Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Искусство»Содержание №7/2008

РАССКАЗ О ХУДОЖНИКЕ

АРТ–ГАЛЕРЕЯ

 

Елена МЕДКОВА,
научный сотрудгник ИХО РАО

 

ВЛАСТЬ РУКИ И РУКА ВЛАСТИ

ЛОШАДИ (фрагмент)

ЛОШАДИ (фрагмент)
Верхний палеолит (40–10 тыс. до н. э.). Пещера Пеш-Мерль, По, Франция

 

Первые знаки, которыми символически обозначил себя человек в природе, были подражательными, они имитировали метки, которые оставляли звери.
В силу ряда причин главным объектом подражания для человека стал огромный пещерный медведь, который при заточке своего главного «оружия» — когтей, — в течение сотен лет оставлял на стенах пещер, в которых жил, целые поля так называемых гриффад.

Символическая рана

А.Д. Столяр верно заметил, что «для сознания охотничьего коллектива уже в конце нижнего палеолита такие суммированные следы были важным, остро эмоциональным сигналом, вызывающим ответные, окрашенные первобытной фантазией действия. В результате полотна гриффад (пещера Гаргас, Франция) (1) постепенно становились объектами обрядового внимания, вероятнее всего при коллективных посвятительных инициациях». Гриффады зверя воспринимались скорее всего не как отпечатки его лап, а как знак активности зверя, как символическая рана, которую он наносил.

Именно так, как знак активности и власти, можно расшифровать наложение уже человеческих гриффад, получивших прозаическое название «макароны» (гипотеза А. Брейля) («Макаронный» фриз на потолке пещеры Альтамира. Прорисовка) (2), как на следы медведя, так и на самые древние изображения животных на стенах Альтамиры (3).

В качестве отголоска символического осмысления активности наиболее агрессивного органа зверя, его лапы, можно обсудить с учащимися основную идею сакральной неприкосновенности лап в русской народной сказке «Скрип, скрип, липовая нога».

Практика «макарон» впоследствии получила самостоятельное магическое и эстетическое осмысление в зачаточных орнаментальных композициях палеолитического искусства. Повтор следующих друг за другом на одном расстоянии линий обладал завораживающей магией ритма, сопряженной с глубинными смыслами символики активности, власти и магической связи. В дальнейшем именно этот мотив оказался одним из ведущих принципов построения орнамента как предельно абстрактного выражения представлений человека эпохи неолита о картине мира.

Цепочка, ведущая в космос

В шнуровой керамике (культура боевых топоров) неолита Центральной и Северной Европы главным украшением которой были многочисленные ряды отпечатков шнура, семантика линии обогащается смыслами власти человеческой руки (связующей материю сосуда, заключенное в нем пространство, время его творения в замкнутом цикле вращения, разные уровни вселенной — внутренний и внешний, верх и низ), власти формообразования, в конечном счете, власти всеобщей связи и космического порядка. Таким образом, получается одна из первых смысловых цепочек, тянущихся из палеолита в современную культуру:

Знак активности зверя (гриффады) — знак активности человека («макароны») — абстрактный знак активности и власти — знак власти над пространством и формой — знак тотальной связи — знак космического порядка.

В качестве интерактивного задания на кросскультурные связи можно проанализировать с точки зрения полей гриффад полотна Д. Поллока (4), который рассматривал свою технику разбрызгивания красок как инструмент проявления подсознательных импульсов, а свою роль как художника выразил во фразе «Я и есть сама природа».

Далее можно проанализировать роль горизонтальных линий на керамике разных эпох и обсудить варианты символических связей. При помощи словарей символов и литературы по этнографии, мифологии и культурологии (см. библиографию) можно очертить круг символических смыслов, связанных с линией/веревкой/нитью (Трипольская керамика) (5).

Отпечаток на стене

Понятие знаковой активности со следов зверя было перенесено человеком на знак собственной «руки». Стены пещер сохранили огромное количество позитивных и негативных отпечатков рук палеантропа (Наскальная живопись. Культура Тольденсе. Патагония) (6). По мнению А. Столяра, первоначально отпечатки были связаны с обрядами инициаций, носили чисто натуралистический характер и не были изобразительным символом. Подтверждением этой идеи является то, что подобные обряды принесения в пещеру предков отпечатка руки по достижении совершеннолетия сохранились до сих пор у аборигенов Австралии. Антропологические исследования древних силуэтов рук свидетельствуют об их принадлежности подросткам 13–14 лет. Сама массовость и хаотичность отпечатков тоже, возможно, связана с ритуалом.

Однако постепенно складывается своеобразная иконографическая триада, в которую входит «рука», примитивный силуэт животного и «диски» (Фриз негативных отпечатков рук, контуров бизонов и дисков, выполненных красной краской. Пещера Кастильо, Испания. Прорисовка) (7), или красные пятна, как обобщенный знак раны. В лоне этой семантической связи в достаточно позднее время складывается символ «руки вообще» как знака коллективной активности человека и его власти над зверем. Особенно показательной в этом отношении является фреска из пещеры Пеш-Мерль, на которой почти геральдическая композиция силуэтов двух лошадей, покрытых красными пятнами, как бы огорожена со всех сторон пятью знаками «руки».

Позднейшие наложения знаков «руки» на поля гриффад, композиции из сверхъестественных по форме и размерам «рук» и «лап» (фриз в пещере Сантиан) прочерчивают дальнейшую траекторию в «жизненно неразрывной борьбе «руки» и «лапы» и ее закономерный исторический исход» (А.Д.Столяр). Рука становится знаком человека в оппозиции «зверь — человек», его силы и власти.

Боги и богини

Следующий вопрос, который возникает в связи со знаком руки, это вопрос о его принадлежности мужчине или женщине. Изображение так называемой «большой руки», правой мужской руки с мощной мускулатурой, в пещере Ла Пасьега и на артефактах мелкой пластики задает связь руки с мужским началом, а позднее — с понятием «руки бога», властной, карающей, творящей. В дальнейшем сочетание правой руки с солярными знаками ведет к формированию символики солнечного бога, в том числе и египетского бога Атона. В том же ряду находится соединение круга небесных сфер и благословляющей руки Бога Отца в христианстве.

Многочисленные отпечатки женской левой руки на стенах палеолитических пещер говорят о присутствии магии богини-матери (теория А. Леруа-Гурана), связанной не столько с понятием власти, сколько с ее функцией творения жизни, оберега, дарования бессмертия в череде перерождений. Связь образа богини с птицей дала символику трехпалой или четырехпалой руки как подобия лапы птицы (8). Подобные изображения встречаются в изобилии в неолитической керамике. Раскрытая, оберегающая длань богини стала в дальнейшей традиции оберегом/амулетом: у египтян «рукой Исиды», у вавилонян «рукой Иштар», у мусульман «рукой Фатимы», у христиан «рукой Марии»; знаком моления и предстояния: акцент на огромных руках идолообразных языческих богинь, магический жест Макоши и Оранты.

Тему «руки» можно проследить:

на фольклорном материале, в традиционных гаданиях по руке или следу, в детском фольклоре («черная рука»);

в быту — сохранение силуэта руки маленького ребенка в семейном архиве;

на материале языковых формул — «тяжелая рука», «рука помощи», «поднять руку» на кого-либо, «просить руки» в свадебном обряде, «рука руку моет», «умыть руки», «положа руку на сердце», «тяжелая длань бога» как метафора судьбы и т.д.;

в ритуальной практике — целование руки священника и Прекрасной Дамы, рукопожатие как знак заключения договора или братства;

в геральдике — символ силы, верности, удачи, согласия.

Все это может быть темой исследовательской работы или обсуждения с учащимися. Особую тему составляет магия руки как части, замещающей целое, и тени, замещающей своего носителя (сказка Х.К. Андерсена «Тень» и одноименная пьеса Е. Шварца).