АРТ–ГАЛЕРЕЯ
Елена МЕДКОВА,
научный сотрудник ИХО РАО
МИФОЛОГИЯ ЗВЕРЯ
Подавляющее преобладание изображений зверей
и животных в палеолите является свидетельством
полного господства «мифологии зверя» и
анималистических доминант на этом этапе
осмысления человеком себя и мира. Наиболее
четкую картину генеалогии и эволюции
изображения животных дал А.Д. Столяр на основании
своей теории «натурального макета».
На таблице хорошо показан
переход от реальной натуры к абстрактному чисто
графическому изображению в пределах
палеолитического искусства. На это стоит
обратить внимание в связи с тем, что зачастую
противопоставление палеолита и неолита идет по
линии противопоставления «реалистического» и
«абстрактного», что является явным искажением
реального процесса. Последний в целом
подчиняется принципам волнообразной смены
предпочтений знаков иконического
(реалистического, фигуративного) типа и
знаков-символов. При этом ни те ни другие не
исчезают полностью из арсенала изобразительных
средств, а лишь отходят на второй план.
Сравните с процессами в
раннехристианском искусстве, иконоборческими
тенденциями в Византии, мусульманском и
протестантском искусстве, с возникновением
абстрактного искусства в начале ХХ века.
Развитие канона
На основании археологических данных
Столяр определяет назначение «натуральных
макетов» в качестве символического заменителя
реального зверя в обрядах инициации, которые
включали в себя обстрел макетов глиняными
шарами, имитирующими каменные метательные
орудия (так называемые сфероиды).
Наиболее эффектный макет пещерного
медведя (1) был найден в самом удаленном (520 м
от входа) и потаенном помещении пещеры Пеш-Мерль.
Воспоминание о наброшенной на макет шкуре
сохраняет ряд позднейших изображений типа
«Истекающего кровью медведя» из пещеры Трех
братьев, изображения мамонтов (2) или бизонов
с вписанными в них схематическими изображениями
конструкций (тектиформ).
Очень важно, что Столяр смог
выделить нечто вроде первичного канона
изображения животного: это всегда строго
профильное, замкнутое в целостный контур
изображение, в котором подчеркнута целостность и
неделимость образа зверя. Акцент сделан на
голову (профиль или «скрученная перспектива» с
изображением обоих рогов) и туловище
(подчеркнута масса туловища). Ноги переданы
схематично в виде вертикальных опор по схеме
«двуногого зверя», что, в свою очередь, придает им
незыблемую статичность. Изображения этого типа
изолированы и не связаны сюжетом. В них нет
доминирующих точек, организующих композицию по
координатам верх — низ. Каждый зверь
самодостаточен и занимает свое место, не
соотносясь с другими изображениями.
Дальнейшая эволюция этого исходного
ядра происходит в сторону обогащения деталями —
насыщение деталями контура, постепенный переход
к обозначению четырех лап, формирование позы
«летящего галопа», передающей динамику движения
путем синтеза двух его последовательных фаз.
Силуэтное изображение постепенно заполняется
цветом, сперва однотонным, а затем с градациями
внутри одного тона (3).
В отношении композиционных решений
намечается переход от единичного изображения в
хаосе множества к выделению пары (4), а затем
группы профильных фигур животных одного вида,
следующих в одном направлении (5).
Бык и лошадь
В ряде композиций, таких как
«прыгающая корова» и «пони» (пещера Ласко) (6),
не только появляется упорядоченный фриз из
животных (7), но обнаруживается некая иерархия
животных по схеме «большой — маленький»,
«верх — низ». С этой точки зрения корова в
вышеупомянутой композиции, изображенная выше
лошадей и в несколько раз больше, чем они,
занимает некое особое положение среди животных,
как бы венчает иерархическую пирамиду. По
отношению к ней лошади находятся на периферии.
Суть изображения символически
конкретизируется огромным знаком женского
начала в виде решетчатой структуры рядом с
коровой. Возможно, в оппозиции «бык — конь»
закодированы первичные представления о верхнем
и нижнем, зверином и человеческом, женском и
мужском.
Что бы ни означало это распределение
животных в магическом ритуале древних людей,
подобная схема соотношений закрепляется в
дальнейшей традиции.
В сцене ритуальной игры с быком из
неолитического святилища в Чатал-Хююке (8) в
сакральном центре все еще пребывает огромный
зверь, бык, как знак стихийной природной
сверхмощи, а на периферии, среди многочисленных
фигурок людей, присутствуют лошади, которые уже
полностью принадлежат миру людей.
Эстафету подхватывает искусство Крита
и древней Греции. В конечном счете главными
анималистическими «героями» средиземноморской
культуры, несмотря на меняющиеся за тысячелетия
смыслы, остаются все те же бык и лошадь. Об этом
свидетельствует драматургия испанской корриды,
в которой участвуют бык, выезжающие на конях
пикадоры и человек, а также изобразительная
традиция боя быков в творчестве Ф. Гойи и П.
Пикассо. Показательно, что главными героями
знаменитой «Герники» являются бык-убийца и
раненая лошадь. В русской сказочной традиции
лошадь и корова всегда становятся помощником
главного героя, а также содержат в себе
сакральную вселенную («Крошечка-хаврошечка»,
«Конек-Горбунок»).
Изображения животных эпохи расцвета
франко-кантабрийских пещерных храмов, по
образному выражению Э. Лаевской, полностью
«заслоняют собой человека. Зверь кажется более
чутким, интуитивно одаренным. Он больше
причастен природной тайне рождения и умирания.
Известные «колдуны» из Труа Фрер (пещера Трех
братьев. — Е.М.) — божества, духи или шаманы,
наделенные как антропоморфными, так и
зооморфными чертами, — демонстрируют не только
неразрывную слитность первобытного охотника с
окружающей его фауной, но и стремление
воплотиться в животное, через него занять свое
место во вселенной» (9–10).
Образ птицы
На последнем этапе развития
палеолитической живописи появляются единичные
разнофигурные изображения, дополненные сюжетом
и изображениями человека. Эти изображения
особенно интересны, так как проливают свет на
суть мифологических представлений древних людей
в доступной для нас форме.
На стенах пещеры Пиндаль (11) и в
композиции «Шахты с мертвецом» (12) в Ласко в
верхней части изображен один и тот же
драматический мотив гибели мужчины-охотника в
битве с превосходящим его по размерам зверем. В
нижней части в первом случае изображен ряд из
шести вертикальных женских безголовых фигур
(клавиформы), во втором — птица на шесте.
Особенностью второго изображения является то,
что птицеобразную форму имеет голова
поверженного, лежащего горизонтально охотника. И
клавиформы, и птицы часто встречаются в
палеолитическом искусстве в тесной связке, что
истолковывается соответственно: женщина —
«вместилище душ», принимающая, хранящая и
воспроизводящая их; душа — подобие птицы.
Было замечено, что птица появляется
рядом с охотником только в ситуации критической
для последнего. О трагическом исходе можно
судить по символике более поздних композиций.
Так, например, на чернофигурном блюде из Камироса
исход боя между Менелаем и Гектором в пользу
первого символически обозначен с помощью
летящей птицы на щите Гектора — знака отлетающей
души (13).
На примере древнегреческой вазописи
можно вместе с учащимися проследить эволюцию
образа богини-птицы в качестве обязательного
компонента ритуала перехода
жизни/смерти/воскрешения: в дипилонских
погребальных вазах птица, как и в
палеолитических изображениях, находится в
нижней зоне, под погребальным ложем. Позднее, в
чернофигурной вазописи, она перемещается в
верхнюю зону, над четверкой лошадей погребальной
колесницы или над погребальной ладьей/кораблем,
указуя путь на небо.
В классическую эпоху образы птицы и
богини совмещаются в композиции богини,
взлетающей на птице, возносящейся из вод на
небеса — Белофонный килик из Камироса. Афродита
на лебеде (14) (V в. до н.э.). В
христианской традиции этот семантический пучок
преобразуется в образы ангелов, архангелов и
серафимов. Поиск может быть продолжен как в
области изобразительной, так и поэтической
традиции.
Символы жизни и смерти
Другой мотив, ритмического танца
женщин, тоже может быть расшифрован на материале
античной керамики. Как пишет Л. Акимова,
присутствие в сценах смерти и оплакивания
умершего стоящих плакальщиц («кариатид»,
рожениц) означает не только плач, но и обещание
новой жизни умершему в круговороте жизни и
смерти (Дипилонская амфора со сценой
оплакивания) (15).
Мотив «танца жизни» прослеживается в
ритуале танца «журавля», который исполнил Тесей
в честь победы над Минотавром, в многочисленных
круговых хороводах на античной керамике и пр.
Этот сюжет дожил до ХVII века и воплотился на
полотне Н. Пуссена «Танец под музыку времени»
(16).
В свете этого можно сказать, что сцены
охоты в палеолитическом искусстве не были
изображением жанрового сюжета, а имели прямое
отношение к основным экзистенциям человека, к
проблемам жизни, смерти и бессмертия. В обеих
сценах мы имеем уже основные иконографические
обозначения: вертикаль и стояние — жизнь,
горизонталь и лежащая поза — смерть,
коленопреклоненная поза — близость к
потустороннему миру, зверь с опущенной вниз
головой — смерть, присутствие женщины или птицы
— залог возрождения и бессмертия.
С точки зрения опять же более позднего
искусства, нам становятся более понятными коды
поз животного эпохи палеолита. В так называемом
«зверином» стиле и ориентальной греческой
вазописи фризы пасущихся животных, животные с
поднятыми вверх головами или стоящие на задних
ногах рядом с мировым древом означают жизнь;
животные коленопреклоненные, с головой в позиции
знакомой нам «скрученной перспективы» или
окрашенной в черный цвет являются знаками смерти
(17).
С этой точки зрения можно истолковать
разные позы бизонов как коды разных жизненных
стадий: поза гона буйвола из Нио — жизнь, расцвет,
поза коленопреклоненного бега бизона из
Альтамиры — смерть; понять значение «черных
капюшонов» лошадей из пещеры Пеш-Мерль или
отсутствие голов в ряде изображений, фризов
«пони» и др. |