котором обращение к прошлым и настоящим утопиям носит ироничный и игровой характер. «Роботы» основываются на «технопозитивизме» 60-х годов ХХ века, времени «научно-технического прогресса», связанного с достижениями космонавтики и появлением ЭВМ. Для нас это повод развлечься, но с пользой. Во время игр мы решаем совершенно серьезные задачи, связанные с конструированием, развитием методов проектирования, созданием синтетических образов и инструктивных текстов. Тема роботов огромна. Для нашей технической цивилизации это один из главных сюжетов. И его невозможно охватить быстрым взглядом. Кибернетика и искусственный интеллект, современные представления о мире и отношение к этому миру — все это связано с искусственными устройствами, которые мы придумываем и которые меняют нашу жизнь. Поэтому главная мысль нашей игры в дизельпанк: лучше мы сами будем делать роботов (как умеем), чем роботов будут делать из нас. В этом и заключается оптимизм нашего проекта».

Из-под толщи стереотипов

Итак, наш проект состоял из нескольких частей:

1. Создание проекта робота и инструкции к нему;

2. Создание художественных объектов — скульптур роботов; или, как вариант, «книжек-роботов» в жанре книги художника;

3. Создание виртуального конструктора роботов.

Сначала, как я уже говорила, мы познакомили детей с историей роботов. Кроме того, мы обратили их внимание на такой культурный феномен, как роботы-игрушки 1950–1960-х гг. — времени электронного бума в Японии. Эти металлические монстры интересны в первую очередь не своими техническими возможностями (они минимальны — роботы устроены по принципу заводной куклы), а своим художественным решением. Это наивные образы героев подводно-космического будущего, в которое все так стремятся попасть. Для детей основной задачей было создание своего робота-героя, делающего жизнь лучше, красивее и удобнее.

Безусловно, на первых порах было сложно вынырнуть из-под толщи стереотипов, мультяшно-киношных образцов, найти свое решение, но при этом остаться в рамках предложенного нами жанра — дизельпанка. Ключевым моментом для многих стал поиск имени робота, ведь как раз имя и некий лозунг должны рекламировать, представлять робота потенциальному потребителю. Трудно было только начать, дальше нас накрыла целая лавина идей.

Разработав образ своего робота, дав ему имя и рекламный слоган, дети приступили к созданию брошюры — инструкции для пользователя. Нами был предложен ряд разделов брошюры: описание робота, его предназначение, возможности, правила использования и меры безопасности. Плюс к тому в брошюру должны были входить чертежи и рисунки, помогающие разобраться со сложным устройством.

Мы ставили перед ребятами задачу не только придумать интересный образ, но и наделить его определенными функциями, которые, естественно, влияют на его дизайн, внешний облик. Не стоило забывать и о том, что все задание изначально носило ироничный, игровой характер.

Сначала ребята сделали вручную макет брошюры, нарисовали обложку, а потом с помощью программ Adobe Photoshop и Illustrator подготовили брошюру к печати. Программа Adobe Photoshop не была для наших учеников новой, они часто работают в ней, обрабатывая свои рисунки и фотографии, а вот с Adobe Illustrator они столкнулись в первый раз. Возможности программы позволили свободно макетировать и верстать, соединяя изображение и текст в зависимости от замысла.

На тропе творчества

Мы еще раз получили подтверждение своим многолетним наблюдениям, что дети, вышедшие на тропу творчества, способны на удивительные открытия, находки, парадоксальные, неожиданные решения.

Безусловно, поразили наше воображение «Робот ЖРЯ» (Живого Русского Языка), который обладает филологическими знаниями, «Робот Подаркин», дарящий полезные подарки в любой день, «Робот Му-Му», делающий планету чистой, «Робот КеноБарби», объединивший в себе лучшие черты культовых игрушек, «Робот Балероба» — механическая балерина в 100 «волочковых» сил.

В этой части проекта принимали участие в основном учащиеся от 12 до 16 лет. При этом роботы младших и старших можно было опознать, не глядя на этикетку. И причина тут не в уровне мастерства — компьютерные технологии нивелируют эти различия, — а в типе мышления, языке описаний, наконец, просто самом образе робота. Измученный подготовкой в архитектурный институт автор придумал робота-чертежника, барышня 15 лет создала робота-официанта «Эй-я», а «Робот-Воспитатель» явился плодом воображения старшеклассницы, которой явно не повезло с учителями в школе.

Другая часть проекта — создание фигур роботов как художественных объектов (изначально нами не ставилась задача собрать функциональное устройство). Именно для этого в центре мастерской была организована гора из технического лома. Этот объект служил все время работы над брошюрой «картиной для любования», интригующей перспективой, средой для вдохновения и идей.

Для младших школьников (7–10 лет) мы предложили работу в жанре книги художника — книги-раскладушки. Каждый робот-книжка несет свою историю прямо на себе, а вместе с текстом и картинками на нем присутствуют еще и readymade (элементы технических устройств, детали игрушек и пр.). Эта часть проекта оказалась более сложной, так как перед ребятами сначала встала проблема отбора нужных для их замысла элементов, а затем — соединения этих частей. Такая задача требует не только конструктивного, но в первую очередь художественного решения.

Вот тут и обнаружилось, что хоть поле для выбора деталей и обширное, но это не помогает работе, а может быть, иногда даже и мешает. Как найти нужное только тебе сочетание, как выразить своей композицией образ придуманного тобой робота? Здесь важны и сама история детали, и ее форма, и фактура, и цвет.

Авторы большинства роботов-объектов соединяли в своей композиции разнообразные детали, используя клеевой пистолет, но, кроме того, для экспозиционного показа каждая конструкция была установлена на крепежную основу.

Постепенно незаметно для нас гора мусора истощилась. Некоторые объекты, например внутреннее устройство печатной машинки, были настолько интересны, что использовались авторами с минимальными добавлениями, а из деталей самолета дети сделали отдельного робота. Новую жизнь получил механический динозавр — его голова увенчала туловище-будильник с руками и ногами от старой куклы, а конструктивной основой объекта стала знакомая всем подставка для учебников.

Любопытно, что многие взрослые также были заинтересованы нашим проектом, чувствовалось, что и у них есть немало идей для создания собственных роботов. Так родился прозрачный робот, автором которого стал творческий семейный коллектив.

В завершение проекта вместо горы отходов цивилизации в центре мастерской появился стол с отрядом потрясающе красивых скульптур. Эти потрепанные, неэстетичные, совершенно ненужные обломки силой творческой мысли, художественного воображения, конструктивной логики, вдохновения превратились в объекты искусства. И возраст их авторов не имеет никакого значения!

«Загрузите выставку»

«Где же тут эстетика? Где детская непосредственность, где, наконец, голубое небо?» Это восклицание я услышала от уважаемого мной ученого, специалиста по истории детского творчества. Позволю себе возразить: мир меняется, в соответствии с этим миром меняется и ребенок. В первую очередь меняются его потребности. Мне бы не хотелось противопоставлять голубое небо роботам, но не стоит прятаться за актуальными для прошлого века методиками творческого развития личности, ведь и методики, бывает, требуют обновления вслед за изменениями в жизни.

В картине мира современного ребенка голубое небо занимает далеко не первое место. Он живет среди многоэтажных домов, электронных устройств, машин и механизмов, японских мультфильмов, но при этом не перестает быть ребенком, и ему необходимо построить свой собственный мир, свою систему ценностей. В этом смысле взгляд на детское творчество через стереотипы прошедшей эпохи, поиск позитивного мировосприятия, выраженного в штампах урока ИЗО 1970-х, кажется весьма сомнительным, а главное — не соответствующим действительности.

Часть проекта по созданию роботов-скульптур мы для себя ассоциировали с двумя именами в искусстве ХХ века. Для меня это в первую очередь Жан Тенгли, который создавал свои двигающиеся, сложные, философски насыщенные инсталляции, используя «отходы цивилизации», как он их называл, «реанимируя их» для целей остроумной художественной игры. Другой художник — Нам Джун Пайк — родоначальник видеоарта, для которого аудио- и видеотехника были излюбленным материалом творчества, собиравший из этих «ящиков» художественные конструкции. Именно его памяти посвящен робот по имени Нам, созданный Николаем Селивановым специально для этого проекта.

Последняя часть проекта не была нами заранее запланирована. Идея виртуального конструктора роботов принадлежит нашим выросшим и уже бывшим ученикам, а теперь коллегам. Это их увлеченность 1960-ми, их желание и интерес послужили основой для создания такой компьютерной программы. Конструктор позволяет собрать каждому своего робота, используя самый разнообразный технический и бытовой мусор, сопроводить авторским комментарием и дать этому роботу имя. В предложенных коллекциях деталей для сборки можно найти и кастрюлю, и цифровую плату, и компьютерный разъем, и старую телевизионную лампу, и даже этикетку от холодильника «ЗИЛ».

Дизайн интерфейса программы решен в стилистике старого радиотелевизионного устройства с эбонитовыми ручками, с панелью для поиска радиочастот. Созданного робота можно распечатать в виде плаката или обложки брошюры, а можно сразу же отправить в Интернет, где он окажется на виртуальной выставке роботов. На интернет-орбите этого проекта (http://art-edu-studio.ru/robots/) уже существует целый отряд виртуальных роботов.

Впервые мы показали проект «Роботы. Оптимистический дизельпанк» на выставке NonFiction в декабре 2007 года. Наша экспозиция вызвала живой интерес со стороны взрослых, но, пожалуй, никто не радовался этой встрече так, как дети. У меня есть стратегически важные разведданные, что многие из них, придя домой и вытребовав у взрослых ненужный хлам, попробовали собрать своего робота.

Мы приглашаем всех, кому интересен этот проект и кто хочет познакомиться с другими нашими образовательными художественными проектами, на выставку Мастерской художественного проектирования «Карта себя», которая будет открыта с 30 апреля по 19 мая в выставочном зале «Галерея на Солянке».

ИСТОРИЯ РОБОТОВ В ФАНТАСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Термин «робот» был придуман чешским писателем К. Чапеком в 1920 г., но история искусственных существ имеет более древние корни. В первую очередь мифологические: Голем в мифологии древней Иудеи — глиняное человекоподобное существо для исполнения разных «черных» работ; железные собаки, созданные Гефестом для охраны дворца царя Алкиноя, описанные в «Одиссее»; движущиеся статуи-автоматы («автоматы» в переводе с греческого — «самодвижущиеся»). Позже, в эпоху Возрождения, увлечение механическими устройствами проявилось в создании игрушек-автоматов — музицирующих кукол, марширующих солдат. В XVIII–XIX вв. такие забавы уже перестали быть редкостью: появились музыкальные шкатулки, двигающиеся статуи (крякающие утки в фонтане Петергофа), искусственные поющие соловьи. Немалый вклад в развитие этого мастерства привнесли швейцарские часовщики, чьи секреты стали основой для создания подобных игрушек.

В литературе XIX в. возникает новый термин — андроид, автомат, напоминающий человека по внешности и поведению. На рубеже XIX–XX вв. творчество Ж.Верна, Г.Уэллса формирует жанр научной фантастики.

XX век — время расцвета в истории роботов. Сама реальная жизнь начала века во многом приобрела фантастические черты: исследования и предвидения К.Циолковского, проекты построения нового мира, осуществляемые в России после октября 1917 г., научные открытия А. Эйнштейна, Н. Бора, Н. Лобачевского, новый язык искусства К. Малевича, В. Кандинского, П. Филонова, утопические произведения В. Хлебникова, фантастические романы А. Толстого, футуристические фильмы «Метрополис» Ф. Ланга и «Аэлита» Я. Протазанова (по роману А. Толстого).

Середина ХХ в. отмечена всплеском интереса к фантастике, миру роботов и совершенных устройств, которые смогут привести человека в рай утопической коммунистической мечты. Советская фантастика в жанре самой настоящей утопии проиллюстрировала образ будущего человечества, где рядом с ученым весело шагает его друг и верный помощник — робот. Им не страшны проблемы, они умеют их решать.

Вот как началась история Рэма и Рама из одноименного мультфильма: «Принесите Слова и Особо Нужные Мысли», — сказал Главный Инженер. Два инженера принесли ящик Слов и Мыслей и вложили их в Память механических людей».

Лидером этого направления в литературе является Григорий Адамов, а два его романа «Тайна двух океанов» (1939) и «Изгнание владыки» (1942) — яркий образец жанра советской научной фантастики.

Одновременно с утопическим жанром в ХХ в. возродилась и антиутопия, показывающая опасности и проблемы, которые порождает путь в совершенный механизированный мир. Ставшая очевидной абсурдность техногенного счастья и открытая критика идустриализации как самоцели в развитии общества сформировали после окончания Второй мировой войны активное идеологическое сопротивление наступающему миру машин. В 1980–1990-е гг. на фоне развития высоких технологий в сочетании с процессом расслоения общества эти настроения оформились в новый жанр научной фантастики — киберпанк.

Герой произведения киберпанка обычно борец-одиночка, хакер или искусственный интеллект, борющийся с могущественными мегакорпорациями (персонажи книг У.Гибсона и др.). Особенно яркие образы механического сверхчеловека создал в ХХ веке кинематограф (фильмы «Матрица», «Газонокосильщик» и многие другие). Киборги (андроиды с включенными в механизм органическими элементами для увеличения сходства с человеком), трансформеры, легко изменяющие свое тело, — это киногерои С. Сталлоне, А. Шварценеггера, Б. Уиллиса. Киберпанковские миры получили свое воплощение не только в литературе и кинематографе, тенденции этого стиля проявились также в музыке, изобразительном искусстве, дизайне, моде, сформировав таким образом киберкультуру.

От киберпанка отделилось художественное направление, базирующееся на ретростилистике и находящее в прошлом сюжеты, характеризующие черты нынешнего времени. Увлечение технологическим миром 1920–1930-х гг., с его небоскребами, фабриками и заводами, метро, зарождением вычислительной техники, дирижаблями, аэропланами и подводными лодками послужило основой жанра дизельпанк. Не надо путать со стимпанком (паропанком), где источником вдохновения становятся времена паровых машин. К числу ярых поклонников паровых машин и механических роботов относится знаменитый аниматор Х. Миядзаки, снявший «Небесный замок Лапута», «Ходячий замок» и др.